Файл: Валютные отношения и валютная система. Формирование мировой валютной системы..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие валютных отношений
1.1 Понятие валютных отношений
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование валютных отношений
Глава 2 Формирование мировой валютной системы. Современная валютная система
Глава 3 Становление, развитие и перспективы валютной системы РФ
3.1 Ключевые этапы развития валютного рынка РФ
То есть, с одной стороны, обеспечивается сохранность и ликвидность золотовалютных резервов страны, но, с другой, - Россия инвестирует средства в экономику США. В этой связи в условиях нестабильности курсов доллара и евро становится актуальной проблема обеспечения устойчивости ЗРР страны. Выходом из сложившейся ситуации является диверсификация золотовалютных резервов: повышение доли иены и увеличение числа резервных валют (например, в перспективе - единой азиатской валюты АСИ). Помимо прочего, в структуре ЗРР следует увеличить долю золота. Это объясняется двумя основными причинами: с одной стороны, нестабильным положением доллара США на мировом финансовом рынке, а с другой, - ростом мировых цен на золото. Однако ряд экспертов полагают, что, подобная мера ставит золотовалютные резервы нашей страны в зависимость от товарных рисков. В качестве главного аргумента приводится тот факт, что товарные риски менее прогнозируемы, в силу чего наносят более существенный ущерб, чем колебания валют. \Безусловно, данная точка зрения имеет свое логическое обоснование. Тем не менее, России с долей золота 6,1% в структуре ЗРР в этом направлении еще очень далеко до стран Запада (порядка 20% в ЗРР). Как представляется, такой показатель, как «объем официальных золотых резервов» является достаточно объективным индикатором оценки экономической позиции той или иной страны в мире: чем больше резервы страны, тем прочнее ее позиции в мировой экономике и политике. Значимость официальных золотых резервов обусловлена еще и тем, что данный драгоценный металл называют «валютой без страны», и ее стоимость мало зависит от эффективности развития национальных экономик, в отличие от «бумажных» валют.
В условиях глобализации мировой экономики и обострения международной конкуренции проблема управления официальными резервными активами становится важнейшей макроэкономической задачей государственного регулирования, и золото должно рассматриваться нашим государством как один из активов, способных стать фактором преодоления кризисного потенциала не только отечественной валютной системы, но и Ямайской валютной системы в целом. Соответственно, на первый план должно выходить повышение эффективности функционирования системы валютного контроля, который осуществляют определенные органы, также являющиеся элементом российской валютной системы.
Органами валютного регулирования в России являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации. Валютный контроль в нашей стране осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля - Центральным банком РФ и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. Агентами валютного контроля, в свою очередь, выступают уполномоченные банки, подотчетные банку России, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. С законодательной точки зрения, в целях повышения эффективности и оптимизации функционирования системы валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности был разработан и принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 406 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля», который вступил в силу 5 июня 2012 года.
Так, для обеспечения контроля за репатриацией резидентами денежных средств данным законом установлена обязанность представления резидентами уполномоченным банкам данных об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения валютной выручки и исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей (для последующего отражения этой информации уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля).
Кроме того, федеральным законом был сокращен перечень информации, подлежащей отражению в паспорте сделки, оформляемом резидентом по внешнеторговому контракту. В целях расширения информационного обеспечения и повышения оперативности работы органов и агентов валютного контроля для уполномоченных банков установлена обязанность в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки, направлять его в электронном виде органам и агентам валютного контроля. Помимо прочего, на основании Положения Банка России от 20 июля 2007 года № 308 - П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» реализуется передача от уполномоченных банков через Банк России в Федеральную службу финансово - бюджетного надзора только информации о выявленных нарушениях валютного законодательства. По итогам 2011 года уполномоченными банками была направлена информация о 750 тысячах нарушений.
Выбор политики определения валютного курса вышеупомянутыми органами валютного регулирования является одним из важнейших компонентов структуры валютной системы. Как показывает ретроспективный анализ, Центральный банк РФ в июле 1992 года отказался от режима множественности валютных курсов и установил режим плавающего валютного курса, который с середины 1995 года был заменен на режим валютного коридора. В 1995-1997 годы ЦБ РФ установил абсолютные значения верхних и нижних границ колебания валютного курса. На 1998-2000 годы был введен «горизонтальный валютный коридор» с центральным курсом 6,2 рубля за 1 доллар США с возможными отклонениями от него в пределах ±15 процентов. Этот «коридор» был расширен 17 августа 1998 года, а с сентября 1998 года установлен режим плавающего курса рубля. Однако де-факто действовал режим управляемого плавающего валютного курса: Банк России постоянно проводил валютные интервенции с целью регулирования уровня валютного курса. Официально о введении режима управляемого плавающего валютного курса было объявлено Банком России только в 2003 году. В настоящее время курсовая политика ЦБ направлена на сглаживание колебаний курса рубля и по-прежнему осуществляется в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, используя в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины. При этом количественных ограничений на уровень курса рубля к доллару США и к евро не устанавливается. В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России выступает как покупателем, так и продавцом иностранной валюты на внутреннем валютном рынке: в первом полугодии 2012 года объем нетто-покупки иностранной валюты составил 9,8 млрд. долларов США. По итогам первого полугодия 2012 года официальный курс доллара США к рублю повысился на 1,9%, до 32,8169 рублей за доллар США на 1 июля 2011 года, официальный курс евро к рублю снизился на 0,8%, до 41,3230 рублей на ту же дату. Производные показатели курса рубля зафиксировали реальное ослабление национальной валюты относительно валют стран - основных торговых партнеров России. По отношению к декабрю предшествующего года индексы реального курса рубля к доллару США и реального эффективного курса рубля в июне 2012 года перешли в область отрицательных значений в отличие от аналогичного периода 2011 года, когда рубль демонстрировал уверенное укрепление в реальном и номинальном выражении. В июне 2012 года по отношению к декабрю 2011 года реальный курс рубля к доллару США понизился на 3,0% (июнь 2011 года к декабрю 2010 года - повышение на 12,4%), реальный эффективный курс рубля - на 0,4% (июнь 2011 года к декабрю 2010 года - повышение на 8,4%). При этом реальный курс рубля к евро вырос на 2,5% по сравнению с 4,6% за аналогичный период 2011 года.
Очевидно, что в настоящее время основное воздействие на курсообразование оказывают преимущественно фундаментальные экономические факторы. При этом Банк России продолжает проводить курсовую политику, направленную на дальнейшее сокращение масштабов своего присутствия на внутреннем валютном рынке, а активность операторов межбанковского внутреннего валютного рынка увеличивается, их основной интерес по-прежнему сосредоточен на его кассовом сегменте.
Таким образом, ситуация на внутреннем валютном рынке характеризуется умеренной нестабильностью курса национальной валюты и некоторой неопределенностью его дальнейшей динамики на фоне высокой волатильности мировых цен на энергоносители. Однако, вероятно, что это явление скорее носит временный характер, и по мере стабилизации условий в глобальных финансах и российской экономике можно ожидать рост курса рубля по отношению к другим валютам. Следует подчеркнуть, что именно рост курса рубля, как номинального, так и реального, остается наиболее значимым фактором повышения доверия к национальной валюте нашей страны. Быстрое укрепление рубля имеет ряд положительных сторон для экономики: повышается покупательная способность населения, увеличивается объем импорта товаров производственного назначения, открываются новые инвестиционные возможности, растет доступность внешних заимствований для частного сектора, снижаются темпы инфляции. От укрепления рубля способны выиграть в первую очередь те отрасли, которые, не испытывая жесткой конкуренции со стороны импорта, работают в основном на внутренний спрос и получают большую часть доходов в рублях. Однако для обрабатывающей промышленности, которая сталкивается с растущей конкуренцией со стороны дешевеющих импортных товаров, укрепление рубля носит скорее негативный характер. Они проигрывают в этой конкуренции, в результате чего вынуждены сокращать объемы производства.
Это ведет не только к ухудшению финансового положения этих предприятий, но и к замедлению темпов роста всей экономики в целом. Несмотря на это, представляется, что укрепление национальной валюты и введение полной конвертируемости рубля является завершающим шагом на пути трансформации российской валютной системы и ее соответствия принципам функционирования и основным потребностям рыночной экономики. Согласно определению МВФ «валюта считается внешне конвертируемой, если средства в данной валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту, и все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешне конвертируемой валюте, которую резиденты могут купить на валютных рынках». [8]
В широком понимании полная конвертируемость валюты представляет собой возможность совершения свободного обмена национальной валюты на основные международные денежные единицы в любой форме для любых целей на ликвидном международном рынке с минимальными издержками.[9]
В настоящее время к числу свободно используемых валют МВФ относит только доллар США, евро, йену и английский фунт стерлингов. Тем не менее, за последние годы в России были созданы все базовые предпосылки для обретения рублем статуса международной валюты, которая играла бы более значимую роль в обслуживании внешнеторговых и инвестиционных связей страны, обороте глобальных валютных и финансовых рынков. Так, по размеру реального ВВП и экспорта товарной продукции Россия вошла в десятку ведущих стран мира. Кроме того, в 2006 году де-юро была объявлена полная конвертируемость российского рубля, сформирован емкий внутренний валютный рынок, а в течение длительного времени с 2002 по сентябрь 2008 годы стабильно укреплялся реальный курс рубля.
При этом основной причиной столь быстрого повышения курса рубля являются не столько экономические успехи России, сколько высокие мировые цены на нефть и другие энергоносители, обеспечивающие приток валютной выручки в страну. Исключительное значение экспорта энерго-сырьевых товаров, ценообразование и расчеты по которым производятся в долларах США, ставят российскую экономику в зависимость от поведения цен на нефть на мировых рынках и колебаний курса доллара. Очевидно, что в данный момент американская денежная единица является главенствующей иностранной валютой в России, занимая важнейшее место в финансово-экономической системе страны по ряду ключевых направлений: доллар США имеет большую долю в бивалютной корзине при формировании валютного курса рубля; в американской валюте сосредоточена подавляющая часть валютных резервов России; на доллар приходится основной объем валютообменных операций на российском валютном рынке; денежная единица США доминирует среди других валют в балансах отечественных банков; доллар является важнейшей валютой привлечения капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг.
Таким образом, одной из основных проблем валютной сферы РФ на данном этапе является высокий уровень полуофициальной долларизации, при которой иностранные валюты выполняют ряд денежных функций национальной единицы, что, в свою очередь, ограничивает область обращения рубля: несмотря на официальную конвертируемость, его доля в структуре валютных операций достаточно низка. В этой связи, перспективы полной конвертируемости рубля ставят перед руководством страны задачу не только повысить инвестиционную привлекательность России, но и реформировать отечественную валютную систему, современное состояние которой обусловлено тем, что ее становление происходило в условиях распада СССР и перехода от централизованной к рыночной экономике. Вследствие чего, из-за отсутствия доверия западных банков к стране как кредитоспособному заемщику, Россия была вынуждена обратиться за помощью к международным финансовым организациям: с 1992 по 2005 годы был проделан сложный путь в процессе включения страны в мировую валютно-финансовую систему - от заемщика кредитных ресурсов до активного участника международных финансовых организаций. При этом ошибки денежно-кредитной и валютной политики в период 1992-1998 годы показали, что нельзя ориентироваться только на рекомендации международных организаций и рассчитывать на их кредитные ресурсы, которые шли не столько на развитие реального сектора российской экономики, сколько на поддержание курса национальной валюты. Кроме того, несбалансированная политика ЦБ в области наращивания денежной массы, объемы которой не соотносились с уровнем инфляции и скоростью денежного обращения, приведшая к дефолту 1998 года, также показала, что нельзя обеспечить экономическую стабильность в стране, осуществляя внешние заимствования на поддержку курса национальной валюты. Прежде всего, необходимо поддерживать производственный сектор экономики, обеспечив при этом стабильность цен на внутреннем рынке.
Отсюда, расширение мирохозяйственных связей и увеличение темпов развития процесса глобализации диктуют свои условия, которые влияют на разработку основных направлений валютной стратегии России. Во-первых, в области политики определения валютного курса необходимо учитывать мировые котировки доллара США и евро, на основе которых на сегодняшний день осуществляется определение курса рубля. В дальнейшем возможно увеличение доли евро в бивалютной корзине до 0,5.
При этом необходимо учитывать развитие других валют, которые в будущем, возможно, могут стать приобрести статус резервных. Во-вторых, учитывая рост цен на золото, следует повысить эффективность управления золотовалютными резервами страны. В этом плане необходимо принятие конкретных шагов по доведению этого показателя до намеченных 10 процентов. В-третьих, является целесообразным отменить обязательную продажу валютной выручки от экспорта продукции. Данная мера, принятая в числе прочих в соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле», может позволить ЦБ России сконцентрировать свое внимание не на покупке валюты у экспортеров, а на управлении ЗВР. В-четвертых, весьма убедительным является повышение эффективности использования валютных поступлений в экономику страны, в частности, вложение средств Стабилизационного фонда в развитие отечественной промышленности согласно транзакционному мотиву. Что касается валютного регулирования, то в данной области также необходимо обеспечить выполнение следующих ключевых задач. Во-первых, для достижения реальной конвертируемости рубля необходимо создать все условия для формирования экономической базы в виде свободной рыночной экономики, конкурентоспособной по качеству товаров, издержкам производства и ценам, а также обеспечить сбалансированность и стабильность внутренних и внешних факторов производства и обмена. Во-вторых, требуется обеспечить гарантированный приток иностранной валюты в Россию не только в нефтедобывающую, банковскую и строительную сферу, но и в обрабатывающую и легкую промышленность, а также на развитие наукоемких отраслей. И наконец, внутренний валютный рынок должен стать составной частью мирового, который является гарантом действительно свободной конвертируемости национальной валюты. В проведении политики, направленной на обеспечение реальной конвертируемости рубля, следует руководствоваться не столько желанием достичь определенного статуса российской валюты, сколько сформировать условия для повышения доверия к экономике страны.