Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы удовлетворенности трудом
1.1. Содержание понятия «удовлетворенность трудом»
1.2.Влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью
Глава 2. Практические аспекты исследования факторов удовлетворённости трудом персонала организации
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Удовлетворенность трудом как фактор мотивации труда персонала ООО «Премиум»
Приведя описание пониманий удовлетворенности трудом, мы вплотную подошли к проблеме раскрытия полного содержания понятия, для чего необходимо показать структуру удовлетворённости трудом.
В исследованиях, касающихся удовлетворённости трудом, структура удовлетворенности рассматривается в большинстве случаев в виде структуры мотивов или факторов удовлетворенности. Удовлетворённость трудом в результате соответствующего анализа разбивается по определенному основанию на структурные составляющие, каждая из которых заключает в себе некоторую группу факторов удовлетворенности.
В научной литературе встречаются различные подходы к структурированию факторов, однако в большинстве случаев этому не даётся обоснования. Приведем некоторые примеры, чтобы показать, сколь различны понимания структуры удовлетворенности трудом.
Р. Штольберг придерживается мнения, что «исследования должны исходить, по крайней мере, из тройного измерения удовлетворённости: удовлетворенность деятельностью; удовлетворенность рабочей средой; удовлетворённость рабочим местом (и отношениями, устанавливаемыми трудовым законодательством)».
Н.С. Новоселов предлагает объединить элементы удовлетворённости в следующие группы: психологический климат; условия и организация труда; функциональное содержание труда.
Наиболее известная концепция принадлежит Ф. Херцбергу - так называемая двухфакторная или мотивационно-гигиеническая теория удовлетворённости трудом (таблица 1).
Таблица 1 - Группировка показателей удовлетворённости трудом по Ф. Херцбергу
Факторы удовлетворённости |
Показатели |
Характер |
трудом |
влияния |
|
Мотиваторы |
-Достижения |
Могут увеличивать |
-Признание |
удовлетворённость |
|
-Внутренний интерес к работе |
||
Гигиенизаторы |
-Оплата труда |
Могут уменьшать |
-Безопасность, |
удовлетворенность |
|
-Условия труда |
Основное её содержание, относящееся к структуре удовлетворенности, заключается в том, что совокупность факторов, образующих удовлетворенность трудом, по характеру своего влияния на общую удовлетворенность, делится на две группы. Факторы одной группы, в случае их наличия в рабочей ситуации, ведут к увеличению удовлетворённости трудом, но их отсутствие не ведет к неудовлетворенности. Эту группу Ф. Херцберг назвал мотиваторами и включил в неё факторы достижения, признания и внутреннего интереса к работе. Другая группа названа гигиеническими факторами, сюда он отнёс такие элементы, как оплата, безопасность, условия труда. Эти факторы в случае их ущербности приводят к неудовлетворенности трудом, однако их оптимальное состояние не способно увеличивать удовлетворенность.
Структура удовлетворённости трудом состоит из следующих элементов:
- удовлетворенность социальным статусом;
- удовлетворенность производственной ситуацией;
- удовлетворённость функциональным содержанием труда.
Эти элементы структуры условно назовём: социальный, психологический, психофизиологический.
При описании структуры потребности в труде мы исходим из принятого в научной литературе понимания потребности как отражения субъектом внутренней необходимости. Исследуя вопрос о том, какого рода потребности индивид стремится реализовать в труде, В.Г. Подмарков выделяет 3 группы потребностей:
- потребность в престиже - стремление работника реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно-значимой деятельности;
- потребность в определённой совокупности материальных средств, необходимых с точки зрения работника для обеспечения его благополучия, удовлетворения его жизненных потребностей;
- стремление реализовать в труде физический и духовный потенциал личности, соединить её активность с определенной профессией, определённым занятием [9, с.10-17].
На сегодняшний день в рамках организационной психологии накоплен огромный массив данных, связанных с проблемой удовлетворенности работой. Их анализ позволил выявить ряд интересных закономерностей. В частности, установлено, «...что на протяжении всего периода трудовой деятельности человека его удовлетворенность работой меняется как в большую, так и в меньшую сторону. В возрастной группе от 20 до 30 лет удовлетворенность работой снижается по мере того, как дает знать о себе расхождение между идеалами и реалиями работы на определенной должности («шок при столкновении с реальностью»). По мере того как человек приспосабливается к этим реалиям и достигает определенных профессиональных целей, его удовлетворенность постепенно увеличивается; пик ее приходится на возраст около 40 лет. За этим периодом следует «кризис середины карьеры», который обычно наблюдается в возрасте от 45 до 50 лет. После разрешения этого кризиса уровень удовлетворенности опять повышается, но снова начинает падать, когда человек готовится к уходу на пенсию («предпенсионный возраст»)».
В последние годы в психологии сформировалась точка зрения, согласно которой удовлетворенность работой опосредствуется, прежде всего, не объективными средовыми параметрами, а общей склонностью конкретного индивида к «позитивной аффективности» (позитивному восприятию мира — попросту говоря, к оптимизму), либо к «негативной аффективности» (негативному восприятию, или пессимизму). Как сообщает Л.Джуэлл, «в настоящее время имеется много данных, подтверждающих существование положительной корреляции между оценками положительной аффективности и большей удовлетворенностью работой» [14].
Практический социальный психолог при выполнении своих профессиональных задач должен четко учитывать степень удовлетворенности трудом как группы в целом, так и каждого ее члена в отдельности, так как, не владея этой картиной в полном объеме, он будет не в состоянии ни адекватно стимулировать просоциальную активность сообщества, ни прогнозировать процессы группообразования и личностного развития в нем.
Таким образом, под удовлетворенностью трудом будем понимать в нашем исследовании удовлетворенность деятельностью (как содержанием, так и возможностью реализовывать личностный потенциал) и рабочей средой (как психологическим климатом, так и условиями труда). Опираемся на двухфакторную теорию удовлетворённости трудом Ф. Херцберга, исходящую из принятого в научной литературе понимания потребности как отражения субъектом внутренней необходимости, что важно в нашем исследовании при выявлении корреляции между удовлетворенностью трудом и удовлетворенностью жизнью. В качестве основных элементов, определяющих структуру содержание понятия «удовлетворенность трудом», выступают социальные, психологические и психофизиологические. При этом, мы учитываем, что удовлетворенность трудом на протяжении периода трудовой деятельности меняется в зависимости от возрастных этапов.
1.2.Влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью
В течение некоторого времени доминирующую роль играли две теории о связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью [5, с.286]. В гипотезе о компенсации постулируется, что люди, не находящие удовлетворения в работе, компенсируют его отсутствие, стараясь сделать так, чтобы остальные аспекты жизни приносили больше удовлетворения. Гипотеза о генерализации, или о «выплескивании», основана на предположении о том, что удовлетворенность работой (или неудовлетворенность) генерализуется с трудовой на нетрудовую деятельность («выплескивается»). Некоторые исследователи обратили внимание на вероятность того, что связь между уровнями удовлетворенности работой и жизнью отсутствуют (гипотеза о сегментации).
Автор одного из первых обзоров релевантной литературы, Кабанофф, обнаружил данные, подтверждающие обе точки зрения на связь между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью - гипотезу о компенсации и гипотезу о генерализации, но не нашел достаточных доказательств, чтобы сделать вывод о том, какая из этих гипотез точнее. С тех пор исследователи находят подтверждения как гипотезы о компенсации, так и гипотезы о «выплескивании», но ни ту, ни другую нельзя считать, очевидно, более сильным объяснением взаимосвязи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью. Гипотезу о сегментации представляется более слабой, чем эти альтернативы, но нет достаточно оснований, чтобы полностью от нее отказаться.
Объяснением, почему на практике так трудно найти подтверждение для одной допускающей генерализацию связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью, состоит в том, что люди отличаются друг от друга по многим характеристикам, в том числе и по тому, насколько важное место в их жизни занимает работа. Реакции на удовлетворенность работой (или отсутствие таковой) людей, которые не придают работе большого значения, могут сильно отличаться от реакции людей, для которых работа играет жизненно важную роль.
Исследования, посвященные изучению зависимости удовлетворенности работой от личностных характеристик, показывают, что люди различаются не только по базовым установкам в отношении работы, но и по степени естественной предрасположенности к тому, чтобы работа им нравилась, и эти диспозиции могут распространяться на все аспекты жизни. В результате смешения этих и других индивидуальных различий может оказаться, что все три гипотезы о связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью правильны, каждая со своей стороны.
Не исключено, что вопрос о связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью остается неясным еще и по другой причине - эта связь может быть не такой простой, как считалось прежде. Последние исследования говорят о том, что связь между этими двумя переменными является взаимной, а не односторонней, как часто предполагали, то есть каждая из них оказывает влияние на другую. Возможно, что компенсация, «выплескивание» и сегментация - это только три из многих процессов, которые могут связывать рабочую и не рабочую жизнь. Поскольку для многих сотрудников организаций как рабочая, так и домашняя/семейная жизнь становится все более сложной и предъявляет к ним все больше требований, «специалисты по семейной жизни и те, кто разбирается в трудовой деятельности» получают увлекательную возможность сотрудничать, исследуя связь между этими аспектами жизни человека [5, с.287].
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн). Жизненный путь - это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.
Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.
В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по- разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.
Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.
Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению - всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление - итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Ш.Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.
Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Ш.Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по- разному: то, как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то, как переживание завершения детства (12-18 лет); то, как самореализация (25 (30) - 45 (50) лет); то, как самозавершенность (65 (70) - 80 (85) лет).
Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Ш.Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, то есть чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Ш.Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.