Файл: Организационное поведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современном обществе, с развитием цивилизации, всё больше на задний план уходит проблема выживания. Комфортные условия труда, отдыха и быта становятся нормой, и всё большее значение и ценность для большинства людей приобретают эмоциональный комфорт, счастье и удовлетворённость.

Понятие «удовлетворенность» определяется в психологической литературе неоднозначно. В общепсихологическом смысле удовлетворённость рассматривается, прежде всего, как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если его желания и потребности исполнены, реализованы (И.А.Джидарьян, Л.В.Куликов). По своей природе это психическое состояние противоположное потребности и отражает устранение нужды. В социальной психологии удовлетворенность может рассматриваться как оценка субъектом результатов своей деятельности или самой деятельности, то есть как отношение к чему-либо. С этих позиций удовлетворённость жизнью может быть представлена как субъективная оценка человеком своей собственной жизни в целом (условий жизни и деятельности, достижений, отношений с людьми и прочее), которая естественно сопровождается приятными, радостными эмоциональными переживаниями (И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М.Аргайл, М.Селигман). По мнению Р.М.Шамионова, удовлетворенность жизнью представляет собой субъективное эмоционально-оценочное отношение, обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Автор считает, что это сложное, динамичное, социально-психологическое образование, в основе которого лежит интеграция когнитивных и эмоционально-волевых процессов.

В зарубежной и отечественной психологии высокая степень удовлетворённости жизнью часто связывается или отождествляется с такими понятиями, как «счастье», «субъективное психологическое благополучие» и рассматривается как важное условие психологического здоровья человека. М. Аргайл считает, что удовлетворенность жизнью есть непременная составляющая счастья, и определяет данное явление как рефлективную оценку прошлого и настоящего положения дел. Безусловно, на удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью оказывают влияние разнопорядковые детерминанты: объективные и субъективные предпосылки экономического, политического, психологического, социально-психологического характера. В современной психологии исследованы взаимосвязи данного явления с такими факторами как: личная и семейная безопасность (уровень криминализации жизни и произвола властей); социальная стабильность; климат и другие условия среды; материальное благополучие; социальный статус; достижение поставленных целей; уровень самореализации и самоактуализации; наличие свободного времени и хорошо организованного досуга; гармоничные отношения в семье; межличностные отношения; здоровье; возраст и другое.


Таким образом, удовлетворенность трудом является одной из составляющих удовлетворенности жизнью.

При исследовании составляющих понятия «удовлетворенность трудом» установлено: важное значение в управлении любой организацией имеет тот факт, что объектом социально-психологических механизмов является человек, а если речь идет о сотрудниках муниципальных учреждениях, как, например, о преподавателях высших учебных заведений, необходимо учитывать специфику данной профессиональной деятельности, находящейся в сфере «Человек- человек». В нашем исследовании мы пытаемся определить влияние удовлетворенности трудом у женщин, сотрудников муниципальных учреждений на удовлетворенность жизнью.

Объект исследования: сотрудники ООО «Премиум».

Предмет исследования: взаимосвязь удовлетворенности трудом и эффективности работы персонала организации.

Цель исследования: выявить взаимосвязь удовлетворенности трудом и эффективности работы персонала организации.

Задачи исследования:

  • рассмотреть содержание понятия «удовлетворенность трудом»;
  • изучить влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью;
  • дать общую характеристика организации;
  • исследовать удовлетворенность трудом как фактор мотивации труда персонала ООО «Премиум».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы удовлетворенности трудом

1.1. Содержание понятия «удовлетворенность трудом»

Удовлетворенность работой - это установка, а, следовательно гипотетический конструкт, такой как мотивация и потребности; удовлетворенность работой невозможно увидеть, однако отсутствие или присутствие этого психического явления связано с определенными поведенческими паттернами. Человек, удовлетворенный своей работой, находит в ней для себя больше приятного, чем неприятного.

Удовлетворенность работой определяется через способ ее оценки, большинство инструментов которой можно отнести к одной из следующих категорий:


  1. глобальное понятие;
  2. многогранное понятие;
  3. функция удовлетворенных потребностей [5, с. 276-285].

Удовлетворенность работой когда-то описывали как положительную

оценку конкретной рабочей ситуации. Под этим подразумевалось психологическое обобщение всех нравящихся и не нравящихся аспектов работы. Типичный для такого подхода вопрос: «В целом, насколько вы удовлетворены своей работой - можете ли вы сказать, что весьма удовлетворены, умеренно удовлетворены, немного неудовлетворены или весьма неудовлетворенны?».

Альтернативой одномерного понятия удовлетворенности работой является многогранное понятие, основанное на предположении о том, что удовлетворенность сотрудников различными аспектами рабочей ситуации может изменяться независимо и должна оцениваться отдельно для каждого аспекта. В предельном случае при многогранном подходе предлагается оценивать удовлетворенность отдельными заданиями, выполняемыми наработе, но пока этот узкий подход к оценке удовлетворенности работой не нашел широко признания.

Большинство исследователей, рассматривающих удовлетворенность работой как многогранное понятие, интересуются аспектами работы (гранями), которые присутствуют во всех заданиях и работах. Примерами таких аспектов являются рабочая нагрузка, безопасность работы, оплата труда, статус и престиж работы, общие методы руководства, отношения между начальниками и подчиненными, автономия и ответственность, возможности для применения знаний и умений, возможности для роста и развития.

Все перечисленные компоненты использовались индустриально-организационных психологических исследованиях; как правило, в разных исследованиях используются разные методы оценки удовлетворенности работой. Варьируют также и количество оцениваемых компонентов.

Портер разработал новый подход к оценке удовлетворенности работой, не основанный на том, что все люди одинаково относятся к различным аспектам работы, а построенный на основании собственных потребностей и представлений о работе, касающихся безопасности, уважения, автономии, социальных потребностей и потребностей в самоактуализации.

Поиск различий в удовлетворенности работой между широкими группами людей, определяемыми на основе какой-либо доступной для наблюдения дескриптивной характеристики, такой как возраст или пол, в целом оказался не особо продуктивным. Возродился интерес к личностным переменным. Основная гипотеза этого направления состоит в том, что людям присущи устойчивые черты, которые предрасполагают их к удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой, независимо от фактической производственной ситуации.


Выделяются два основных подхода к пониманию труда и, соответственно, удовлетворенности трудом. Наиболее разработанным и известным является направление, исходящее из понимания труда как процесса удовлетворения потребностей человека. Таким образом, в теорию удовлетворенности трудом вводятся такие термины, как потребность, мотив, установка, отношение и так далее, посредством которых теория разрабатывается. Соответственно, в рамках этого направления, удовлетворённость трудом понимается как оценка степени насыщения потребностей, которые личность стремится удовлетворить в сфере, связанной с процессом труда [9, с.9].

В отечественной социологии и психологии приведенного выше понимания труда, на основе которого разрабатываются соответствующие концепции удовлетворенности трудом, придерживаются В.А. Ядов, А.А. Киссель, Т.А. Китвель, А.А. Мурутар, И.М. Попова и другие.

Вторая группа теорий удовлетворённости трудом исходит из иного взгляда на понятие «труд», которое истолковывается как общественное разделение функций, посредством которых реализуется существование системы или как деятельность в системе общественного раздвоения труда. Общество при этом понимается как продукт взаимодействия людей, основанного на разделении труда.

В советской литературе такого подхода придерживается Н.Ф. Наумова, рассматривая, например, удовлетворенность трудом как удовлетворённость социальным статусом.

Теории удовлетворенности трудом, исходящие из такого понимания труда, разрабатываются с помощью таких понятий, как социальный статус, социальный обмен, социальное сравнение и так далее.

В западной литературе существуют различные разработки удовлетворенности трудом в рамках теорий социального обмена (теория справедливости), социального сравнения (теория референтных групп) и прочее. Их недостаток в том, что рассматриваются лишь отдельные социальные и социально-психологические аспекты проблемы, а не вся их совокупность.

Указанные различия в понимании труда обусловливают то, какие модели удовлетворенности трудом положены в основу анализа, а оба эти фактора влияют в определённой степени на выбор метода измерения удовлетворенности и непосредственно связаны с интерпретацией получаемых в ходе исследования результатов.

Понимание труда как процесса удовлетворения потребностей предопределяет при анализе удовлетворенности трудом использование «динамических» моделей удовлетворенности, которые рассматривают функционирование этого феномена в ходе изменения состояния элементов его составляющих. При анализе отдельных определений удовлетворенности трудом, основанных на «динамических» моделях, можно опираться на определение, данное К. Левиным в его теории мотивационной динамики. Он понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели и возможности (или результата) её достижения.


Понимание труда как деятельности в системе общественного разделения труда обусловливает использование «статических» моделей удовлетворенности, которые разрабатываются в соответствующих теориях удовлетворенности трудом. «Статическая» модель рассматривает удовлетворенность как некоторое относительно устойчивое соотношение двух основных элементов её составляющих - индивида и места в системе общественного разделения труда, которое он занимает. Это понимание отражает соответствие имеющихся относительно стабильных качеств друг другу, то есть наличных качеств индивида и качеств, которые необходимы для данного места. Таким образом, «статическая» модель служит для измерения соответствия двух условно константных данностей по опредёленным своим параметрам.

Труд - это деятельность субъекта, направленная на опережающее удовлетворение его потребностей в системе общественного разделения производительных функций, деятельность, которая является основой социальной формы движения материи. Из принятого, определения следует, что удовлетворенность трудом - это состояние деятельности в системе «работник - общество», в которую, при опосредованности труда и потребления, входят характеристики трудовой деятельности и её условия. В сознании индивида удовлетворённость трудом отражается в виде оценки собственного положения в системе общественного разделения труда.

Выше мы описали концептуальную связь в схеме «труд - удовлетворённость трудом», однако понимание удовлетворенности трудом находится также в зависимости от того, в рамках какой парадигмы работает автор. В.А. Ядовым проделан анализ эволюции парадигм социологии труда и показана внутренняя логика этого процесса.

Так, в рамках парадигмы «работник - рабочее место» удовлетворенность трудом понималась преимущественно как удовлетворенность функциональным содержанием труда (А. Гастев).

Парадигме «работник - группа», «работник - коллектив» соответствовало понимание удовлетворенности трудом как удовлетворенности в основном психологическим климатом (теория человеческих отношений).

В парадигме «работник в организации», удовлетворенность трудом - это удовлетворенность местом работы или степень адаптации работника к производственной ситуации (В.А. Ядов, А.А. Киссель).

Последней из рассматриваемых парадигм: «работник - система общественного разделения труда», соответствует понимание удовлетворенности трудом как оценки работником своей работы, своего положения в организации и в системе общественного разделения труда (Н.Ф. Наумова).