Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Промышленная политика Германии).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Затем был этап завершения реструктуризации экономики на базе развития национального сектора НИОКР – 1986-1997 гг. Основной задачей становится наращивание объемов производства в наукоемких отраслях (электроника, химическая промышленность, биотехнологии, фармацевтика) и услуг с высокой добавленной стоимостью (логистика, финансовые, инжиниринговые, маркетинговые услуги, информационно-коммуникационные технологии). Серьезную поддержку получил малый и средний бизнес. Правительство Сингапура приступило к реализации программ, помогающим национальным компаниям переносить трудоемкие производства в Малайзию, Индонезию, Китай и Индию. Началась активная
15
работа по стимулированию сингапурских инвестиций за рубеж.
С 1998 г. начался переход к инновационной экономике. Правительство стимулирует развитие многих секторов экономики. В промышленном секторе ставка делается на авиакосмическую отрасль, биотехнологии, производство медицинских инструментов, а также на дальнейшее развитие уже действующих отраслей. Проявляется все больше инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса, работающего в сфере инновационного развития.
В процессе реализации государственной промышленной политики был задействован широкий арсенал различных механизмов: финансовых, фискальных, правовых, институциональных и др.
Промышленная политика Китая
С момента образования КНР (1949 г.) можно выделить три типа стратегии развития.
Первый – традиционная стратегия развития периода административно-командной экономики в 1950-1970 гг. Существовала ориентация на приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК, ставка на тотальное импортозамещение, выкачивание финансовых ресурсов для индустриализации из деревни с использованием «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Проводилась политика стимулирования накопления и ограничения потребления, запрещение частного предпринимательства, построение «чистого социализма» в виде народных коммун в деревне.
Второй этап (1980-1990 гг.) – стратегия экономического развития переходного периода от административно-командной к рыночной экономике. Отличительные черты этого периода: высокие темпы экономического роста, ставка на эффективное использование трудовых ресурсов, политика внешнеэкономической открытости и экспортной ориентации экономики, постепенная либерализация торговли и инвестиций, формирование
16
рыночных механизмов и институтов, стимулирование рыночной конкуренции, развитие частного национального предпринимательства.
Начиная с середины 1990-х годов руководство страны следует стратегии сбалансированного развития рыночной экономики, смысл которой заключается в гармоничном, устойчивом развитии города и деревни, разумное сочетание внутреннего развития и внешней открытости. На данный момент существует потребность перехода КНР от экстенсивной, трудозатратной, неэкологической модели роста к интенсивной, ресурсосберегающей.
В КНР индустриализация «догоняющего развития», основное конкурентное преимущество которой – дешевая рабочая сила.
С 2008 года правительством проводится политика борьбы с кризисными явлениями по нескольким направлениям:
- реальной сектор: стимулирование наиболее важных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей, активизация дальнейшего развития производственной и транспортной инфраструктуры, поддержка малого и среднего предпринимательства;
- инновационная система: активизация государственной научно-технической политики, поощрение развития самостоятельных инноваций;
- финансовая сфера: увеличение объемов государственных инвестиций, облегчение налогового бремени, стабилизация товарных цен, расширение и ввод в действие бюджетной системы хозяйствования за счет госкапитала, увеличение объемов выпуска облигаций госзаймов, совершенствование и ужесточение методов финансового контроля за использованием бюджетных средств.
Промышленная политика России
Можно выделить три основных направления современной промышленной политики в России:
- Инновационная политика, способствующая взаимодействию
17
предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров инновационной модели развития.
- Структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и региональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.
- Инвестиционная политика, обеспечивающая и стимулирующая капиталовложения в развитие производства и производственной инфраструктуры.
К сожалению, сейчас мы наблюдаем спад объемов производства в России, промышленная политика и экономическое развитие страны находится не на должном уровне развития, нашим экономическим блоком в Правительстве сделано много ошибок. Такая модель экономики (сырьевая, экспортоориентированная) очень неустойчива, подвержена кризисным явлениям.
Но на современном этапе разрабатываются и принимаются законы, помогающие развивать промышленность.
Например, ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике», который регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции, предоставлении государственной поддержки инновационной деятельности.
31 декабря 2014 г. был принят №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Первая цель закона сформулирована так: «формирование высокотехнологичной, конкурентноспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития». В
18
законе определены другие цели, а также задачи и принципы промышленной политики. Говорится о реализации этого закона, участниках формирования промышленной политики.
В 2015 году также были разработаны и приняты постановления, распоряжения по поддержке различных отраслей промышленности: автомобилестроения, фармацевтической промышленности, легкой промышленности и многих других, а также постановления, касающиеся импортозамещения.
В настоящее время многие субъекты Российской Федерации формируют свою промышленную политику. В различных регионах разработаны концепции и законы промышленной политики.
Заключение
Главная цель промышленной политики любого государства – обеспечение развития страны, рост благосостояния граждан и конкурентноспособности отечественных производителей. А одной из важнейших задач промышленной политики является эффективное производство промышленных товаров в нужном количестве, должного качества и по приемлемым ценам.
Экономики разных стран проходили определенные этапы развития, у каждой страны своя, особенная промышленная политика. И для формирования промышленной политики необходимо учитывать конкурентные преимущества и особенности (геофизические, традиции, уровень культуры и образования населения, наличие природных ресурсов и т.д.).
Можно отметить, что, как правило, на первых этапах развития экономики различных стран выбирали внутренне ориентированный путь развития, затем – экспортно ориентированный. Очень показателен пример Сингапура: за 50 лет из страны третьего мира страна стала развитой в экономическом отношении. Для развития промышленности обязательно вмешательство государства, необходимо поддерживать стратегически значимые отрасли
19
промышленности. Для этого используются различные методы: субсидии, специальные налоговые режимы, помощь в разработке инноваций, льготы, различные программы и т.д.
В последнее время мы наблюдаем спад производства, спад продаж. И сейчас очень важно определить цели, задачи, методы экономического развития России, а это неразрывно связано с промышленной политикой. Наверное, в данное время только ленивый не критикует экономику нашей страны. Но критиковать экономическую политику мало. Для того, чтоб были положительные изменения, нужно предлагать что-то позитивное.
Существует много частных инициатив, предложений экономистов, промышленников, людей, которые занимаются сельским хозяйством.
В стране ежегодно проводится официальный Санкт-Петербургский международный экономический форум, главная цель которого - поиск иностранных инвесторов.
Но проводится еще и Московский экономический форум, который, к сожалению, не посещают официальные лица государства, а ведь на этом форуме говорится о реальной промышленной политике, причем свои мысли и предложения высказывают промышленники и люди из сельского хозяйства (которые являются реальными хозяйственниками и видят все положительные и отрицательные стороны нашей экономики).
Некоторые экономисты также разрабатывают методы развития промышленности и экономики. Например, С. Ю. Глазьев предлагает не резкий, но постепенный уход от политики «вашингтонского консенсуса». Он (вместе со своей командой) разработал не просто предложения, а целую программу. Либеральная общественность, конечно же, раскритиковала ее (несмотря на то, что предложить что-то достойное, что будет развивать страну, эта общественность не может). А между тем, доклад Глазьева – детально проработанный документ, в котором говорится о причинах наших неудач и определены конкретные предложения для развития России (главная
20
мысль доклада: разграничить спекулятивный и промышленный каптал). Эта мера сама по себе уже может дать многое для развития промышленности.