ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 3455
Скачиваний: 20
Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: « Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»
УПРАЖНЕНИЕ 14.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас я скажу „раз", и мы все закроем глаза, а ни счет „два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, „раз" (пауза), „два"».
Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку.
Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.
МОДИФИКАЦИЯ 1.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас каждый найдет себе партнера, из тех, кто сидит напротив. Сделайте это и убедитесь, что пара найдена». (Если в группе нечетное количество участников, тренер также включается в выполнение упражнения). Теперь я прошу всех закрыть глаза. Когда я скажу „начали", все мы встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами со своими партнерами. Итак, мы начали».
После того как все заняли места, можно задать вопрос: «Все ли оказались там, куда вы планировали придти?»
МОДИФИКАЦИЯ 2.
Участники сидят по кругу.
«В течение тридцати секунд посмотрите внимательно друг на друга, постарайтесь запомнить, кто где сидит (для усложнения упражнения можно ограничиться просьбой посмотреть внимательно друг на друга). Теперь закройте глаза. Сейчас некоторым из вас я предложу поменяться местами. Сделать это надо будет, не открывая глаз. Открыть их можно только после того, как вы окажетесь на новом месте.
Итак, Таня и Света, поменяйтесь местами».
Тренер называет каждый раз по два человека до тех пор, пока все члены группы не примут участие в упражнении.
МОДИФИКАЦИЯ 3.
Участники сидят по кругу.
«На счет „раз" каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. На счет „два" мы все закрываем глаза, встаем и находим свою пару. Открыть глаза можно только после моей команды».
Тренер следит за ходом упражнения и дает команду открыть глаза только после того, как все пары объединились.
УПРАЖНЕНИЕ 15.
Участники группы сидят по кругу.
«Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, „обратитесь в слух". Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».
Через одну-две минуты тренер просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так; каждый по очереди называет один звук, который он слышал, не повторяя то, что было названо до него.
При обсуждении обнаруживается, что некоторым участникам группы удается услышать звуки, которых не услышали, или, что гораздо вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).
УПРАЖНЕНИЕ 16.
Участники группы сидят по кругу.
«Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно, Одновременно осознавайте, какие чувства, состояния они у вас вызывают. Начнем: резко тормозит машина. Звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта. Шум морских волн, набегающих на берег. Упала и разбилась чашка. Орудийные залпы во время праздничного салюта и т. д.» После обозначения каждого звука тренер делает паузу (примерно 7—10 секунд).
В ходе обсуждения можно задать такие вопросы: «Какие звуки было представить легче, какие сложнее?» «Какие чувства у вас возникали?»
УПРАЖНЕНИЕ 17.
Все участники группы сидят по кругу.
«Закройте, пожалуйста, глаза и сосредоточьтесь на своих ощущениях. Постарайтесь зафиксировать все, что вы ощущаете сейчас, в данный момент. Для этого у нас есть пять минут». Через пять минут тренер продолжает инструкцию. «Откройте глаза. Пусть кто-нибудь из вас расскажет о своих ощущениях. Все мы будем внимательно слушать. Постарайтесь передать сбои ощущения как можно подробнее. Следующие участники, сообщая о своих ощущениях, не должны повторять то, о чем было уже рассказано. Например, если предыдущий скажет о том, что он слышал звук катера, который прошел по каналу, то об этом говорить не надо»,
Упражнение позволяет расширить представления о сенсорно воспринимаемых сигналах, потренироваться в их различении и описании.
УПРАЖНЕНИЕ 18.
Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.
«Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов „Я вижу...", содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать».
Тренер и участница группы садятся друг против друга.
Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на
коленях».
Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».
Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову»
и т. д.
«Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий».
Это упражнение позволяет осознать различие между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».
УПРАЖНЕНИЕ 19.
Упражнение проводится в парах.
«Это упражнение состоит из двух этапов: на первом этапе один из участников пары будет наблюдателем, а другой будет испытывать различные переживания. На втором этапе надо будет поменяться ролями и повторить все задания.
Задание 1. Сейчас тот из вас, кто будет испытывать переживания, выберет, ничего не говоря вслух, три различных переживания из вашей жизни, которые были для вас достаточно интенсивными. Они не должны быть похожими друг на друга. Пронумеруйте эти переживания — один, два, три.
Теперь возьмите вашего партнера за руки и скажите: „один". Затем отвлекитесь от окружающей обстановки, углубитесь в себя, перенеситесь в то время и то место, где вы испытали выбранное переживание и переживите его снова, но вслух ничего при этом не говорите. Пусть пройдет 1—2 минуты. Затем скажите „два" и включитесь во второе переживание. Затем — „три".
При этом заметьте: если, закрыв глаза, вы как бы со стороны видите ситуацию, в которой испытали выбранное переживание, и представляете себя в этой ситуации, то „войдите" внутрь образа. Когда вы окажетесь „внутри" и переживете те состояния, чувства, которые возникали у вас там и тогда, сожмите руку наблюдателя, чтобы дать ему понять, что именно в этот момент у вас возникло переживание. Наблюдатель просто следит за всеми теми изменениями, которые происходят с первым участником пары: цвет кожи, дыхание, поза, тонус мышц, размер зрачка и т. д. »
Примерно через шесть минут тренер продолжает инструкцию.
Задание 2. «Теперь тот, кто испытывает переживания, делает то же самое, что и раньше: называет номер и „включается" в соответствующее переживание. Наблюдатель же не только смотрит, но и описывает изменения, происходящие с партнером. Например, „уголки вашего рта приподнимаются, кожа бледнеет, левая щека напряжена больше, чем правая, дыхание учащается" и т. д. Надо следить за тем, чтобы это описание не включало интерпретаций, суждений, например, „вы выглядите счастливым" или „сей час вы обеспокоены" ».
На выполнение этого задания дается около десяти минут.
Задание 3. «Первый участник пары снова испытывает переживания, но не называет их номера. Он может начать с любого. Наблюдатель смотрит, ничего не говоря до тех пор, пока первый участник не закончит переживать. Тогда наблюдатель должен сказать, какое из трех переживаний имело место. Далее работа продолжается испытывающий переживания перебирает их в раз личном порядке до тех пор, пока наблюдатель не научится верно их идентифицировать. Если наблюдатель не справляется с задачей, не надо ему ничего говорить, а продолжайте работу ».
Задание 4. (Это задание по сути своей не относится к упражнениям на развитие наблюдательской сенситивности. Оно направлено на совершенствование способности понимания состояний другого). Первый участник пары испытывает по очереди каждое из трех переживаний, а наблюдатель старается понять содержание этого переживания настолько близко, насколько это возможно: это понимание может включать как описание состояния, так и ситуации, в которой оно могло возникнуть. Первый участник сообщает, на сколько описание соответствует действительности. После завершения упражнения можно про вести обсуждение возникших впечатлений, Участники могут поделиться трудностями, с которыми они столкнулись, перечислить те признаки, реакции, которые позволяли «опознавать» переживание. Обычно в результате проведения этого упражнения люди начинают больше замечать в облике другого, фиксировать такие изменения, на которые раньше не обращали внимания. Кроме того, это упражнение позволяет осознать различие между тем, что «я вижу» и моими интерпретациями, и тренироваться в описании другого, не прибегая к оценочным понятиям.
УПРАЖНЕНИЕ 20.
Участники делятся на группы 4—5 человек и становятся полукругом так, чтобы у каждой было достаточно пространства для работы. Перед каждым полукругом ставится стул.
«Сейчас все по очереди побывают в роли „слушающих". „Слушающий" должен будет постараться услышать и понять все, что будет происходить за его спиной, в то время как он сам будет сидеть на стуле перед своей подгруппой. Каждому „слушающему" дается три минуты. Остальные в это время будут совершать различные действия и по окончании их задавать „слушающему" вопросы о характере действия, о том, кто его исполнял и пр. Например, после приседаний следует вопрос:
„Что мы делаем?", после манипуляций с листком бумаги — „Что это было?", после тихого (шепотом) разговора двух участников группы — „Кто это был?" и т. д. Если слушающий ошибается, его надо поправить, рассказав ему, что было на самом деле. Все понятно? Давайте начнем».
В ходе обсуждения участникам могут быть заданы вопросы о действиях, которые они производили за спиной «слушающего», о характере ошибок, о том, что понималось сразу же и о возникших трудностях.
УПРАЖНЕНИЕ 21.
Участники группы сидят по кругу. Один из нас, кто именно, мы решим позже, выйдет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик". Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала.
После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз-два-три") мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали".
Если отгадывающему строки участнику не удается сделать это с первого раза, тренер предлагает всем повторить их слова еще раз и снова дает команду.
УПРАЖНЕНИЕ 22.
Это упражнение проводится в первый либо во второй день работы. Участники распределяются на 2 или 3 малые группы, каждая из которых располагается так, чтобы не мешать остальным.
«Сейчас один из участников подгруппы встанет спиной к остальным, которые по очереди (в любом порядке) будут задавать ему любые вопросы. Отвечающий перед каждым ответом должен будет называть имя того, кто задал вопрос. Если он назовет имя правильно, то ему задается следующий вопрос. В случае ошибки группа говорит об этом отвечающему и затем продолжает задавать вопросы. Каждый сможет задать один вопрос.
После того как все вопросы будут заданы, следующий участник становится отвечающим, и так до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Порядок установите сами».
Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно требует значительных усилий по правильному восприятию партнеров. Нередко допускаются ошибки,
При обсуждении высказываются идеи о том, что еще недостаточно хорошо удалось узнать друг друга, непривычно слушать голос, не видя перед собой человека.
Упражнение способствует развитию взаимодействия сенсорных каналов и побуждает участников к большей включенности в групповой процесс.
УПРАЖНЕНИЕ 23.
Упражнение проводится на третий-четвертый день работы, когда участники уже достаточно хорошо узнали друг друга. Ведущий делит группу на 2—3 подгруппы.
«Каждый из участников по очереди выходит перед своей группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).
Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он ошибается, то надо сказать ему об этом. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько их задает, подгруппа решает сама.
После того как будет задано 5—6 вопросов, (тренер приводит примеры, обращаясь к подгруппам), происходит смена отвечающих».
При обсуждении упражнения тренер обращает внимание участников на характер задачи, которую решал отвечающий. При искажении знакомого голоса его интонационные, тембровые, методические, эмоциональные и темпоритмические характеристики становятся для «узнающего» необычными. Однако в звучащей речи проявляются инвариантные характеристики, специфические для «искажающего». Их обнаружение и является задачей «отвечающего». В начале упражнения эта задача может показаться участникам нереальной. В этом случае тренер предлагает сосредоточиться на содержании работы, а многочисленные, иногда полные факты узнавания снимают эти сомнения. Предметом анализа могут стать возможности по варьированию характеристик речи, другие эффекты. Участники группы делают различные обобщения, например, о том, что женские голоса труднее различить, если они модулируются низкочастотным тембром, а мужские — высокочастотным.
Отсюда нередко делается вывод о большей вероятности ошибок в областях, где наш опыт ограничен или имеет стереотипизированные характеристики.
УПРАЖНЕНИЕ 24.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас каждый из бас получит карточку, на которой написано название животного. Прочитай те, что на ней написано, но так, чтобы подпись видели только вы сами».
Тренер раздает карточки с названиями животных, например, «собака», «петух», «кошка», «медведь» и т. д. Название одного и того же животного должно быть написано на двух, трех или четырех карточках. Таким образом, в группе численностью 12 человек могут быть розданы кар точки с названиями, например, четырех животных.
«Теперь закройте глаза. Мы все сейчас встанем и по моей команде начнем решать такую зада чу: обладатели карточек с одинаковыми названиями должны собраться в группы, прибегая только к одному средству — издавать звуки, соответствующие вашему животному. Открыть глаза можно будет только по моей команде. Начали».