Файл: Основные принципы построения налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более часто встречаются следующие элементы налога:

  • налогоплательщик;
  • налоговые агенты;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • единица обложения;
  • налоговые льготы;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления;
  • налоговый оклад;
  • источник налога;
  • налоговый период;
  • порядок уплаты;
  • срок уплаты налога.

Налогоплательщики – это юридические и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.[5]

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.[5] К ним относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению и удержанию у налогоплательщика, а также перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.[5]

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Они обязаны:

1) своевременно и правильно начислять и удерживать из средств, выплаченных налогоплательщику, а также перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Объектами налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг);
  • имущество;
  • прибыль;
  • доход;
  • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Каждый налог имеет свой объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.


Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.[5]

Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собственности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имущества не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.[5]

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.[5]

Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.[5]

Услуга в отличие от работы не обладает материальным выражением и поэтому не может быть реализована для дальнейшего удовлетворения нужд.

Для того чтобы вычислить налог, недостаточно определить его объект, нужно рассчитать налоговую базу. Из этого следует что, налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для исчисления налоговой базы нужно выбрать единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Вычисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета. Предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов.

Дополнительным элементом налога являются налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.[5] Налоговым кодексом РФ установлен режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:

а) не уплачивать налог или сбор;

б) уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.

Налоговые льготы могут устанавливаться только налоговым законодательством, поэтому иные нормы законов, предоставляющие какие-либо налоговые льготы отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, поэтому применению не подлежат.

Могут применяться следующих налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.


Изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Под налоговым кредитом понимается льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки. Налоговый кредит может быть как: снижение ставки налога, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика [5]. Это значит, что налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, также как и приостановить их использование.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.[5] Различают процентные и твердые ставки. Процентные ставки установлены в процентах к налоговой базе. Твердые ставки устанавливаются в рублях на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы с физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по акцизам и др.

Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.

Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По некоторым налогам объект и источник налога могут совпадать.

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.[5] Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.

Срок уплаты налога - это период времени, когда налог должен быть оплачен. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени.

Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему применяются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

Налогоплательщик должен самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами.

В качестве основного порядка налоговое законодательство закрепило приоритет порядка «самообложения».

Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате, рассчитав для этого налоговую базу и применив соответствующую налоговую ставку (налог на доходы физических лиц).


В некоторых случаях установлено, что налоговый орган должен самостоятельно исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Налоговый орган за 30 дней до наступления срока уплаты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, налоговой базы и сроке уплаты.

Порядок уплаты налога - это определенный порядок внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.

В порядок уплаты налога включается:

  • направления платежа, т.е. куда платится налог: бюджет или внебюджетный фонд;
  • средства уплаты налогов;
  • механизма платежа;
  • субъекта налога;
  • форму уплаты налога (наличная, безналичная) [4].

1.3 Функции налогов

Суть налогов обретает свое проявление в выполняемых ими функциях.

Функции налогов – это их качества, которые дают возможность применять налоги в качестве средств формирования доходов государства, распределения и перераспределения доходов в интересах государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция демонстрирует, каким способом реализуется назначение данной финансовой категории как инструмента распределения и перераспределения доходов.

Основные функции налогов:

  • фискальная;
  • распределительная;
  • стимулирующая;
  • контрольная.

Фискальная функция является главной функцией налога. Она свойственна для любого налога и для любой налоговой системы. Фискальная состоит в том, что с помощью налогов происходит образование государственного бюджета путем изъятия доли прибыли организаций и граждан для создания средств у государства на оборону страны, защиту правопорядка, решение социальных и других задач.

Вторая функция налогов – распределительная. Она заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и определенные законодательством внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые средства.

Стимулирующая функция налогов направлена на участие в процессах распределения и перераспределения. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Современная система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, и т. д.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать доходы организаций и физических лиц, а также своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств. И основываясь на этом разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов [4].


1.4 Виды налогов

В настоящее время виды налогов и сборов являясь важной составляющей налоговой системы крайне разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, функционирующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих регионов. Правительство регионов наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Им предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.[4]

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются на:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются напрямую на доход или имущество налогоплательщика, владение которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  1. налог на доходы физических лиц;
  2. налог на прибыль организаций;
  3. налоги на имущество юридических и физических лиц.

Косвенные налоги называют налогами на потребление, они включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Интересны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну не привязаны к финансовой деятельности субъекта налогообложения, также финансовый результат достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.[4]