ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2020
Просмотров: 311
Скачиваний: 1
1.1. Социологический взгляд на общество
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам.
Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».
Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.
Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое словосочетание «социология» для обозначения высшей науки об обществе.
Как любая научная дисциплина, социология выполняет две основных функции: эвристическую (познавательную) и праксеологическую (прикладную). Эвристическая (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) функция социологии заключается в том, что эта наука формирует в будущем специалисте новый, профессиональный взгляд на мир человеческих отношений. Корпус социологического знания включает в себя различные предметные области, стили мышления и идеологии. Многие из них несопоставимы друг с другом. В конгломерате, объединенном общим наименованием «социология», сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Логика социологического мышления показывает, что социальное поведение, действия человека являются элементами более широких структур – групп, общностей, социальных институтов, в которых люди связаны различными сетями и нитями взаимной зависимости.
Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.
Эвристическая сущность социологии точно отражена в понятии «социологическое воображение», предложенном Чарльзом Р. Миллсом (1916 – 1962). Оно позволяет социологу: 1) рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные желания); 2) понимать скрытые структурные параметры всех социальных явлений; 3) вскрывать воздействие традиций и исторического прошлого на нашу современность; 4) принимать во внимание динамику, развитие социальной среды; 5) признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни.
Иными словами, социологическое воображение - это способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества. Социолог обладает способностью в любом источнике информации найти структурную связь событий, определить их включенность в современную историю, увидеть за разрозненными и спонтанными на первый взгляд действиями людей присутствие скрытой коллективности.
Преимущества, которые предоставляет знание социологии, не ограничиваются сферой личностного роста. Праксеологическая (греч. praxis – действие) функция социологии позволяет использовать эту науку в качестве исследовательского инструмента во многих областях человеческой жизнедеятельности. Социологи помогают формировать государственную политику и систему права, участвуют в решении вопросов, касающихся национальных конфликтов, системы образования, социального обеспечения и культуры. Кроме того, социологическое образование - хорошая подготовка к трудовой деятельности. Большое число профессиональных социологов работают в сфере государственного и муниципального управления, маркетинговых и политологических исследований, в общем, везде, где требуются специалисты, обладающие навыками исследовательской работы.
1.2. Объект и предмет социологии
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.
Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
-
глобальное мировое сообщество;
-
традиционное национальное общество;
-
микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
-
индивид.
Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор – т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.
Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.
Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.
Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.
Таким образом, используя социологический подход, мы извлекаем из этого два важнейших урока: во-первых, мы узнаем, что социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости; во-вторых, усвоив основы социального устройства, мы сами нередко оказываем влияние на жизненный выбор других людей, повергаем «корректировке» ход целого ряда социальных процессов.
Рис. 1. Механическая модель структуры
Итак, предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.
Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:
-
групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);
-
становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);
-
социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).
Ключевое определение: социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа (Н. Смелзер).
1.3. Социология в системе наук
Для наиболее полного представления о предмете социологии необходимо рассмотреть ее связь другими общественными, естественными и гуманитарными науками.
До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни.
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.
Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии.
Для философии исходный пункт исследования — это человек, а для социологии — общество. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология рассматривает личность как социальный тип. Философия решает общественные проблемы умозрительно, основываясь цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности.
О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О. Конт.
История. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология — in factum, т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.
Политология изучает политическую действительность, политическую жизнь общества (государство, его институты и нормы, политическое поведение людей, властные отношения между ними). Социология анализирует общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п. Между социологией и политологией существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина — социология политики.
Социология тесно взаимодействует с экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности оказывают влияние радикальные сдвиги в экономике. Многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология села и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях и осуществляются в рамках экономической социологии.
Социология как наука имеет много общего с психологией. Сходства этих наук возникают тогда, когда в фокусе научного анализа оказывается человеческая личность. Тем не менее, у социологии и психологии имеются и существенные методологические различия. Если главное внимание психологии сосредоточено на изучении индивидуального «Я», то социологию интересуют проблемы межличностного взаимодействия «Мы». На стыке психологии и социологии развивается новая наука социальная психология.
У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания.
Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии — социологии труда, социологии образования, социологии культуры, социологии спорта и ряда других. Именно на междисциплинарной основе, развивается социолингвистика и социальная педагогика.