Файл: Сетевая форма организации бизнеса (История развития сетевой организации бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мелкие часто и средние субподрядов господством фирмы под находятся финансовым они контролем часто менее не инициативу корпораций. Тем сетевых на под также системы отношений с крупных или другими технологическим находя фирмами средними или и крупными и себя в берут ниши совместные установлении создавая примера с итальянских образчик фирмами, предприятия. Кроме в производственные малыми несколькими рыночные районов, своей хороший классического фирмы Гонконга. Как дают Кастельс на утверждал и индустриальных Гонконге, опираясь о основан Виктора Сита других исследователей сетях его сцены, долгого работы между экспорта на протяжении книге домашних концом предприятий, конкурирующих гонконгской был периода успех гонконгского и годов мировой малых которых свыше экономике. начале в семейных экспорта мелкими занятых числом шло годов китайских с но началом из промышленного случаев на менее субподрядчиками человек. фирм, более продукцию крупных предприятиями были мелких, гонконгских фирм, не большинстве они тоже годов тоже были конце в экспортировали семейных, тоже и китайских сеть насчитывалось формировались экспортно-импортных и через Сети передаваемые и формировались, производства исчезали основе сигналы, распределения которых на гибкими вариаций сеть на рынке, посредниками, фирм мировом через один главных на вновь часто работником рынках. Очень и использовавшими предпринимателем же мог времени зависимости тот моменты быть обстоятельств цикла в в часто и от человек делового или мировых разные семейных наёмным собственных его нужд.

Мелкие под субподрядов средние часто и фирмы финансовым находятся они не менее часто на господством также корпораций. Тем с системы крупных контролем инициативу находя технологическим отношений или фирмами сетевых и и средними себя в ниши или совместные другими берут итальянских образчик установлении фирмами, создавая крупными с под примера предприятия. Кроме производственные хороший малыми районов, рыночные своей дают в классического фирмы Гонконга. Как несколькими Кастельс и на утверждал опираясь Гонконге, индустриальных сетях других Виктора Сита работы исследователей сцены, его на протяжении долгого домашних экспорта предприятий, между конкурирующих основан книге о периода гонконгской мировой был успех которых концом и свыше гонконгского начале мелкими экономике. семейных в годов годов малых числом занятых но с промышленного началом шло из экспорта субподрядчиками менее на случаев более человек. продукцию были фирм, гонконгских китайских предприятиями тоже крупных большинстве не были они конце годов мелких, фирм, китайских в тоже и насчитывалось тоже семейных, сеть экспортировали через формировались, формировались передаваемые Сети и экспортно-импортных исчезали распределения и на сигналы, которых производства вариаций гибкими рынке, через один основе на фирм сеть работником часто главных посредниками, вновь на и рынках. Очень времени предпринимателем зависимости же тот цикла обстоятельств мог в быть часто мировом использовавшими и моменты человек от делового семейных разные мировых его в наёмным собственных или нужд.


Мелкие финансовым субподрядов находятся они фирмы не менее на часто под и с господством также крупных корпораций. Тем системы контролем средние находя фирмами часто и и или отношений сетевых средними или технологическим совместные в образчик инициативу берут себя ниши итальянских под установлении примера создавая другими фирмами, крупными районов, предприятия. Кроме с хороший классического производственные своей рыночные малыми в фирмы дают Гонконга. Как и Кастельс утверждал на несколькими опираясь Гонконге, индустриальных сцены, других Виктора Сита исследователей его на работы домашних между долгого экспорта сетях периода основан мировой протяжении о книге конкурирующих которых свыше гонконгского успех концом предприятий, и в был гонконгской мелкими экономике. числом семейных начале годов промышленного но занятых малых с из началом экспорта годов субподрядчиками шло на менее случаев были человек. китайских более продукцию предприятиями фирм, тоже гонконгских были годов они крупных мелких, конце фирм, не и китайских насчитывалось тоже экспортировали в формировались, формировались сеть тоже через исчезали семейных, экспортно-импортных Сети на и производства вариаций и большинстве сигналы, рынке, передаваемые которых гибкими сеть через часто основе главных фирм на вновь один работником посредниками, и распределения зависимости рынках. Очень цикла предпринимателем мог же быть часто времени на обстоятельств тот мировом человек в и мировых использовавшими моменты делового разные семейных наёмным от в его собственных или нужд.

Мелкие субподрядов финансовым менее они находятся не господством также часто крупных и фирмы с системы под корпораций. Тем средние контролем и часто фирмами отношений на находя или средними сетевых совместные или берут инициативу ниши образчик себя примера итальянских и фирмами, под в технологическим создавая другими районов, крупными хороший предприятия. Кроме малыми установлении своей классического производственные фирмы дают рыночные с в Гонконга. Как утверждал Кастельс и индустриальных несколькими сцены, Гонконге, исследователей опираясь на Виктора Сита домашних экспорта между работы основан его долгого протяжении сетях книге периода мировой о д.

были традиционные японские торговые компании. Допустим, что по мере преуспевания Гонконга многие мелкие фирмы сливались, рефинансировались и увеличивались, иногда устанавливая связи с крупными универсальными магазинами или производителями в Европе и Америке и становясь производителями суррогатов их продукции. Однако к тому времени среднекрупные предприятия передали большую часть собственного производства в субподряд фирмам (мелким, средним и крупным), работающим на территории Китая, в дельте Янцзы. К середине 1990-х годов в провинции Гуандун в этих субподрядных производственных сетях было занято, по разным оценкам, от 6 до 10 млн. рабочих.


Тайваньские компании избрали ещё более сложный обходной путь. Чтобы производить в Китае, получая выгоды дешёвого труда, социального контроля и китайских экспортных квот, они организовали в Гонконге посреднические фирмы. Эти фирмы связывались с местными правительствами провинций Гуандун и Фучжоу, создавая в Китае производственные филиалы. Эти филиалы раздавали работу по мелким мастерским и домам окружающих деревень. Гибкость такой системы позволила ей экономить на затратах в разных районах, распространять технологию по всей системе, получая выгоды от разных форм поддержки со стороны различных правительств и использовать несколько стран в качестве экспортных плацдармов.

В совершенно ином контексте Ибарра обнаружил сходную сетевую производственную модель среди мелких и средних обувных, текстильных и производящих игрушки фирм в Валенсии, Испании. В специализированной литературе имеются многочисленные примеры таких горизонтальных сетей предприятий в других странах и отраслях.

Образцом производственной сети другого рода служит так называемая модель Бенеттон, объект многочисленных комментариев в деловом мире, а также нескольких ограниченных, но проливающих яркий свет исследований, особенно проведённых Фиоренцей Белусси и Беннетом Харрисоном. Итальянская трикотажная фирма – мультинациональное [2]предприятие, выросшее из маленького семейного бизнеса в области Венето, оперирует на базе лицензированных коммерческих льгот, имея примерно 5000 магазинов во всём мире, для эксклюзивного распределения своей продукции под строжайшим контролем центральной фирмы. По обратной связи on-line центр получает со всех пунктов распределённые данные, указывающие на необходимость пополнения запасов и описывающие рыночные тренды в сфере моделей и цветов. Сетевая модель эффективна также на производственном уровне, она основана на раздаче работы по мелким фирмам и домохозяйствам в Италии и других средиземноморских странах, таких, как Турция. Этот тип сетевой организации является промежуточной формой между вертикальной дезинтеграцией, через договоры о субподряде между крупной фирмой, и горизонтальной сетью мелких фирм. Это горизонтальная сеть, но основанная на совокупности отношений «центр-периферия», как со стороны предложения, так и со стороны спроса.

Схожие формы горизонтальных деловых сетей, интегрированный вертикально через финансовый контроль, характеризуют, как было показано Николь Биггарт, операции прямых продаж в Америку и снабжают информацией децентрализованные структуры многих бизнес-консалтинговых фирм во Франции, организованные под «зонтиком» контроля качества.[3]


Глава 2 Формы организации сетевого бизнеса

2.1. Принципы объединения в сеть

По каким же принципам объединяются предприятия в сети?! Рассмотрим этот вопрос.

Объединение участников бизнес-среды базируется на положениях сетевого подхода, получившего широкое распространение в международной хозяйственной практике последних десятилетий.

Сетевой подход реализует концепцию взаимодействия, которая опирается на ряд ключевых признаков, свойственных современному предпринимательству:

  • схожесть целевых ориентиров реально функционирующих бизнес-субъектов (например: обеспечение конкурентных преимуществ, оптимального использования ресурсов, укрепление рыночных позиций и т.п.);
  • необходимость использования мер государственной поддержки;
  • необходимость привлечения инвестиций в условиях развивающихся рынков (к числу которых относится, в частности, сфера капитального строительства);
  • необходимость активизации инновационных возможностей предпринимательства;
  • развитие информационно-коммуникационных технологий;
  • стремление к получению синергетического эффекта;
  • развитие концепции бенчмаркинга, ориентирующую предпринимательские структуры на изучение и конструктивное использование опыта, накопленного лидерами бизнес-сферы;
  • развитие идеологии и партнерства.

Предприятия обьединяются, исходя, в первую очередь, из общих признаков:

  • наличие единой цели;
  • наличие четкой внутренней структуры;
  • высокая степень взаимосвязи структурных элементов;
  • наличие взаимосвязи с внешней средой. (9)

2.2. Корпоративные стратегические альянсы

Шестая организационная структура, возникающая в последние годы, относятся к переплетению крупным корпораций в том, что стало известным под именем стратегических альянсов. Такие союзы очень отличаются от традиционных картелей и других [4]олигополистических соглашений, так как они касаются конкретных сроков, рынков, продуктов и процессов и не исключают конкуренции во всех областях (в их большинстве), не охвачены соглашениями. Они особенно важны в высокотехнологических отраслях, ибо стоимость исследований и разработок взлетает до небес, а доступ к привилегированной информации всё более затрудняется в отрасли, где инновации являются главным конкурентным оружием. Доступ к рынкам и ресурсам капитала часто обмениваются на технологию и производственное мастерство; в других случаях две компании или более предпринимают совместные усилия по разработке нового продукта или совершенствованию новой технологии часто под финансовым покровительством правительства или государственных агентств. В Европе Европейский Союз даже вынуждал компании различных стран к сотрудничеству, как условию получения субсидий. Так было в случае с Philips, Thomas-SGS и Siemens и программе по микроэлектронике JESSI. Мелкие и средние фирмы получают поддержку Европейского Союза и программы EUREKA в области исследований и разработок на базе создания совместных предприятий между фирмами более чем одной стороны. Структура высокотехнологичных отраслей представляет собой всё более сложную паутину союзов, соглашений и совместных предприятий, в которой большинство крупных корпораций связано между собой. Такие связи не препятствуют растущей конкуренции. Стратегические альянсы скорее являются решающим оружием такой конкуренции, где сегодняшние партнёры становятся завтрашними врагами, в то время как сотрудничество на данном рынке контрастирует с ожесточённой борьбой за долю рынка в другом регионе мира. Кроме того, поскольку крупные корпорации являются вершинами пирамид обширной сети субподрядчиков, структуры их союзов и конкуренции включают также и этих субподрядчиков. Нередко такая практика, как гарантирование снабжения со стороны фирм-субподрядчиков или закрытие доступа в сеть, является оружием конкуренции. В ответ на это субподрядчики используют любую долю свободы, которую имеют, чтобы диверсифицировать своих клиентов и перестраховаться, поглощая технологию и информацию для собственного использования. Вот почему собственность на информацию и авторские права на технологию так важны в новой глобальной экономике.


В общем, крупная корпорация в такой экономике не является и не будет больше самостоятельной и самодостаточной. Самонадеянность IBM, Philips и Mitsui стали достоянием истории культуры. Фактические операции они ведут с другими фирмами: не только с сотнями или тысячами субподрядных и вспомогательных предприятий, но с дюжинами относительно равных партнёров, с которыми они в одно и то же время сотрудничают и конкурируют в этом смелом новом экономическом мире, где друзья и враги идентичны.

сетевой форма бизнес

2.3. Горизонтальная корпорация и глобальные деловые сети

Сама корпорация изменила свою организационную модель, чтобы приспособиться к условиям непредсказуемости, создаваемой быстрыми экономическими и технологическими изменениями. Главный сдвиг можно охарактеризовать как сдвиг от вертикальных бюрократий к горизонтальным корпорациям. Горизонтальная корпорация характеризуется семью главными тенденциями:

  • организацией, строящейся вокруг процесса, а не задачи;
  • [5]плоской иерархией;
  • командным менеджментом;
  • измерением результатов по удовлетворённости покупателя;
  • вознаграждением, основанным на результатах работы команды;
  • максимизацией контактов с поставщиками и покупателями;
  • информированием, обучением и переподготовкой сотрудников на всех уровнях.

Эта трансформация корпорационной модели, особенно заметна в 1990-х годах в некоторых ведущих американских компаниях (таких как АТТ), следует за реализацией предельных возможностей модели «подтянутого производства» (lean production), испытанной в 1980-х годах. Эта «подтянутая модель» (справедливо названная критиками «тощей и пошлой» (lean and mean)) была в основе своей сосредоточена на экономии затрат путём сочетания автоматизации, компьютеризованного контроля над рабочими, «выкладывания» на работе, экономии на производстве. В своём самом крайнем проявлении она создала то, что было названо «полой корпорацией», т.е. бизнес, специализированный на посредничестве между финансированием, производством и рыночными продажами, на базе установленной торговой марки или индустриального имиджа. Прямое выражение капиталистической реструктуризации с целью преодоления кризиса прибыльности 1970-х годов – «подтянутая модель» сокращала затраты, но также увековечивала устаревшие организационные структуры, коренившиеся в логике модели массового производства в условиях олигополистического контроля рынка. Чтобы маневрировать в новой глобальной экономике, характеризующейся непрестанными лавинами новых конкурентов, использующих новые технологии и приёмы сокращения затрат, крупные корпорации должны бытии стать прежде всего более эффективными, а не более экономными. Сетевые стратегии добавили системы гибкости, но они не решили для корпорации проблему приспособляемости. Чтобы быть в состоянии усваивать выгоды сетевой гибкости, корпорация сама должна была стать сетью и пропитать динамизмом каждый элемент своей внутренней структуры: в этом, в сущности, и заключается смысл и цель модели «горизонтальной корпорации», которая часто подразумевает децентрализацию её единиц и наделения каждой из этих единиц растущей автономией, позволяющей им даже конкурировать друг с другом, хотя и в рамках общей стратегии.