Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Промышленная политика Германии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предметом исследования этой работы является анализ промышленной политики в разных государствах в разные периоды времени, принципы ее управления, последствия применения тех или иных средств, методов.

Цель исследования – анализ экономических условий в России и определение стратегически важных направлений промышленной политики государства, поиск возможности экономического роста в России в настоящее время.

Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, предпринимателей, корпораций), а также отдельных аспектов деятельности, которая относится к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг.

Промышленная политика разных стран, а также одной страны в разные исторические периоды различается по целям и составу применяемых методов и средств.

Существует три уровня разработки и реализации промышленной политики.

На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, разрабатывается стратегия их ресурсного обеспечения, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.

На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции и территориально-промышленных комплексов.

На микроуровне осуществляется создание благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.)

Таким образом, промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).


«Среди ключевых задач стратегического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу – завоевание передовых позиций в глобальной конкуренции, достижение лидерства на рынках интеллектуальных услуг и высокотехнологических товаров, выход на стандарты жизни развитых стран по уровню благосостояния, продолжительности жизни, доступности качественных образования и здравоохранения, сбалансированности регионального образования.» [5]

Многие экономисты определяют методы достижения этих целей: инновации и оптимизации использования человеческого потенциала.

Есть экономисты, которые считают, что капиталистическая экономика в данный момент зашла в тупик: мы столкнулись одновременно с несколькими кризисами. Специалисты определяют это явление как кризис-«матрешку»: «валютный кризис (падение рубля) может перерасти в финансовый (крушение банков), а тот, в свою очередь, - в экономический (обвал производства, сферы услуг и торговли, резкое снижение покупательной способности). За экономическим кризисом может последовать социальный, который будет углубляться по мере урезания расходов бюджета и повышения налогов. И тогда есть

2

вероятность возникновения кризиса политического… на все это будет накладываться неизбежный кризис мировой экономики.» [2]

Дальнейшее развитие в рамках этой экономики почти невозможно, п.ч. капитализм, основанный на ссудном проценте, может существовать только на расширяющихся рынках. А сейчас, в эпоху глобализации, рынки уже не могут расширяться, наша планета не бесконечна. В США закончился тридцатилетний цикл снижения процентных ставок – исчерпана последняя возможность развивать капитализм старого формата.

В любом случае все экономисты: либералы и государственники (можно их очень условно так назвать) говорят о необходимости разработки новой промышленной политики.

В первую очередь необходимо развивать промышленную политику в нашей стране и определенные шаги Правительство предпринимает, но, к сожалению, пока не все удается наладить (здесь можно провести аналогию с гербом нашего государства: двуглавым орлом, головы которого смотрят в разные стороны): с одной стороны, ведутся разговоры о том, что надо «слезать с нефтяной иглы», развивать малый и средний бизнес, заниматься импортозамещением (тут невольно вспоминается фраза президента РФ В.В. Путина «хватит кошмарить бизнес»), его послания и указы содержат информацию о том, что не надо ухудшать налоговое бремя; некоторые предприятия действительно получили поддержку от государства. С другой стороны, в последние годы сделано много шагов, чтоб промышленность не развивалась и малые предприятия уходили с рынка: ЦБ проводит политику денежного сжатия, перестал поддерживать национальную валюту, поднял учетную ставку так, что она стала «запретительной» (сама Набиуллина это признает), тем самым российские инвестиции практически невозможны; сократился приход иностранных инвестиций (а ведь наша экономика еще в 90-е годы была скроена так, чтоб привлекались в первую очередь иностранные инвестиции), нет постоянной налоговой политики.


3

Россия, имея тысячелетнюю историю и богатейшую культуру, еще в 90-е годы XX века, после развала СССР, стала развивающейся страной. Мы вошли в глобальную капиталистическую систему как страна третьего мира, находимся на периферии от мирового «центра денег» МВФ – а это изначально не создает одинаковых условий для развития бизнеса в развивающихся странах и в России по сравнению с государствами с развитой экономикой (по крайней мере, в данной капиталистической системе). Но у нас есть и преимущества для развития, которые можно использовать: огромный человеческий потенциал, ресурсная база.

Для того, чтоб промышленная политика давала возможность для развития нашей экономики, необходимо изучать опыт других, развивающихся стран и применять положительные примеры, которые могут быть полезны нам, на практике, а также разрабатывать собственные стратегии развития.

Промышленная политика Германии

Социально-экономическая модель Германии – социально-рыночное хозяйство (СРХ). Теоретические основы модели были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30-е гг. прошлого века. Ее преимущества: либерализованные рынки товаров и услуг, практически полностью открытые для отечественных и иностранных инвесторов, высокоразвитая транспортная и коммуникационная инфраструктура; высокий уровень технологического развития и квалификация персонала.

В Германии важную роль в промышленной политике играет прямое государственное регулирование хозяйственных процессов двух типов: конъюктурная и структурная политика.

Основной задачей конъюктурной политики является предотвращение циклических кризисов, она показала свою эффективность в 60-80-е гг. XX века, а также при ликвидации последствий финансового кризиса 2008-2009 гг.

Структурная политика подразделяется на отраслевую и региональную.

4

Основная задача отраслевой политики – исправление «недочетов рынка». Некоторые экономисты критикуют ее за вмешательство государства в рыночные процессы, другие же считают, что государство должно регулировать и корректировать рыночные процессы. «Отраслевая политика в Германии во второй половине прошлого века, исходя из текущих целей, имели или сохраняющий, или приспосабливающийся характер… Она во многом противоречила целям СРХ и принципам ордолиберальной политики и в основном определялась социальными мотивами». [5]


Например, в 60-е гг. предоставлялись гарантии сбыта продуктов угледобывающей промышленности; в 70-е гг. – искусственно сохранялись рабочие места на железнодорожном транспорте. «Механизмы государственной поддержки включали в себя дефицитное финансирование шахтерского пенсионного фонда… (здесь я позволю себе не согласиться с автором учебника: хотелось бы знать, а возможно ли создать профицитный бюджет в ПФ в рамках капиталистической системы, разумеется, чтоб размеры пенсии не были нищенскими)… постепенно данный вид политики был признан в Германии неэффективным, противоречащим принципам СРХ, от него стали постепенно отказываться» [5]

Более эффективной является региональная политика: государство использует средства для помощи экономическим субъектам в процессе приспособления к новым производствам и технологиям, формирует перспективные направления развития. В 1969 г. федеральное правительство приняло «Принципы секторальной структурной политики», которые действуют по настоящее время. Они включают три вида мероприятий: вклад в замедление процессов отраслевой трансформации (государство допускает вмешательство в процессы излишнего ускорения для избежания нежелательных негативных последствий, например, в сфере занятости); стимулирование ускоренной отраслевой перестройки (целенаправленное переобучение людей, потерявших работу в сельском хозяйстве и

5

горнодобывающей промышленности; ценовое регулирование; помощь фирмам, занятым разработкой и производством новых передовых технических изделий); собственно государственная отраслевая структурная политика (реализация крупномасштабных научно-технических проектов, таких, как атомная энергетика, гражданская авиация, железнодрожный транспорт; проведение активной политики в области охраны окружающей среды; поддержка малых и средних предприятий).

Существуют еще и специальные инструменты федеральной промышленной политики: фининсовые льготы (например: перечисление средств из государственного бюджета для переподготовки и переобучения персонала компаний частного сектора; субвенционирование и кредитование в целях модернизации производственного потенциала; снижение налогов или полное освобождение от них; сокращение избыточных мощностей путем выплаты соответствующих компенсаций); финансовые рестрикции (введение дополнительных налогов и сборов, например, в сфере грузовых перевозок; отмена предусмотренных законом финансовых льгот; введение законодательных ограничений, приводящих к дополнительным расходам, например, в области охраны окружающей среды); установление особых режимов в области политики конкуренции (введение государством ограничений доступа к рынкам, например, установление контингентов сбыта товаров и услуг. Минимальных и максимальных продажных цен, ставок таможенных налогов и пошлин).


Федеральное министерство экономики и технологий в 2008 году определило промышленную политику как « штандортную политику, проводимую в интересах промышленности», что означает формирование благоприятных рамочных условий для развития хозяйственно-политического территориального пространства с целью привлечения капиталов, услуг и рабочей силы. Относительно новым явлением в нынешнем веке стал процесс кластеризации штандортов. Региональный кластер – это территориально

6

сгруппированные компании, связанные друг с другом кооперацией и разделением труда, что дает им возможность для усиления конкурентных преимуществ. Технологическая и инновационная политика государства также неразрывно связаны с промышленной политикой и направлены на ее развитие.

Промышленная политика Франции

В настоящее время французская промышленность переживает кризис. По мере экономического развития здесь происходит дезиндустриализация, которая связана с перемещением спроса от промышленных товаров к сфере обслуживания. На промышленное развитие Франции влияют внешние процессы: повышение степени открытости в эпоху всеобщей глобализации, появление новых конкурентов, таких как Индия и Китай.

Экономисты отмечают две главные причины недостаточной конкурентноспособности французской промышленности. Во-первых, это отсутствие реальной секторальной специализации. Промышленность в значительной степени производит промежуточные товары: стекло, пластмасса, текстиль, химия, электрические и электронные компоненты, металлургия. Продукция характеризуется как среднетехнологическая и поэтому подвержена сильному конкурентному давлению со стороны стран с низкими трудовыми издержками (Китай и Индия) и со стороны стран с высоким потенциалом технологической инновации (Япония и США).

Во-вторых, малые предприятия – это 90% общего количества предприятий Франции и только 17% из них создают продукцию на экспорт.

Основные меры по развитию промышленности во Франции направлены на улучшении конкурентоспособности промышленных предприятий. Здесь роль государства – стимулирование и страхование. Во Франции существует три формы вмешательства государства в развитие промышленности.

Первая: необходимость координации частных факторов с государственными, такими, как научные лаборатории. Вторая форма