Файл: Психогимнастика в тенинге (Хрящева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 3216

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение направлено на осознание своих привычек, стереотипов, принципов, что позволяет участникам в дальнейшем замечать их влияние на поведение свое и окружающих людей. Это повышает поведенческую и когнитивную гибкость, способствует преодолению барьеров проявления креативности.


УРАЖНЕНИЕ 21.


Участники группы сидят полукругом. Тренер стоит у доски или у листа ватмана, который прикреплен на стене.

«Сейчас я буду предлагать вам некоторые задачи. Выслушав условие, займитесь поиском решения. Обнаружив ответ, дайте об этом знать, например, поднятием руки, вслух ничего не говоря».

Приведем несколько задач, которые могут быть использованы в ходе такой работы.

Изменив местоположение одной монеты, нужно добиться того, чтобы на каждой оси лежало по четыре монеты.









Ответ: одну из монет, расположенных на горизонтальной оси, надо положить на монету, находящуюся на пересечении осей.

2. Изменив местоположение одной цифры, надо добиться того, чтобы равенство было верным.

102 = 100


Ответ: 102 = 100

3. Проведя в любом месте отрезок, надо добиться того, чтобы равенство стало верным.

V 1 = 1

Ответ: 1 = 1


В ходе решения задач, которые предлагаются группе по очереди, тренер обращается к тем участникам, которые пока не нашли решения, с предложением проговаривать вслух все возникающие у них идеи. Очень часто во время такого проговаривания у кого-то из слушателей, не имеющих решения, оно возникает. Обращаясь к ним с вопросом: «Как возник ответ?», мы получаем возможность выйти на идею значения ассоциативных механизмов в ситуации решения творческих задач.

Эта работа также позволяет участникам тренинга креативности осознать, как мешают ее проявлению различные барьеры и какие они могут быть.

Очень наглядным является факт создания самим человеком рамок, ограничивающих его возможности при решении задачи, например, при обсуждении впечатлений, возникших в процессе работы с первой задачей, участница одной из групп сказала: «Я решила, что монеты надо передвигать, не отрывая от поверхности листа», а другая сказала: «Я решила, что все монеты должны быть видны». Очевидно, что таких ограничений не было в условии задачи, и они созданы самими людьми.

Еще один барьер проявления креативности, который практически всегда удается обнаружить в ходе работы над такими задачами, это — неадекватная, особенно заниженная самооценка. Вот реплика одной из участниц группы тренинга креативности, которая прозвучала во время проговаривания тренером второй задачи: «О, это математика, я ее совсем не знаю», хотя понятно, что уровень математических знаний, необходимых для решения этой задачи, есть у каждого.

Работа над такими задачами в рамках тренинга креативности позволяет участникам группы осознать этапы креативного процесса. Для того чтобы побудить участников обратить внимание на это, тренер, перед тем как дать условие задачи, говорит: «Просьба в ходе решения обращать внимание на все состояния, которые у вас возникают», а в ходе обсуждения впечатлений предлагает рассказать об этих состояниях, их характерных особенностях и динамике.



УРАЖНЕНИЕ 22.


Участники группы сидят по кругу. «На предыдущих этапах работы мы говорили о неоднозначном влиянии нашего опыта на проявления креативности: в одних случаях наличие опыта явно помогало найти решение в проблемной ситуации, в других — ограничивало сферу поиска ответа, создавало рамки.

Сейчас мы некоторое время поработаем в малых группах по 4—5 человек в каждой, В ходе этой работы надо сформулировать характеристики, которыми должен обладать „хороший" опыт, опыт, способствующий проявлению креативности. На обсуждение в малых группах и формулирование характеристик у нас будет примерно 20 минут».

Во время работы тренер подходит к каждой из подгрупп и помогает формулировать эти характеристики, качества опыта.

После завершения работы в малых группах, все возвращаются в круг, и каждая группа поочередно представляет получившиеся у них результаты, в случае необходимости поясняя и комментируя их.

В проведенных нами группах тренинга креативности участники всегда называли основные характеристики «хорошего» опыта: разнообразный, осознанный, структурированный, нестатичный.

УРАЖНЕНИЕ 23.


Участники группы сидят полукругом.

У тренера в руках лист с изображением куба.

«Посмотрите, пожалуйста на этот лист и скажите, что вы видите на нем».

Участники высказывают свои версии. Тренер подводит итог, повторяя то, что было сказано. Обычно это — рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната и т. д. После этого тренер продолжает инструкцию:

«У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?».

В процессе обсуждения участники группы высказывают идеи относительно влияния предыдущего опыта на восприятие, когда «узнается» ранее выстроенная в сознании конструкция.

В зависимости от уровня группы или достигнутого ею к этому моменту работы уровня понимания проблемы эта идея может облекаться в разные формулировки: «мы узнаем вещи, которым сами дали имя (название), при этом другие могут даже не подозревать, что этот объект означает для нас», «нам сказали, что такая форма называется кубом, поэтому мы и видим его» и т. д.


3. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕНА РАЗВИТИЕ КРИАТИВНОСТИ.


Упражнения, включенные в этот раздел, посвящены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т. д. Кроме того, сюда же вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.


УРАЖНЕНИЕ 24.


Участники группы сидят по кругу.

У тренера в руках мяч.

«Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч) — апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».


Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте попробуем работать быстрее».

Также тренер обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае тренер может сказать: «Появилась новая область — страна-производитель».

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.


УРАЖНЕНИЕ 25.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем мяч — называем какой-либо цвет, а когда ловим — объект такого цвета, будем внимательны и постараемся не повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе».

Использование в инструкции слова «объект», а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае тренер сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.


УРАЖНЕНИЕ 26.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: „воздух", „земля" или „вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово „воздух" — название птицы, во втором случае („земля") — животного, и если было сказано „вода" — название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее».

По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп.

Упражнение направлено на развитие беглости мышления.


УРАЖНЕНИЕ 27.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будет грузить баржу. Делать это мы будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-либо слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я».


Данное упражнение направлено на развитие двух характеристик креативности — беглость мышления (через скорость извлечения информации из памяти) и самообладание в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих. В ходе упражнения периодически возникают остановки, связанные с тем, что кто-либо из участников не успевает отыскать очередной предмет для «погрузки». Участники групп поясняют это разными причинами: «Мне ничего не приходит в голову», «Слово, которое я приготовил, только что назвали», «Я не могу так быстро». Во время остановок тренер может попросить участников, у которых есть что « погрузить» на баржу, поднять руки или назвать три предмета для погрузки. Тренер обязательно принимает участие в упражнении. Когда работа завершена, тренер обращается к группе с вопросами: «Какие тактики „погрузки" Вы использовали?», «Что мешало, затрудняло выполнение задания?» В ходе обсуждения группа, как правило, обращается к идее барьеров, необходимости развития самообладания, предлагает конкретные приемы, связанные с подготовкой значительного количества предметов и их заменой, представлением класса предметов (конфета, карамель, кекс, курага, казинаки), с образным инициированием вариантов (представление страницы словаря или энциклопедии, где приводятся слова на эту букву или воображение прилавка канцелярского магазина, где можно обнаружить предметы, начинающиеся на самые разные буквы).


УРАЖНЕНИЕ 28.


Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

«Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К. Например, „Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».

Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на. результатах последующей работы.

Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.


Затем тренер продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т. д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа.)

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.


УРАЖНЕНИЕ 29.


Участники группы сидят по кругу. «Сейчас каждым по очереди будет, взяв свой стул, входить в круг и, по очереди садясь напротив каждого из оставшихся в кругу, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа».

Возможна модификация: тот, кто садится напротив каждого из оставшихся в кругу участников, отвечает на задаваемые ему вопросы.

Упражнение направлено на развитие гибкости, точности, оригинальности мышления. Обычно проходит весело, существенно улучшает настроение в группе.


УРАЖНЕНИЕ 30.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, выдвигать аргументы „за" и „против" создания семьи. Мы будем чередовать наши доводы: первый (тот, кто начнет), бросая мяч, предложит аргумент „за", второй — „против", третий — „за" и т. д. При этом договоримся, что будем пользоваться формулировкой „создавать семью надо, потому что ..." и „создавать семью не стоит, потому что ..."».

Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. В ходе упражнения тренер обращает внимание участников группы на моменты, когда происходит переход в новую содержательную область, например, из сферы быта в сферу искусства или профессиональной деятельности.

Если упражнение проводится после работы с ассоциациями, то тренер может обратить внимание группы на наблюдаемые эффекты продолжительного порождения ассоциаций в одной содержательной области и трудности, связанные с преодолением влияния определенных фрагментов прошлого опыта.

Это упражнение, также как и следующее, может быть шагом, предваряющим более продолжительную работу, направленную на развитие версионного мышления.


УРАЖНЕНИЕ 31.


Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

«Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это у вас будет три минуты».

Через три минуты тренер предлагает каждому сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается, и тренером не комментируется. Если в группе все же возникают вопросы, много или мало аргументов написано, высказываются оценки и самооценки («ой, а у меня совсем мало»), тренер не реагирует и не поддерживает обсуждение.