Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Промышленная политика Германии).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
7
вмешательства государства – это прямая финансовая поддержка исследований и развития. И третья форма касается финального рынка, где государственная власть может вмешаться как заказчик.
Существует несколько инструментов государственной поддержки промышленности Франции. Рассмотрим главные.
Это, в первую очередь, большие программы, которые развивались в 60-80-е гг. (например, атомная промышленность, самолет Конкорд, TGV –скоростные поезда), на развитие которых государство потратило значительные средства. Некоторые из этих программ действуют по нынешнее время, например, атомная промышленность, космический сектор и авиация, а сейчас еще и микро-и нанотехнологии. В настоящее время в рамках «больших программ» государственная помощь осуществляется в виде прямых субсидий, поддержки региональных органов власти или же в виде подлежащих уплате авансов.
Вторая форма вмешательства государства: налоговые льготы. Одной из главных мер налоговой политики является налоговый кредит на исследовательские затраты. Предприятие может вычесть определенный процент затрат на исследования из суммы подоходного налога. Налоговый кредит может доходить до 30% затрат на исследование и развитие и даже до 60%, если предприятие делегировало исследовательскую работу государственным лабораториям.
Следующая форма – это центры конкурентноспособности (технопарки). Она заключается в стимулировании инноваций и сотрудничества между предприятиями. За четыре года с 2006 по 2010 гг. эти центры позволили внедрить проекты более чем на 4 млрд евро, финансируемые на 30% государством и органами местного сомоуправления и на 70% - самими предприятиями.
Территориальная привлекательность – это политика по улучшению привлекательности территорий в смысле инфраструктуры: транспорт, водо- и
8
энергораспределительные механизмы.
Новый инструмент государственных инвестиций. В 2008 г. французскими властями был создан Стратегический фонд инвестиций. Его цель – помощь перспективным предприятиям для увеличения их собственных средств. Фонд входит в капитал разных предприятий или может выстпать как один из инвесторов.
Промышленная политика Великобритании
В 2010 году в Великобритании была принята программа мер межведомственного взаимодействия по поддержке устойчивого экономического роста страны. Она заключается в устранении барьеров для развития бизнеса. Правительство считает необходимым поддерживать баланс между государством и рынком, государство дополняет рынок, исправляет его ошибки, но не подменяет. Несмотря на преобладание финансового сектора, Британия остается ведущим экспортером в сфере страховых, брокерских, консультативных услуг, а также в области компьютерного программирования. Экспортируются и промышленные товары. Здесь целевая поддержка государства направляется на проекты, с которыми частный сектор не справляется самостоятельно.
Правительство страны считает целесообразным способствовать укреплению конкурентноспособности Британии в важных областях инноваций, профессиональных навыков, финансовой сфере, инфраструктуре и доступу на мировые рынки; оказывать стратегическое воздействие на рынки; использовать новый подход к целевым интервенциям ради развития преимуществ страны в высокотехнологичных и наиболее быстрорастущих областях мировой экономики.
Для развития промышленности правительство действует по семи направлениям:
- макроэкономическая стабильность с целью обеспечения бизнесу возможности долгосрочного инвестированного планирования;
9
- поддержка частных инвестиций в основные фонды и передовые технологии, переподготовку профессиональных кадров, НИОКР;
- обеспечение смычки научно-исследовательских центров и промышленного производства;
- распространение методик «бережливого производства»;
- поддержка профессионального обучения и повышения квалификации, обеспечение гибкости рынка труда;
- создание современной транспортной и коммуникационной инфраструктуры;
- обеспечение благоприятного климата для бизнеса и содействие его конкурентноспособности на мировых рынках.
Промышленная политика Швеции
Шведская промышленная политика является многослойной. Можно выделить несколько направлений: бюджетное, налоговое, инвестиционное, инновационное, региональное и другие. Здесь осуществляются различные мероприятия, рассчитанные на обеспечение интересов крупных компаний и поддержку малых и средних предприятий.
Налоговая политика – это политики стимулирования инвестиционных процессов путем снижения налогов на бизнес и путем дальнейшего совершенствования инфраструктуры. Инновационная политика имеет следующие цели: усиливать международную привлекательность страны для жизни и бизнеса, повышать глобальную конкурентноспособность, поддерживать функционирование социального государства, содействовать достижению новой энергетики (не углеродной), проводить в жизнь новые принципы экономического развития.
Прочное сохранение в Швеции передовых позиций по НИОКР и инновациям обусловлено тем, что это – закономерный итог реализации принятой социально-экономической модели. Благодаря переходу на инновационный тип развития в стране были созданы весьма благоприятные
10
условия для бизнеса, что привлекает многие ТНК для организации дочерних компаний, отделений и совместных предприятий, для осуществления инвестиций.
Изучение инновационной политики и процессов формирования НИС в Швеции показывает, что бизнес не способен планомерно и систематически замыкать инновационные циклы в разных отраслях экономики без помощи государства. На индустриальной стадии развития общества государство брало на себя подготовку кадров путем введения обязательного среднего образования и создания инфраструктуры. В условиях перехода к инновационной фазе оно берет на себя организацию и финансирование особого сектора экономики, который осуществляет смычку между наукой, системой образования и бизнесом. Государство выступает организатором такой межсекторальной интеграции и координирует действия многочисленных участников инновационной цепочки. Инновации понимаются широко, включая не только технологические и организационные, но и социальные. Именно Швеция и другие североевропейские страны первыми вводили налоги на потребление топлива и выбросы углекислого газа в атмосферу, которые стимулируют инновации; первыми взяли курс на создание не углеродной энергетики. Для реализации инновационной политики Швеция использует ряд государственных агенств, фондов и компаний (АЛМИ, ИМЕГО, Инновационный мост, ИРЕКО, Шведский технический институт).
Промышленная политика Норвегии
Экономика Норвегии делится на два сектора: материковая и оффшорная, которые слабо взаимодействуют друг с другом, так как материковая обращена к внутреннему, а оффшорная – к внешнему рынку. Поэтому экономическая и промышленная политика здесь носит дуальный характер. Подобно России характер норвежской экономики в значительной мерее определяется ее природными ресурсами, позволившими сформировать
11
мощный топливно-энергетический сектор. Однако в отличие от России, в Норвегии сложилось сложилось социально ориентированное государство. Здесь была создана уникальная система государственного контроля над нефтегазовым сектором, позволяющая концентрировать в руках государства значительные финансовые ресурсы, используя их на благо всего народного хозяйства и всего общества. Экономическая политика Норвегии отличается относительной самостоятельностью по отношению к крупным странам, интеграционным группировкам и эффективностью управления экономическими и энергетическими ресурсами. Индустриализация экономики начиналась с освоения природных ресурсов. Постепенно происходило облагораживание структуры ее производства и экспорта путем перехода к более высоким ступеням переработки первичного сырья: от древесины к экспорту бумаги, от руды к производству и экспорту сплавов цветных металлов, от вывоза рыбы к экспорту рыбных полуфабрикатов и консервов и т.д. затем был переход к широкой разработке месторождений нефти и газа. Это резко усилило сырьевую направленность норвежского экспорта. Но благодаря курсу экономической политики народное хозяйство продолжило развитие своей экономики в качественном отношении. Эта страна является мировым лидером в развитии конкурентноспособности.
Норвежская система управления топливными ресурсами отличается инновационным характером и активной ролью государства, которая основана на государственной собственности и нескольких инструментах регулирования. Наряду с созданием государственных компаний по разведке и добыче нефти и газа государство использует систему инструментов для контроля над топливными ресурсами, разрабатываемыми частными компаниями. Эта система включает налоги и сборы, лицензионную систему, выделение государственной доли в каждом месторождении, а также выработку законодательства, которое определяет направления и формы регулирования ТЭК.
12
Большое внимание уделяется развитию технологий добычи нефти и газа, повышению экологической безопасности и инновациям. Государство финансирует ряд научно-технических программ и участвует в деятельности нескольких организаций, нацеленных на НИОКР и инновации.
Большая часть государственных доходов от ТЭК аккумулируется в НПФ, который выполняет функции страхового механизма, который гарантирует стабильность государственных финансов, его целью также является сохранение социального государства для норвежских граждан, причем не только нынешнего, но и будущего поколений.
Нефтяные доходы используются двояко: как механизм. Обеспечивающий стабильность государственных финансов, в т.ч. его социальных обязательств; а также как инвестиционные ресурсы. Причем, средства, полученные государством от ТЭК, инвестируются как внутри страны, так и за рубежом.
В Норвегии сохраняется государственная монополия на розничную торговлю алкогольной продукцией. Рыболовство является еще одной важной опорой норвежской экономики.
Принятое в Норвегии решение о переименовании Нефтяного фонда в фонд пенсионный говорит о том, что норвежское правительство переносит центр внимания на социальные цели. Опыт Норвегии говорит о том, что нефтяной бум, который носит временный характер, можно превращать в длительный инновационный подъем экономики страны.
Промышленная политика Сингапура
Экономическое развитие Сингапура стало одним из самых показательных примеров перехода развивающейся страны в ряды экономик «первого мира». Экономисты, говоря о Сингапуре, употребляют выражение «экономическое чудо». На протяжении нескольких десятилетий демонстрируя неизменно высокие темпы роста, экономика этой страны к началу XXI века достигла высокой степени диверсификации. Ярким проявлением государственных интервенций в экономику страны стала последовательная промышленная
13
политика. С помощью различных механизмов правительству удалось реструктуризировать экономику, создать такие наукоемкие отрасли как химическая, нефтехимическая, биомедицинская, фармацевтическая, электронная и информационно-коммуникационная.
Сингапур опирался на иностранный капитал, который поступал в виде финансовой помощи и прямых иностранных инвестиций. В начале восхождения основным источником иностранного капитала для Сингапура были США, Япония, Великобритания и другие страны Европы. В последние десятилетия интерес к этой стране проявляют инвесторы из Китая и стран АСЕАН. Традиционные виды экономической деятельности здесь – транзитная торговля и портовые услуги.
Одним из направлений активной роли государства стала целенаправленная промышленная политика, которая позволяла стимулировать структурные изменения в экономике.
В период 1959-1965 гг. главными целями экономической политики были: создание рабочих мест, ликвидация зависимости от транзитной торговли, а индустриализация страны была решением поставленных задач. Промышленная политика этого периода опиралась на концепцию «большого толчка», согласно которой одновременное создание большого количества отраслей экономики позволило поддерживать спрос за счет межотраслевых связей. В этот период реализовывались в основном инфраструктурные проекты (строительство аэропорта, улучшение портовой инфраструктуры), развивались трудоемкие производства (полупроводников, текстиля, кожевенных изделий и т.д.), туризм. Осуществлялись капиталоемкие проекты: были построены НПЗ, сталепрокатный завод. В это время существовал достаточно либеральный режим по отношению к прямым иностранным инвестициям.
В период 1966-1977 гг. переход к экспортной ориентации сопровождался либерализацией внешнеторговой политики. На смену импортных квот
14
пришли импортные пошлины. Были созданы зоны свободной торговли. Предоставлялись льготы иностранным инвесторам. Промышленная политика стала более адресной, а меры государственного взаимодействия на структуру экономики – более активными и прямыми. Правительство сдерживало рост заработной платы; принимало законы, ужесточающие трудовое законодательство. В стратегических отраслях создавались государственные предприятия. Приоритетными отраслями стали электроника, строительство, нефтехимия, судостроение и судоремонт.
1978-1985 гг. – период создания и развития капиталоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности при параллельном развитии новых отраслей и услуг. Развивалось производство автокомпонентов, химических и фармацевтических препаратов, станков и промышленного оборудования, периферийного компьютерного оборудования, программного обеспечения, электронной техники, контрольно-измерительной аппаратуры, оптических, медицинских и хирургических инструментов. Дальнейшее развитие получила нефтехимическая отрасль. Объектом особого внимания стал сектор услуг, предлагавший, в частности, транспортные, инжиниринговые, банковские, финансовые, телекоммуникационные и деловые услуги.