Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы удовлетворенности трудом
1.1. Содержание понятия «удовлетворенность трудом»
1.2.Влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью
Глава 2. Практические аспекты исследования факторов удовлетворённости трудом персонала организации
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Удовлетворенность трудом как фактор мотивации труда персонала ООО «Премиум»
Наиболее низкий уровень удовлетворенности имеет место по таким факторам, как «Оплата труда, вознаграждения и льготы» и «Возможность профессионального роста». Отметим, что такая оценка удовлетворенности таким фактором как оплата труда является традиционной для многих российских предприятий, поскольку данный фактор в значительной части связан с уровнем социально-экономического развития общества в целом.
Исследование показало, что в целом средний вес первого фактора, а именно, удовлетворенность, обусловленная действием рационалистических мотивов трудовой деятельности, который включает в себя: удовлетворенность условиями труда, организацией труда, отношением к нуждам работников имеет уровень удовлетворенности средний (показатель 1,9). Например, такой показатель, как удовлетворенность организацией труда имеет следующий вид: 32% работников ответили, что они «совершенно удовлетворены», 34% - «пожалуй, удовлетворены» и 34% - «не вполне удовлетворены». Данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Удовлетворенность работников организацией труда
Так как коллектив столовой на 100% состоит из женщин, наше исследование показало, что работницы столовой предъявляют большие претензии к уровню оплаты труда, вознаграждений и льгот.
Ответы работниц по поводу заработной платы распределились следующим образом. Данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Удовлетворенность работников оплатой труда, вознаграждением и льготами
Работницы ресторана по результатам исследования более высоко оценивают морально-психологический климат в коллективе (показатель 2,37). Это можно объяснить тем, что работницы более остро воспринимают отношения в коллективе. Высокий уровень различий в удовлетворенности трудом наблюдается по такому фактору, как «Возможность проявить творчество, продемонстрировать способности» (показатель степени удовлетворенности трудом по данному фактору составляет 2,09).
Рисунок 3 - Удовлетворенность возможностью для профессионального и карьерного роста
Из этого можно сделать заключение, что на данном предприятии работники имеют большие возможности для реализации собственного потенциала.
Далее нами был проведен опрос среди персонала, в большей степени специалистов, об удовлетворенности их условиями труда по методике разработанной Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым и Г.М. Мануйловым.
В опросе принимали 15 человек или 30% от общей численности сотрудников. Результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2.-Оценка удовлетворенности сотрудников работой в ООО «Премиум»
Параметры оценки |
Оценка удовлетворенности |
||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Общая Сумма |
Среднее значение оценки |
|
Ваша удовлетворенность слаженностью в работе |
4 |
5 |
6 |
0 |
0 |
15 |
3,87 |
Продвижение по службе |
1 |
6 |
7 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Престижность организации |
4 |
8 |
3 |
0 |
0 |
15 |
4,07 |
Ваша удовлетворенность стилем руководства вашего начальника |
1 |
6 |
7 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Ваша удовлетворенность профессиональной компетентностью вашего начальника |
2 |
4 |
8 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Заработная плата |
2 |
6 |
7 |
0 |
0 |
15 |
3,67 |
Условия работы |
3 |
8 |
4 |
0 |
0 |
15 |
3,93 |
Как Вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель влиянием на дела коллектива |
2 |
3 |
8 |
1 |
1 |
15 |
3,27 |
Взаимопонимание в коллективе |
2 |
5 |
3 |
4 |
1 |
15 |
3,20 |
Степень непосредственного контроля за работой |
2 |
4 |
8 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Среднее значение оценки работы |
3,59 |
На основе показателей таблицы построим многоугольник удовлетворенности сотрудников (см. рис. 4.).
Рисунок 4 – Многоугольник удовлетворенности сотрудников ООО «Премиум»
Итак, из ответов, которые давали сотрудники ООО «Премиум», видно, что в целом персонал давал оценку «не вполне удовлетворен» или оценку хорошо. Оценку отлично в основном давали на вопрос престижности организации, слаженностью работы и условиями работы.
В целом среднее значение оценки удовлетворенности сотрудников, в большей степени специалистов, работой в ООО «Премиум» и лояльности его к компании составляет 3,59 балла из пяти.
Анализируя данные, представленные выше, можно констатировать, что работники в основном не удовлетворены взаимодействием с руководством. Персонал не устраивает влияние руководства на дела в коллективе и как следствие взаимоотношениями в коллективе, так же не устраивает стиль руководства начальника и его компетентность. Многие специалисты готовы сменить данное место работы, только из-за отношений с руководством
Выводы:
Завершая оценку результатов проведенного социологического исследования, отметим, что в целом уровень удовлетворенности трудом работников рассматриваемого предприятия, а именно ООО «Премиум» свидетельствует о существенных недостатках кадровой политики и требует принятия действенных мер по совершенствованию применяемых систем управления персоналом.
Заключение
Под удовлетворенностью трудом следует понимать удовлетворенность деятельностью (как содержанием, так и возможностью реализовывать личностный потенциал) и рабочей средой (как психологическим климатом, так и условиями труда).
Опираемся на двухфакторную теорию удовлетворённости трудом Ф. Херцберга, исходящую из принятого в научной литературе понимания потребности как отражения субъектом внутренней необходимости, что важно в нашем исследовании при выявлении корреляции между удовлетворенностью трудом и удовлетворенностью жизнью.
В качестве основных элементов, определяющих структуру содержание понятия «удовлетворенность трудом», выступают социальные, психологические и психофизиологические. При этом, мы учитываем, что удовлетворенность трудом на протяжении периода трудовой деятельности меняется в зависимости от возрастных этапов.
Основным направлением деятельности ООО «Премиум» является оказание услуг в сфере общественного питания, а конкретнее оказание ресторанных услуг.
Структура управления ООО «Премиум» является линейно-функциональной. Недостатки, выявленные при анализе структуры, не являются отличительными чертами какого-либо конкретного предприятия. Это основные недостатки функционального подхода к управлению на любом предприятии любой отрасли.
Непосредственное управление персоналом в ООО «Премиум» возлагается на менеджера по персоналу, который в свою очередь курирует деятельность двух отделов – отдел кадров и отдел развития.
Анализ обеспеченности ООО «Премиум» кадровыми ресурсами показал, что в 2016-2017 гг. численность персонала снижается и к концу 2017 года составляет 50 человек. Коэффициент текучести в 2017 году составил 28%, что в 10,69 раз выше по сравнению с 2016 годом. Отсюда вывод, что в компании ООО «Премиум» существует достаточно высокая текучесть кадров.
Анализ удовлетворенности трудом показал, что сотрудники ООО «Премиум», видно, что в целом персонал давал оценку «не вполне удовлетворен» или оценку хорошо. Оценку отлично в основном давали на вопрос престижности организации, слаженностью работы и условиями работы.
В целом среднее значение оценки удовлетворенности сотрудников, в большей степени специалистов, работой в ООО «Премиум» и лояльности его к компании составляет 3,59 балла из пяти.
Анализируя данные, представленные выше, можно констатировать, что работники в основном не удовлетворены взаимодействием с руководством. Персонал не устраивает влияние руководства на дела в коллективе и как следствие взаимоотношениями в коллективе, так же не устраивает стиль руководства начальника и его компетентность. Многие специалисты готовы сменить данное место работы, только из-за отношений с руководством
Завершая оценку результатов проведенного социологического исследования, отметим, что в целом уровень удовлетворенности трудом работников рассматриваемого предприятия, а именно ООО «Премиум» свидетельствует о существенных недостатках кадровой политики и требует принятия действенных мер по совершенствованию применяемых систем управления персоналом.
Библиография:
- Аксенова Е.А. Технология конкурсного набора в современном кадровом менеджменте: Учебно-методическое пособие. 2-е изд, переработ . и. доп – М.: ИПК РФ, 2016. – 156 с.
- Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2015. — 248 с.
- Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 250 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. М.: «ЮНИТИ-Дана», 2016. – 240 с.
- Балаева О.Н. Управление организациями сфер услуг. Учебное пособие – М. ГУ ВШЭ, 2014. – 365 с.
- Басовский Л.Е Менеджмент учеб,пос,М,ИНФРА – М, 2016 – 345 с.
- Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – М.: Современная школа, 2015. - 448 с.
- Бескровная Н_ Терминов В. Управление персоналом в российском бизнесе //ЭКО.— 2016. — №12.
- Веснин В.Р Менеджмент Учеб пос 3 е изд,переработ. И доп.- М. Проспект,2015 – 824 с.
- Вудраф Ч. Центры Развития и Оценки. Определение и оценка компетенций. – М.: HIPPO, 2013. – 324 с.
- Глухов В.В Менеджмент ,Учебник для Вузов.- 3е изд,переработ,и доп,- Спб.,Питер 2014 – 387 с.
- Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом Ассесмент-центр. Психологический практикум. 2-е изд, переработ . и. доп. М.: «Речь», 2013. – 224 с.
- Дзядко Т., Осипов А., Голицына А. Проверят с пристрастием / Т. Дзятко, А. Осипов, А. Голицына // «Ведомости». – 2008. - № 493. – С.12-14
- Дубиненкова Е. Н. Техники подбора персонала. Искусство находить лучших. - М.: Речь, 2012. - 478с
- Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2013. - 78 с.
- Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 2011.— 367 с.
- Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. - 157 с.
- Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
- Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Под ред. В.Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — 100 с.
- Казанцева Е.Е. Привлечение квалифицированного персонала для решения текущих и перспективных задач. Эффективность поиска. Управление человеческим потенциалом. 2013. № 1. С. 46-60.
- Кибанов А.Я. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом. – М.: Проспект, 2012. – 72 с.
- Клеменкова Н. П. Структурно-функциональная модель системы кадрового обеспечения для подразделений экономической безопасности органов внутренних дел /Вестник Академии экономической безопасности МВД России [Текст]. – 2012. - № 7. с. 4
- Колосовская Н.В. Исследование удовлетворенности трудом персонала (на примере сферы услуг) // Вектор науки ТГУ. № 3 (17), 2011. - С. 184-187
- Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
- Литвинюк А.А. Управление персоналом. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2016. – 434 с.
- Ситникова О. В. Ресторан и кафе с нуля. СПб.: Питер, 2013. – 211 с.
- Суханова Е.В. Технология подбора персонала для компаний малого бизнеса // Российское предпринимательство. 2010. № 11. С. 99-101.
- Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б.. Управление человеческими ресурсами. Модуль 4. Модульная программа "Руководитель XXI века" М.: ИД "Дело" РАНХиГС, 2012. – 104 с.
- Троицкая О.В. Процесс подбора кадров как метод управления организационной культурой // Ломоносовские чтения 2010 г. Аспиранты. Том №2 [Электронный ресурс] - Электронная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: «Акалис», 2011. – 516 с.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов / М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 542 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012. -474 с.
- Филлипов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. 2-е изд, переработ . и. доп. – М.: Экономика, 2010. – 294 с.
- Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавра. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.