Файл: Сетевая форма организации бизнеса (История развития сетевой организации бизнеса).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 История развития сетевой организации бизнеса.
1.1. Эволюция сетевых форм бизнеса
1.2 Связи в сетевой организации
1.3. Организация межфирменной сети
Глава 2 Формы организации сетевого бизнеса
2.1. Принципы объединения в сеть
2.2. Корпоративные стратегические альянсы
2.3. Горизонтальная корпорация и глобальные деловые сети
2.4. Кризис модели вертикальной корпорации и возникновение деловых сетей
Введение
В последнее время всё больше фирм по всему миру отвечают на усиление конкуренции уходом от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движением к разнородным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компании («внутренние рынки») зародило новый тип структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети – система фирм или специализированных единиц. Координация их деятельности произаодиться рынком. Сети – форма, которая отвечает современным требованиям внешней среды. Для эффективности в работе сетевых организаций очень важно избежать ошибок при разработке и управлении управленческими структурами.
Развитие сетевой формы бизнеса происходило таким образом: новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых, которые не отвечают требованиям внешней среды. Менеджеры проводили эксперименты с новыми подходами, производили поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выяснилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем шире возможности для её неправильного использования. Проектирование новых структур, которые не учитывают текущие недостатки в фирме, приводит к тому, что новая форма теряет свою актуальность и жизнеспособность.
Вертикальная интеграция остается наиболее распространённой формой слияния компаний на развивающемся рынке России. Возникают всё новые иерархические группы и холдинги, в том числе и в электротехнической отрасли. Это, по-видимому, отвечает нынешнему этапу эволюции бизнеса, однако, как пишет журнал The Chief, для современного мира вертикальная интеграция – в прошлом. Условиям глобализации и специализации более других соответствует форма сетевого предприятия, о которой рассказывают Оксана Ульяновна Юлдашева и её соавторы. «Сети есть фундаментальный материал, из которого новые организации строятся и будут строиться. И они способны формироваться и распространяться по главным улицам и глухим переулкам глобальной экономики, поскольку опираются на информационную мощь, предоставляемую новой технологической парадигмой».
Актуальность данной курсвоой работы высока т.к сетевые органиазции в современной экономики заниют огромную часть рынка.
Целью курсовой работы изучить формы организации сетевого бизнеса, его историю виды и сущность.
Предмет курсвоой работы; сетевой бизнес
Обьектом курсовой работы; формы и виды органиацзии сетевого бизнеса.
В курсовой работе речь пойдёт о сетевых формах бизнеса с различных точек зрения: история, виды, сущность.
Глава 1 История развития сетевой организации бизнеса.
1.1. Эволюция сетевых форм бизнеса
Функциональная форма бизнеса, появившаяся в конце XΙX века, активно развивалась в веке следующем. Благодаря этой форме могие фирмы смогли достичь нужных размеров и эффективности, удовлетворять потребности растущего внутреннего рынка.
Дивизиональная форма бизнеса появилась в 20-30е года XX столетия, однако активное распространение полуила только через четверть века. Особенность данной формы – ориентация на определённый сегмент рынка.
Матричная форма возникла в 60–70-х годах XX века и представляла собой сумму выше представленных форм и была создана в интересах эффективного использования специалистов, инженеров и учёных при адаптировании широкого спектра новых продуктов к потребностям рынка. При этом технический персонал, специалисты [1]перемещаются из функциональных подразделений в продуктовые или проектные группы, из одной команды в другую. Большинство современных матричных организаций ещё более сложны, сочетают глобальные продуктовые подразделения с ориентированными на определённые регионы маркетинговыми группами.
Развитие сетевых организаций началось в 1980-х годах с международной конкуренцией и быстрыми технологическими изменениями, которые вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Они обратились к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур. В качестве примеров действующих сетевых организаций можно назвать следующие.
- Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).
- Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).
- Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединённые в единую систему. Эти формы включают хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво», в Швеции).
- Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, в особенности среди крупных фирм, которые стремятся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе. (1)
Существуют сети, которые объединяют поставщиков, производителей и органы по реализации продукции, между которыми возникают долгосрочные стабильные отношения. Другие сети гораздо более динамичны, компоненты ценностной цепи соединяются на контрактной основе с целью реализации проекта или производства продукции, а затем распадаются, чтобы стать частью новой ценностной цепи для следующего бизнес-проекта. Из-за того, что любые функции реализуются на контрактной основе, то можно легко сменить поставщиков с целью снижения издержек у сетевых фирм.
Сетевые организации отличительные признаки от других типов организаций.
Во-первых, фирмы со старыми организационными структурами предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определённой продукции или услуг. При сетевой форме бизнеса органищация использует общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи.
Во-вторых, сетевые организации отдают большее предпочтение рыночным механизмам, а не опираются на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – нечто большее, чем просто взаимоотношения независящих друг от друга хозяйствующих субъектов. Элементы сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию с целью удержания определённого места в ценностной цепи.
В-третьих, хотя подрядные сетевые организации были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников улучшает конечный результат деятельности и способствует исполнению контрактов.
В-четвёртых, в ряде отраслей, число которых постоянно растёт (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.
Хотя сетевые организации обладают отличительными чертами, стабильные, динамичные и внутренние сети включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм. Результатом этих изменений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро объединяется с ограниченным числом тщательно отобранных партнёров. Напротив, крупная матричная многонациональная организация, состоящая из различных проектных, производственных и торговых единиц, может решить заменить централизованное ценообразование отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый «внутренним рынком». Наконец, в некоторых отраслях быстрые технологические и рыночные изменения могут побудить дивизиональные организационные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектантов, поставщиков, производителей и продавцов, которые владеют активами. Это оказалось наиболее характерным в последние два десятилетия для издательских фирм.
В итоге сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации. Сопоставление разных моделей организации проведено в табл. 1.
Однако сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений. Чтобы понять реальные и потенциальные слабые стороны сети, целесообразно рассмотреть причины присущих ей недостатков. Тем более что сходные процессы и противоречия наблюдались у всех предшествующих организационных форм. Широкий успех, использование преимуществ каждой новой формы сменялись выявлением её недостатков в процессе развития. Как свидетельствуют исследования, два типа типичных ошибок характерны для развития различных организационных форм:
- расширение формы за пределы её внутренних возможностей;
- появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования.
Организационная форма может эффективно работать только в определённых пределах. Когда логика формы нарушается, неизбежен провал. Рассмотрим более детально характеристики каждого вида сетевой организации. (3)
Таблица 1. Характеристика свойств разных организаций
Ключевые факторы |
модели |
|
Иерархия |
Сетевая организация |
|
Нормативная база |
Служебные взаимоотношения |
Договорные отношения |
Средства связи |
Стандартные |
Использующие многообразные современные технологии |
Модель решения конфликтов |
Административные приказы, контроль |
Нормы взаимности |
Степень гибкости |
Низкая |
Высокая |
Обязательства сторон |
Средний уровень обязательств |
Высокий уровень обязательств |
Атмосфера (климат) в организации |
Формальная, бюрократическая |
Предполагаемая открытость, взаимовыгодность |
Предпочтения или выбор участников |
Подчинённость |
Взаимозависимость |
1.2 Связи в сетевой организации
Вероятность того, что предприятия, которые внедряют сетевые структуры, повысят адаптивность к самообновлению, выходит из отличительных свойств сетевой фирмы: характера связей между частями сети и добровольных рыночных отношений. Даже когда компонентами сети владеют сообща, структура организации носит рыночный характер. Чётко определённые, нацеленные и структурированные контракты управляют связями вместо установленных ранее внутренних правил, процедур и рутинных инструкций. В противоположность этому в иерархических организациях каждое взаимодействие носит отпечаток административно регламентируемых ограничений. Поведение здесь управляют структурное звено организации или её руководитель в лице его должностного положения, а не результаты деятельности.
Рыночные связи структурируются в соответствии с условиями функционирования организации. Они более предпочтительны в сравнении с чисто иерархическими механизмами, порождающими много барьеров. Внутриорганизационные рыночные взаимоотношения настраивают каждое контактное лицо на достижение определённых, точно измеренных целей. Но это не значит, что требуются сложные, оформленные в юридической форме или слишком формальные контракты. Контракт может быть предельно простым, включая в себя только срок проекта и его стоимость. В начале любого большого проекта определяются и разделяются обязанности, создаётся механизм эффективных рабочих отношений и разрешений споров.
Очень важным является тот факт, что отношения в сети не могут диктоваться только одной стороной, все взаимоотношения должны быть добровольны и взаимовыгодны. Разумеется, происходят случаи, когда партнёры не обладают полной свободой и не способны разорвать связи внутри сети, даже если считают их несправедливыми. Однако, такие случаи очень редки и предусмотрены риски в договорённости партнёров. В случае, если конфликтная ситуация всё-таки случилась, руководителям приходиться вмешиваться во «внутреннюю кухну», но это абсолютно исключительные случаи. Любые изменения, ограничивающие отношения добровольности, становятся возможной опасностью для эффективной работы всей сети.
Как показвают исследования, предприятия, в особенности большие и сложные, испытывают сложности, когда приходится приспосабливаться к изменениям внешней среды. Приспособление к изменениям на рынке и в технологии становится невозможным в рамках старой организации, без рассмотрения направлений преобразования системы, без принятия организационных мер, которые обеспечивают стабильность деятельности в новых условиях. Организационные формы, особенно сетевые, должны противостоять провалам в деятельности предприятий и неспособности их руководителей справиться с новыми задачами. По своей природе сетевые организации постоянно обновляются, а их основные элементы – постоянно корректируются в связи с изменениями рынка, технологий и других факторов внешней среды. Процесс адаптации, который ориентируется на результаты, должен помочь руководителям улучшить понимание современных способов достижения целей организации в изменяющейся обстановке. Изучение сетевых организаций и принципов их деятельности должно помочь понять причины отсутствия успеха предприятий всех организационных форм.