ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2020
Просмотров: 1528
Скачиваний: 3
1.Методические основы изучения географического положения страны.
Недопустимо перегружать характеристику географического положения, включая в нее все сведения об окружении страны, необходим жесткий отбор материала. Единственным критерием такого отбора может быть выделение тех сведений, явлений и предметов, которые формируют черты своеобразия и уникальности в облике государства.
Главное — дать представление о том пространстве, окружающей среде, в которой существует государство, и определить связанные с этим предпосылки развития туризма.
В туристском страноведении для составления и оценки географического положения представляется необходимым дать краткие пояснения по основным пунктам плана. Описание положения объекта относительно основных линий и точек на карте или на материке означает необходимость определить собственно местоположение территории страны.
При этом достаточно указать существенные черты местоположения, указав, например, что страна расположена в умеренных широтах вдоль восточной окраины такого-то материка, или вдоль восточного побережья.
Далее следует назвать, к побережьям каких значительных объектов вод Мирового океана имеет выход страна и какие возможности с этим связаны. Характеризуя же положение относительно рек и озер, учитывают только те из них, которые принадлежат одновременно еще хотя бы одному государству.
Затем подлежат учету те крупные формы рельефа, которые опять-таки расположены одновременно на территории нескольких государств-соседей. То есть речь может идти, например, о совместном использовании в сфере туризма тех горных систем или горных стран, которые, располагаясь вне территории той или иной страны, защищают ее от холодных, жарких, влажных, сухих воздушных масс, препятствуя или способствуя проникновению их на данную территорию.
Потом излагается материал, состоящий из двух частей: первая — простое перечисление тех климатических поясов, в которых расположена страна; вторая — не только указание, какие расположены рядом с данным государством центры воздействия на него, но и краткая справка о том, как это влияет на туризм. Далее целесообразно назвать природные зоны, в которых расположена территория, дав краткую оценку того, насколько это благоприятно для туризма.
Далее следует характеристика экономико-географических аспектов положения страны. Вначале надо просто перечислить государства, с которыми она граничит. Что касается ресурсно-географического положения, то следует обратить внимание на совпадение или несовпадение потенциалов в соседних странах, отличающихся друг от друга по разнообразию, богатству и значимости ресурсов сферы туризма. Если в окружающих странах ресурсный потенциал беднее или он существенно отличается по составу, это выгодно для страны. Потом надо установить, есть ли в ближайшем окружении страны реальные потребители продукции турбизнеса. При прочих равных условиях это экономически развитые страны (промышленные и торговые). Благоприятной чертой географического положения является наличие крупных центров и районов туризма на территории соседних стран.
Характеризуя транспортно-географическое положение, следует обращать внимание на то, какие виды транспорта обеспечивают в сфере туризма международные перевозки и связи страны. Под оценкой при этом понимается специфическая особенность ее положения в системе дорог континента: центральное, периферийное, окраинное, удаленное, изолированное и т.п. Если государство является членом военного блока, об этом необходимо написать, оценив, что из этого следует. Если не является, то не нужно об этом вообще упоминать. Туризм очень чувствителен к экологической ситуации. В этом случае целесообразно указать как благополучность, так и неблагополучность (в экологическом отношении) пространства, окружающего страну.
2.Влияние географического положения на туризм (на конкретных примерах).
Географические факторы, оказывающие влияние на туризм, можно разделить на физико-географические, экономико-географические и культурные.
Физико-географические факторы. Характер природных условий оказывает огромное влияние на выбор потенциальными туристами маршрута или района путешествия.
Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Наиболее широко для привлечения туристов используется уникальная природа и ее достопримечательности в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Австралии и Океании.
Большое значение для туристов имеет рельеф района. Популярностью пользуются районы со сложным и, как правило, живописным рельефом. Горный рельеф располагает и большим запасом рекреационных ресурсов благодаря чистоте горного воздуха, повышенному уровню ультрафиолетового излучения, возможности организации горнолыжных и альпинистских центров и т.д.
Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями.
Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура компенсируется морскими ветрами.
Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей они могут стать подходящим местом для создания морских курортов, также морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются великолепным естественным украшением ландшафта.
Реки и озера украшают ландшафт, формируют благоприятный микроклимат, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта, обеспечивают туристские центры водой. В настоящее время приозерные курорты и зоны отдыха Финляндии, Польши, Венгрии, Швейцарии и других стран являются популярными районами туризма.
К туристическим ресурсам относятся и леса, благодаря которым в местах отдыха создается обстановка, позволяющая "изолироваться" от внешнего мира и "цивилизации". Лес имеет очень большое оздоровительное значение, снижает уровень шума в зонах отдыха.
Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее, в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Множество национальных парков, заповедников и открытых для охоты зон Африки, Азии, США и Канады, Австралии и Европы стали настоящими туристскими центрами.
В некоторых странах (Чехия, Венгрия, Германия, Австрия и т.д.) важным туристским ресурсом являются минеральные воды и грязи, обладающие целебными свойствами. Международные курорты на минеральных водах привлекают достаточно устойчивые потоки туристов.
В целом о влиянии физико-географических факторов на развитие международного туризма можно сказать, что, чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.
Экономико-географические факторы. Влияние экономико-географических факторов на международный туризм осуществляется по двум направлениям: в первом - данные факторы выступают как объект, привлекающий туристов в определенный район, а во втором - как важное средство, с помощью которого развивается туризм.
Экономико-географические факторы являются объектом, благоприятствующим туризму, в том смысле, что экономика разных стран и районов довольно различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов и т.д., что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Нередко в программу путешествий бизнесменов и промышленников входит посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данной страны в научно-технической сфере, изучение опыта, технологий, повышения профессионального уровня и квалификации. Экономико-географические факторы как средства, способствующие развитию международного туризма, определяются ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникация, совершенствованием транспортных средств. Развитие материальной базы международного туризма осуществляется двумя методами: интенсивным и экстенсивным. Гостиницы, мотели, пансионаты и другие средства размещения появляются на все большей территории Земли, охватываю самые отдаленные и экзотические уголки, развиваясь и увеличиваясь на освоенных уже ранее территориях. По такому же принципы происходит развитие предприятий общественного питания, розничной торговли, спортивных объектов, индустрии развлечений.
Параллельно с увеличением числа объектов туристской индустрии происходят и серьезные качественные изменения, это, прежде всего, модернизация и реконструкция объектов, внедрение новейших технических средств и информационных технологий, изменение в структуре туристских комплексов и т.д., что способствует как улучшению сервиса, так и повышению экономической эффективности в сфере международного туризма.
Важнейшая роль в развитии туризма принадлежат транспорту. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более скоростным, безопасным, емким и комфортабельным.
К экономико-географическим факторам, влияющим на развитие международного туризма можно отнести следующие:
1) экономико-географическое положение принимающей страны (положение по отношению к туристским рынкам, транзитные возможности);
2) экономический уровень принимающей страны и стран, являющихся для нее основными поставщиками туристов;
3) наличие достаточного числа квалифицированных кадров для организации приема зарубежных туристов;
4) конкретный для данной территории уровень цен на рекреационные ресурсы, услуги средств размещения, транспорта, общественного питания и т.д.
5) уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.
Культурные факторы. Основную тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».
А поскольку это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим компонентом существования и процветания туристической отрасли, то параллельно этой тенденции проходит и другая не менее значимая – увеличение количества путешествующих.
В настоящее время огромные расстояния уже не являются тем ограничивающим и тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также легко долететь, как и до Калифорнии. Рекламные объявления на всю страницу в газете «Нью-Йорк таймс» соблазняют американцев делать покупки в Лондоне в магазине «Хэрродз».
«Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему среднему классу новобрачных, бабушек, семей, студентов, деловых людей западного общества. В начале 90-х годов количество путешествующих по сравнению с прошлым десятилетием значительно увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи рейсовых полетов перевозили в день 450 млн. пассажиров. К началу 2000 года это число составило уже 750 млн. пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда пассажиров. С началом года 2000 это число составило 2000 млрд. пассажиров, то есть увеличилось ровно в два раза.
Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты в другое летают свыше 3 млн. человек. И, как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран.
Поэтому сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и так далее, беспрецедентным стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый универсальный образ жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиэтле.
Но по мере того как образы жизни различных стран становятся все более схожими, по мере того как люди все ближе знакомятся с культурой других народов, появляются черты сильной противодействующей тенденции: протест против единообразия, желание утвердить уникальность своей культуры и языка, своеобразная борьба с иностранным влиянием.
В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного национализма: -После многих лет обучения английскому языку своего населения Сингапур развернул кампанию «Говорить на мандаринском» – это попытка возродить «старые ценности». -Борьба уэльсцев, в основном не агрессивными методами, по поддержанию своего языка и литературы.-В северо-восточной части Испании каталанский язык, запрещенный во время диктатуры Франсиско Франко, был восстановлен в качестве официального языка. -Власти Квебека наказывают тех, кто говорит по-английски, запрещают писать указатели на английском языке и так далее.
Таким образом, чем больше наши образы жизни становятся схожими, тем более прочно, как утверждают футурологи, будем держаться за такие ценности, как религия, язык, искусство, литература и национальная культура в целом. По мере того как внешние стороны нашей жизни сближаются, мы будем все больше дорожить традициями, порождаемыми внутри нашего собственного общества.
3.Особенности изучения природы в турстрановедении.
Природа, природная среда — один из важнейших блоков страноведения. Природные условия и естественные ресурсы любой страны представляют собой, как правило, основную часть потенциала, определяющего возможности развития туризма. Это требует достаточно внимательного и подробного рассмотрения практически всех основных компонентов природы на изучаемой территории. В курсе комплексного географического страноведения применяется следующий стандартный план характеристики: рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир, природные зоны и т.д., аналогичный курсам общего землеведения и физической географии. Таким образом, комплексное страноведение и туристское страноведение тесно связаны между собой, имеют общий объект исследования и являются разделами одной области знания — страноведения. Но к этому общему объекту исследования они подходят с разных точек зрения: комплексное страноведение рассматривает общие взаимосвязи между целостной природой, хозяйством и населением, а туристское страноведение изучает те компоненты природы и пространственные различия, которые оказывают влияние на развитие туризма. Оба эти курса имеют сходную структуру, но различаются по целям и детальности изучения материала.