Файл: Статус нотариуса. Порядок назначения на должность нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

— ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

— по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим). Сложение полномочий нотариуса по достижении им 75-летнего возраста осуществляется без решения суда.

Как уже было сказано, нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, нотариально оформлен­ные ими документы имеют одинаковую юридическую силу. При этом нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (ст. 1 Основ).

На должность нотариуса может претендовать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной или частной нотариальной конторе, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Лицензия выдается органами юстиции субъектов РФ в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. Повторный квалификационный экзамен сдается в случае, если гражданин, получивший лицензию, не приступил к должности нотариуса в течение трех лет. Помощник но­тариуса повторного экзамена не сдает. Решение квалифи­кационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную комиссию. Последняя образуется при Минюсте России на паритетных началах с ФНП. Ре­шение апелляционной комиссии обжалуется в суд.

Одной из новаций Основ законодательства является введение должностей стажера и помощника нотариуса, урегулирование их правового статуса. Стажеру нотариуса необходимо наличие высшего юридического образования, а помощнику, кроме этого, нужна лицензия на право нотариальной деятельности. Деятельность помощника и стаже­ра определяется трудовым договором.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции РФ совместно с ФНП. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальном окру­ге, должности замещаются по конкурсу. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Минюстом России или по его поручению региональными органами юстиции.


Нотариальный округ — это территория деятельности нотариуса, устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением, причем в городах с районным делением нотариальным округом является вся территория соответствующего города без закрепления нотариусов по районам.

Нотариус наделяется полномочиями органом юстиции совместно с региональной нотариальной палатой. Они же определяют количество должностей нотариуса в каждом округе. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Минюстом России или по его поручению органом юстиции субъектов РФ, они же производят увольнение государственных нотариусов.

Институт нотариата, изначально обладая характером относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.

Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало нотариальным документам официальный характер.

Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.

Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.

Оказание нотариатом квалифицированной юридической помощи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц; содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений.


Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

Заключение

Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.

Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

Он организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления.

Нотариат может значительно разгрузить судебную систему, которая в РФ уже сильно загружена. К примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру.

Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.