ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 804
Скачиваний: 5
В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал.
План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.
Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути се решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.
Внимание в реферате акцентируется на новых сведениях, определяется целесообразность обращения к тем или иным проблемам, книгам, статьям и т.п.
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем реферата.
Объем реферата — от 5 до 10 машинописных страниц или 10—15 страниц написанного от руки текста.
На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, дату написания работы.
Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). Для газетной статьи кроме названия и года издания указывают также дату.
Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.
Содержание реферата студент должен докладывать на семинаре. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 7—10 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. Свободное изложение значительно улучшает восприятие материала слушателями. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее ознакомились с текстом реферата и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения написанного и доложенного реферата студенту выставляется соответствующая оценка.
Примерная тематика рефератов
-
Особенности объекта предмета науки теории государства и права.
-
Дискуссионные вопросы предмета теории государства и права.
-
Двойственность объектов и единство предмета теории государства и права.
-
Политико-юридический характер теории государства и права.
-
Значение методологии в познании государства и права.
-
Связь предмета и метода науки.
-
Частноправовые методы теории государства и права.
-
Сущность и социальное назначение государства.
-
Диалектика взаимосвязи классового и общечеловеческого в сущности государства.
-
Социологическая концепции государства.
-
Легистская концепции государства.
-
Либертарная концепции государства.
-
Основные черты и особенности государства.
-
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства: сравнительный анализ.
-
Личностный подход в типологии государства.
-
Общие проблемы понимания категории «форма государства».
-
Особенности формы Российского государства на современном этапе.
-
Федерализм в России: проблемы развития.
-
Нетипичные формы правления.
-
Проблемы понятия и классификация функций государства.
-
Классификация и эволюция функций российского государства.
-
Формы и методы реализации функций государства.
-
Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства».
-
Разновидности современных систем государственных органов.
-
Механизм народовластия.
-
Взаимодействие органов государства и местного самоуправления.
-
Основания различных подходов к пониманию права.
-
Марксистская теория права.
-
Социологическая теория права.
-
Естественно-правовая доктрина.
-
Психологическая теория права.
-
Нормативистская теория права.
-
Историческая школа права.
-
Широкое понимание права.
-
Интегративный подход к праву.
-
Критерии типологии правовых систем.
-
Юридический прецедент как форма права.
-
Нормативный договор как форма права.
-
Правовой обычай.
-
Источники права в Российской Федерации.
-
Основания построения системы права.
-
Отрасли российского права: проблемы развития.
-
Концепция примата международного права.
-
Система российского права и международное право.
-
Частное и публичное право: дискуссионные вопросы их разграничения.
-
Специализация и унификация российского законодательства.
-
Тенденции развития современного российского законодательства.
-
Законодательство субъектов Федерации: понятие, проблемы становления.
-
Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
-
Понятие и структура правоотношений.
-
Содержание правоотношения.
-
Понятие и структура субъективного права.
-
Понятие и структура юридической обязанности.
-
Дискуссионные вопросы юридических фактов и фактических составов.
-
Дефектность юридических фактов.
-
Правовое воздействие и правовое регулирование: понятие и соотношение.
-
Норма права в механизме правового регулирования.
-
Структура и стадии механизма правового регулирования.
-
Способы и типы правового регулирования.
-
Эффективность механизма правового регулирования.
Методические рекомендации
по подготовке и сдаче экзамена
В период зачетно-экзаменационной сессии предусматриваются такие основные виды учебной работы, как групповые и индивидуальные консультации, экзамены по дисциплине «Проблемы теории государства и права».
Практика показывает, что успешно сдают экзамены те студенты, которые систематически на протяжении всего семестра изучали рекомендованную литературу и широко пользовались консультациями и другими видами помощи преподавателей.
Большую ошибку допускают те студенты, которые подготовку к экзаменам откладывают до последнего момента. Подготовку к сессии рекомендуется начинать за один-полтора месяца до ее начала. Повторяя уже знакомый материал, студент должен обратить внимание на его обобщение и систематизацию. Не следует при этом забывать и об использовании накопленных в процессе изучения курса планов, тезисов, конспектов прочитанных книг, записей.
При повторении следует учесть те критические замечания, которые были сделаны по данной дисциплине.
Процесс повторения изученного материала должен быть активным. Одно только многократное перечитывание материала малополезно. Повторяя материал, следует составлять схемы, таблицы, обзоры, делать наброски и пометки.
Объем знаний, требуемых от студентов на экзаменах, определяется программой, поэтому программа по каждому предмету должна быть тем основным документом, по которому студент должен проверять степень своей подготовленности к экзаменам. После окончания работы над той или иной темой студенту следует продумать этот материал и ответить на все вопросы программы, раскрывающие содержание данной темы или главы.
Большое значение для подготовки к экзаменам имеют консультации, на которых студент должен задать все неясные для него вопросы и получить необходимые советы и рекомендации преподавателя.
Консультация - это активный процесс восприятия знаний. Идя на консультацию, каждый студент должен хорошо к ней подготовиться: тщательно продумать, какие конкретные вопросы ему неясны, по каким вопросам он хочет получить более подробные сведения. Ответы преподавателя следует конспектировать.
Большое значение в период подготовки к экзаменам имеет правильная организация труда и отдыха. Для плодотворного учения необходимо «благоустроить» рабочее место с хорошим освещением. Надо, чтобы работать было удобно.
Когда долго сидишь за столом, то до какой-то степени нарушается кровообращение. Чтобы избежать этого, через каждые 30-40 минут нужно отвести назад голову, потянуться, использовать эти 5-10 минут, чтобы сделать гимнастические упражнения: они помогут быстрее восстановить глубокое дыхание, нормализовать кровообращение.
Садясь заниматься, следует по возможности устранить то, что мешает сосредоточиться, - шум, посторонние разговоры. Комната для занятий должна быть хорошо проветрена.
Курсовые экзамены являются важной формой контроля знаний студента и его подготовки по данной дисциплине. Они имеют своей целью:
а) выяснение и оценку знаний студента;
б) проверку умения студента применять положения теории на практике;
в) в отдельных случаях - оказание студенту методической помощи для дальнейшей самостоятельной работы и углубления знаний по данной дисциплине.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы.
Перед экзаменом на консультации, как правило, спрашивают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходимо запоминать определение понятий, ибо именно в нем фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.
Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий "наращивает" свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопустимо.
Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.
Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запоминанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум.
Следует распространить этот метод запоминания и на некоторые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеобразной схемы, специфического универсального набора.
Такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облегчить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к анализу конкретного учебного материала.
Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.
Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы "свалить" экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны.
Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.
Важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, иллюстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы.
На консультациях подчас задают вопросы: каким пользоваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, по-разному интерпретирующих философские проблемы государства и права и т. п., и поэтому в каждом из них есть свои достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.
Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лекциями, учебниками и т.п. максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее посмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему поможет программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.
На экзамене студент имеет право пользоваться программой по данному предмету. Программа окажет содействие и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами и применяя приемы, так сказать, "систематического и логического толкования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.
Получив экзаменационный билет, студент должен тщательно продумать все вопросы. Если ему непонятен какой-то вопрос, он может обратиться к экзаменатору за разъяснением.
При подготовке к ответу не рекомендуется делать пространные записи. Внимательно продумав вопрос, нужно найти в нем главное, наиболее существенное и в соответствии с этим составить план ответа.
При ответе следует придерживаться логической последовательности: выдвинув положение, необходимо его раскрыть, обосновать, подкрепить примерами, проиллюстрировать и сделать выводы.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.
Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:
-
правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);
-
полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
-
умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
-
логика и аргументированность изложения;
-
грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
-
культура речи.