ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 3441
Скачиваний: 20
При обсуждении упражнения удается получить конкретный перечень средств, которые использовались участниками для изменения состояния своего партнера, а также описание усилий «грустных» участников, которые им приходилось прилагать, чтобы сохранить свое состояние. В резуль тате обсуждения появляются идеи о необходимости гибкости в выборе средств, используемых дли изменения состояний, об отсутствии универсальных алгоритмов этих средств.
Упражнение проходит динамично, требует значительных усилий участников в поиске средств изменения состояния их партнера. Упражнение может создавать эффекты, связанные с активизацией защитных механизмов участников, поэтому тренеру следует учитывать эту возможность при подборе пар и в ходе обсуждения.
МОДИФИКАЦИЯ.
Все участники садятся по кругу.
«Сейчас нам надо будет решить такую задачу изменить состояние Сергея, которому грустно Он расстроен и не расположен с нами разговаривать. (Тренер заранее договаривается с Сергеем ч его участии в упражнении.) Мы можем рассказывать Сергею истории, говорить что-либо приятное и т. д.»
Так как в этом случае усилия всей группы концентрируются на одном участнике, то его состояние меняется быстро. В ходе обсуждения обращается внимание на действия, фразы, которые в наибольшей степени влияли на изменение состояния Сергея, а также на то, что было для него безразличным или неприятным.
УПРАЖНЕНИЕ 36.
Все участники становятся по кругу.
«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.
«Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения).
Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно».
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях.
В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи.
УПРАЖНЕНИЕ 37.
Группа садится по кругу.
«Для выполнения этого упражнения нам понадобится доброволец. (Тренер ждет, пока кто-либо не выскажет желания участвовать в упражнении.) Теперь нам всем надо собраться и последовательно воспроизвести все, что делал, говорил (говорила) Олег (Таня) с начала нашей работы. Олег (Таня), ты, пожалуйста, внимательно наблюдай за нашей работой, а потом дополнишь или исправишь нас. Давайте начнем».
Может быть предложена более сложная задача: попытаться воспроизвести последовательность поведения одного из участников за весь прошлый день, т. е. попытаться вспомнить все его высказывания, жесты, действия. Тренер может и сам предложить кандидатуру, ориентируясь на участника, которому, по его оценке, недоставало внимания и который не будет испытывать дискомфорта при обращении всей группы к нему.
Упражнение дает возможность осознания необходимости большего внимания друг к другу, позволяет восстановить материал предыдущего этапа работы, сплотить группу.
УПРАЖНЕНИЕ 38.
Все участники садятся по кругу.
«Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делали сегодня в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что происходило с вами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя».
Упражнение проводится, как правило, в конце дня, перед тем как участники будут высказывать свои впечатления от работы. Его выполнение позволяет лучше запомнить структурировать приобретенный опыт.
2. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПЛАНА
В этот подраздел вошли психогимнастические упражнения, в ходе которых участники тренинга приобретают опыт, позволяющий двигаться к содержательной цели тренинга. Кроме того, эти упражнения дают возможность тренировки тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие.
В первую часть каталога входят упражнения по следующим темам:
-
установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание;
-
передача и прием информации;
-
умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек.
А. Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния
Психогимнастические упражнения, вошедшие в эту часть, позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные, вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.
УПРАЖНЕНИЕ 39.
Все участники располагаются большим полукругом.
«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».
После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.
УПРАЖНЕНИЕ 40.
Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).
«На счет „раз" каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Нас четное количество, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу „два", вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу „раз", и вы должны найти себе новую пару, а на счет „два" начать делать одинаковое движение с новым партнером».
Обычно мы даем возможность участникам группы выполнить это задание 3 раза, после чего приступаем к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса: «Как создавалась пара?» и «Как происходил выбор одинакового движения?». Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выражение лица, улыбка, легкое движение вперед, навстречу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуждения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе общего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить
эту проблему. При этом могут быть выявлены такие
варианты взаимодействия:
-
один из участников пары проявляет инициативу, тем самым подавляя инициативу другого;
-
один из партнеров проявляет инициативу с полного согласия другого;
-
в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного участника пары к другому и наоборот;
-
взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга.
УПРАЖНЕНИЕ 41.
Участники садятся по кругу.
«Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или „Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, 6 свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»
После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?».
УПРАЖНЕНИЕ 42.
Все участники садятся по кругу.
«Мы можем продолжать работать над проблемой установления контакта и сейчас выполним такое упражнение. Пусть кто-нибудь (кто именно, мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека».
Тренер спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить в контакт.
Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична приведенному выше, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.
При обсуждении результатов упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при установлении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания (или его отсутствием) вступить в контакт. Часто появляются идеи о необходимости дополнительной тренировки в интересах приобретения однозначности своих проявлений подобного рода, просьбы повторить, продлить или модифицировать это упражнение. Характерно, что группа, как правило, воспринимает эти идеи очень заинтересованно и эмоционально.
УПРАЖНЕНИЕ 43.
Группа садится по кругу.
«Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если 6 группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении. ) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.
При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
УПРАЖНЕНИЕ 44.
Все участники садятся по кругу.
Тренер раздает чистые листы бумаги.
«Разделите, пожалуйста, лист бумаги на четы ре равные части. Сейчас мы немного порисуем. В первом квадрате нарисуйте начало вашей беседы с начальником, во втором — с подчиненным, в третьем — с равным по социальной или профессиональной роли, в четвертом — начало беседы 6 идеальных (оптимальных), с вашей точки зре ния, условиях. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка».
После того как участники нарисуют свои картинки, тренер просит передать их по кругу для того, чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Когда все рисунки возвратятся к «авторам», тренер предлагает поделиться своими впечатлениями, которые появились у участников. Обсуждение позволяет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам о начале беседы в различных ролевых позициях, а также к тому, что в этом случае способствует, а что препятствует установлению контакта. Это упражнение дает обширный материал в группах руководителей различного ранга и требует от тренера четкого и динамичного ведения обсуждения.
УПРАЖНЕНИЕ 45.
Участники группы сидят по кругу.
«Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся, а также его настроение, состояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой бы хотели побудить другого человека на какие-то действия, например, вы обращаетесь к коллеге с просьбой прочитать вместо вас лекцию или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»
Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию:
«Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать возникающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут».
После того, как все будут готовы, тренер предлагает участникам разбиться на группы по 4—5 человек в каждой и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1—2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечатления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание».