ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 522
Скачиваний: 4
федеральное агентство по образованию
воронежский государственный
промышленно-гуманитарный колледж
Методические указания
для проведения практических занятий
по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
Для студентов специальностей
040101 «Социальная работа», 050501 «Профессиональное обучение», 050711 «Социальная педагогика»
ВОРОНЕЖ
2
006
ББК 88
М 54
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа
Составитель И.Н. Бычкова
М 54 |
Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология» : для студентов специальностей 0314, 0205,0308 / Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. И.Н. Бычкова]. – Воронеж : ВГПГК, 2006. – 36 c. Приведены методики психодиагностики, личностных особенностей и познавательных способностей. предназначены для студентов специальностей 0314 «Социальная педагогика», 0205 «Социальная работа», 0308 «Профессиональное обучение». Может быть рекомендовано студентам колледжа при изучении дисциплин психолого-педагогической подготовки и прохождении педагогической практики. ББК 88 |
Редактор Н.Р. Подобедова
Компьютерная верстка В.С. Тараненко
Подписано в печать 20.06.2006. Формат 60 84 1/16. Бумага для офисной техники..
Гарнитура Таймс. Ксерография. Усл. печ. л. 2,1. Уч.-изд. л.1,21. Тираж 50 экз.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)
Издательский центр ВГПГК
Адрес колледжа и издательского центра:
394000 г. Воронеж, пр. Революции, 20
© © |
Бычкова И.Н., 2006 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2006 |
Раздел 1 «Введение в психологию»
Тема «Методы психологии»
Практическое занятие «Методы психодиагностики»
Цель: изучение проективных тестов.
Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности и рассматриваются как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, неосознаваемых сторон личности. В основе проективных методик лежит предположение о том, что творчество, высказывания несут на себе отпечаток (проекцию) личности.
Методика «РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО»
Цель: изучение личностных особенностей.
Материалы: лист нелинованной белой бумаги, карандаш, резинка.
Процедура исследования. Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после выполнения рисунка.
Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай также для него несуществующее имя». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «можешь рисовать, как хочешь».
Лист бумаги дают в руки испытуемому, чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать.
После того как рисунок будет закончен, с испытуемым проводится беседа по следующей схеме:
1. Где живет это существо? Какое у него жилище?
2. Чем оно питается?
3. С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?
4. Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?
5. Кто его враги?
6. Кто из живущих на Земле его друзья?
7. Что ему нужно для полного счастья?
Обработка и анализ результатов. Рисуемое животное – представитель самого рисующего. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых, нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя с животным.
Интерпретация:
1. Положение рисунка на листе:
– ближе к верху – высокая самооценка, потребность в признании;
– ближе к низу – неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие стремления к признанию.
2. Голова:
– повернута направо (<) – реализм, обдумывание, планирование;
– повернута влево (>) – склонность к размышлению, нерешительность, страх перед активным действием;
– положение в фас – эгоцентризм.
3. Уши: значимость мнения о себе окружающих. Большие – считает, что окружающие большого мнения о нем.
4. Рот:
– рот с языком – вербальность, значение слов;
– рот с зубами – агрессия, но защитная;
– рот с губами – чувственность;
– рот, открытый без губ и языка – легкость возникновения страхов и опасений, недоверия;
– круглый заштрихованный рот – тревожность, боязливость.
5. Глаза – особое значение. Символ присущего человеку страха. Степень страха. Особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки.
6. Ресницы – степень заинтересованности в восхищении окружающих.
7. Рога, клыки, иглы, когти, клювы – агрессия.
8. Перья – само украшение, демонстративность или самооправдание.
9. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на свою сексуальную роль.
10. Большая голова – мыслительный тип, испытуемый ценит в себе и окружающих рациональное начало, эрудицию.
11. Опорная часть фигуры (ноги, лапы и т. д.):
– крепкая, основательная – уверенность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию;
– слабая опора – мечтательность, легкомысленность, поверхностность суждений, импульсивность принятия решений, особенно при отсутствии ног.
12. Характер соединения ног с корпусом:
– точно, тщательно – хороший контроль над своими рассуждениями;
– небрежно, слабо или не соединены совсем – слабый контроль за своими решениями.
13. Форма ног:
– однотипная, однонаправленная – конформность суждений и установок;
– разнообразная – своеобразие суждений, самостоятельность, творческое начало.
14. Крылья – энергия, уверенность в себе.
15. Щупальца – любознательность, увлеченность своей деятельностью.
16. Украшения (детали панциря, бантики, завитушки, цветки и т.д.) – склонность обращать на себя внимание, манерность.
17. Хвосты – отношение к собственным действиям и решениям:
– хвост повернут вправо (<) – положительное;
– влево (>) – отрицательное;
– вниз – недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние.
18. Контур:
– четкий – высокоэнергетичный тип личности;
– слабый – малоэнергетичный;
– толстый контур – страх, тревога;
– наличие выступов – защита от окружающих (агрессивная защита, если рисунок в острых углах).
19. «Щиты»:
– вверху – опасения и подозрительность против начальства, учителей, родителей;
– внизу – против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у сверстников, подчиненных; боязнь осуждения;
– боковые – опасность, готовность к защите и самозащите (справа – в процессе деятельности, слева – защита своих мнений, убеждений, вкусов).
20. Особенности животного:
– человекоподобие означает инфантильность, эмоциональную незрелость;
– признак пола – фиксация на проблеме секса, сексуальная озабоченность;
– внимание к механическим, электрическим частям – шизоидность характера.
21. Фигура круга в рисунке, особенно ничем не заполненного – замкнутость, сокрытие своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе.
Методика «незаконченные предложения»
Цель: изучение личностных особенностей.
Материалы: бланк теста, авторучка.
Процедура исследования. Тест состоит из 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен дополнить.
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
1. Думаю, что мой отец редко ...
2. Если все против меня, то ...
3. Я всегда хотел (а) ...
4. Если бы я занимал руководящий пост ...
5. будущее кажется мне ...
6. Мое начальство ...
7. Знаю, что глупо, но боюсь ...
8. Думаю, что настоящий друг ...
9. Когда я был ребенком ...
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ...
11. По сравнению с большинством других семей моя семья ...
12. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной ...
13. Интереснее всего мне общаться ...
14. Моя мать и я ...
15. Сделал бы все, чтобы забыть ...
16. Если бы мой отец только захотел ...
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ...
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ...
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством ...
20. Надеюсь на ...
21. В школе мои учителя ...
22. Большинство моих друзей не знает ...
23. Не люблю людей, которые ...
24. Раньше я ...
25. Считаю, что большинство девушек (юношей) ...
26. Супружеская жизнь кажется мне ...
27. Моя семья обращается со мной как с ...
28. Люди, с которыми я учусь (работаю) ...
29. Моя мать ...
30. Моей самой большой ошибкой было ...
31. Я хотел бы, чтобы мой отец ...
32. Моя наибольшая слабость ...
33. Моим скрытым желанием в жизни ...
34. Те, кто от меня зависит ...
35. Наступит день, когда ...
36. Когда ко мне приближается мой руководитель ...
37. Хотелось бы перестать бояться ...
38. Мне нравятся люди, которые ...
39. Если бы я снова стал ребенком ...
40. Считаю, что большинство мужчин (женщин) ...
41. Если бы у меня были нормальные сексуальные отношения ...
42. Большинство известных мне семей ...
43. Люблю общаться с людьми ...
44. Считаю, что большинство матерей ...
45. Когда я был младше, то чувствовал себя виноватым, если ...
46. Думаю, что мой отец ...
47. Когда мне начинает не везти, я ...
48. Когда я даю другим поручение ...
49. Больше всего я хотел бы в жизни ...
50. Когда я буду старым ...
51. Люди, превосходство которых я над собой признаю ...
52. Мои опасения не раз заставляли меня ...
53. Когда меня нет, мои друзья ...
54. Моим самым живым воспоминанием детства является ...
55. Мне очень не нравится, когда женщина (мужчина) ...
56. Моя сексуальная жизнь ...
57. Когда я был ребенком, моя семья ...
58. Люди, учатся (работают) со мной ...
59. Я люблю свою мать, но ...
60. Самое худшее, что мне случилось совершить ...
Обработка и анализ результатов. Предложения могут быть разделены на 15 групп:
1. Отношение к отцу – 1, 16, 31, 46.
2. Отношение к себе – 1, 17, 32, 47.
3. Нереализованные возможности – 3, 18, 33, 49.
4. Отношение к подчиненным – 4, 19, 34, 48.
5. Отношение к будущему – 5, 20, 35, 50.
6. отношение к вышестоящим лицам – 6, 21, 36,51.
7. Страхи и опасения – 7, 22, 37, 52.
8. Отношение к друзьям – 8, 23, 38, 53.
9. Отношение к своему прошлому – 9, 24, 39, 54.
10. Отношение к лицам противоположного пола – 10, 25, 40, 55.
11. Сексуальные отношения – 12, 26, 41, 56.
12. Отношение к семье – 11, 27, 42, 57.
13. Отношение к одноклассникам (сотрудникам) – 13, 28, 43, 58.
14. Отношение к матери – 14, 29, 44, 59.
15. Чувство вины – 15, 30, 45, 60.