Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Вместе с тем правительству в силу особенностей косвенного налогообложения приходится использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее объектов деятельности налогоплательщика. Совместно это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно увеличивает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.[4]
Иногда разделяют налоги в зависимости от их использования:
- общие;
- специальные.
К общим налогам относятся большинство налогов. Их особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в бюджете.
В отличие от общих специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «зафиксированы» за определенными видами расходов. Примером специальных налогов могут служить:
- транспортный налог;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.[4]
В зависимости от установленных ставок налоги бывают:
- твердыми;
- процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансовой деятельности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
- включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
- относимые на издержки обращения и затраты производства;
- относимые на финансовые результаты;
- уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.[4]
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
- закрепленные;
- регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория налогов — специальные налоговые режимы. В НК РФ установлено четыре таких режимов:
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.[4]
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения:
- налоги, уплачиваемые юридическими лицами (налог на прибыль, налог на имущество организаций.);
- налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
- смешанные налоги (налог на добавленную стоимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес) [6].
В зависимости от периодичности взимания налоги бывают:
- разовые;
- регулярные.
Разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода или при совершении конкретных действий (например, единый налог на вмененный доход).
Регулярные налоги — взимаемые постоянно, через определенные промежутки времени и в течение всего периода деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Перечисленные классификации налогов не являются окончательными, но вместе с тем достаточны для характеристики всех действующих налогов и сборов в Российской Федерации. В различной литературе налоги группируются иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа.[4]
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством, как с физических, так и с юридических лиц. Все налоги можно подразделить на две большие группы: прямые и косвенные. Действующие налоги в своей основе сформировались в условиях экономического кризиса 90-х годов прошлого века. Это не могло не отразиться на их количестве, ставках и структуре. Можно предположить, что главная функция налогов – фискальная. С помощью прибыли от налогов пополняется государственный бюджет. Налоги при помощи различных экономических методов стимулируют развитие всего национального хозяйства. Налоги – это необходимое звено экономических отношений во всем обществе со времени появления государства.
2. Налоговая система РФ
2.1 Основные принципы построения налоговой системы РФ
Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.
Она основывается на конкретных принципах и регулирует налоговые отношения страны и плательщиков налогов и сборов.
Принципы налоговой системы РФ возможно отыскать в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. В случае если их обобщить, то возможно отметить некоторое количество принципов построения налоговой системы РФ:
- Налоги устанавливаются законами. Данный принцип значит, что, любой налог должен быть установлен НК РФ и иметь все нужные элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства понимаются в пользу плательщика.
- Принцип всеобщности налогообложения. Он подразумевает всеобщность налогообложения. Согласно этому принципу любое юридическое и физическое лицо без каких-либо исключений обязаны при помощи уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных затрат.
- Принцип равного налогообложения. Все налогоплательщики несут схожую налоговую нагрузку в согласовании с налоговым законодательством РФ независимо от положения и общественного статуса. Любой участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание собственных интересов в суде.
- Принцип справедливости. Согласно данному принципу, каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании затрат страны в соответствии со своим доходам и возможностям.
- Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговая нагрузка должна быть экономически согласована с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
- Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера финансовых ограничений, формируемых отчислением средств на уплату налогов. Согласно данному принципу, не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов или налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. В следствии этого, налоги обязаны быть экономически эффективны, то есть суммы платежей по каждому налогу должны превышать издержки по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов нужно принимать во внимание финансовые результаты для бюджета страны, развития экономики, налогоплательщика.
- Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Согласно статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [2].
- Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст.8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика [2].
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ.
- Принцип удобного налогообложения обозначает что, каждый налогоплательщик должен знать о всех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные сроки.
- Следующий принцип состоит в том, что сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах принимаются в пользу налогоплательщика.
- Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это означает, что каждый участник налоговых отношений имеет право на защиту своих прав и интересов в установленном законом порядке.
- Определение в федеральном законодательстве списка прав и обязательств налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц [4].
2.2. Анализ состояния налоговой системы РФ
В настоящее время во всем мире идет упрощение налоговой системы. Это очевидно, так как облегчается работа как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. С более простой налоговой системой легче определять финансовый итог, меньше проблем при составлении отчетных документов. Но в Российской Федерации такой направленность нет, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику [11].
Анализ современного состояния налоговой системы по уровням налоговой системы показывает, что в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 г. поступления составили 21 328,5 млрд руб. или на 23 % больше, чем в 2017 г. (таблица).
В общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году удельный вес поступлений в федеральный бюджет составил 56%, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 44%.
Формирование всех доходов в 2018 году на 82% обеспечено за счет поступления НДПИ – 29%, налога на прибыль - 19%, НДС и НДФЛ – по 17%.
Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2017-2018 гг. представлена на рисунке.
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году приведена на диаграмме.
Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 4 100,0 млрд рублей, или на 24,6% больше, чем в 2017 году.
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 995,5 млрд рублей (24%), или на 30,6% больше, чем в 2017 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 3 104,5 млрд рублей (76%), или на 22,8% больше, чем в 2017 году.
Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 3 653,0 млрд рублей, или на 12,4% больше, чем в 2017 году.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2018 году поступило 3 574,6 млрд рублей, или на 16,4% больше, чем в 2017 году.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2018 году поступило 186,6 млрд рублей, или на 12,1% больше, чем в 2017 году.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году составили 1 493,2 млрд рублей, или на 1,8% меньше, чем в 2017 году.
Формирование доходов по сводной группе акцизов в 2018 году на 86% обеспечено за счет поступлений акцизов на табачную продукцию – 38%, акцизов на нефтепродукты – 35%, акцизов на алкогольную продукцию – 13%.
Из общей суммы 2018 года поступления в федеральный бюджет составили 860,7 млрд рублей (58%), или на 5,4% меньше, чем в 2017 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 632,4 млрд рублей (42%), или на 3,4% больше, чем в 2017 году.
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 1 396,8 млрд рублей, или на 11,7% больше, чем в 2017 году.
Налога на имущество физических лиц в 2018 году поступило 61,3 млрд рублей, или на 17,4% больше, чем в 2017 году.
Налога на имущество организаций в 2018 году поступило 985,2 млрд рублей (71% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 15,1% больше, чем в 2017 году.
Транспортного налога в 2018 году поступило 161,2 млрд рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 4,1% больше, чем в 2017 году.
Поступления земельного налога в 2018 году составили 187,1 млрд рублей (13% всех поступлений имущественных налогов), что на 0,6% больше, чем в 2017 году.
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 6 127,4 млрд рублей, или на 48,3% больше, чем в 2017 году. (таблица)
В федеральный бюджет в 2018 году поступило 11 926,8 млрд рублей, что на 30,2% больше, чем в 2017 году. В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 51%, НДС - 30%, налог на прибыль организаций – 8%. (таблица)
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2018 году поступило 9 401,7 млрд рублей, или на 15,9% больше, чем в 2017 году.
Основную роль в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018 году сыграли НДФЛ и налог на прибыль, суммарная доля которых составила 72%. (таблица) [7].
Налоговую систему Российской Федерации не назовешь простой – ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется много времени.
Проанализировав структуру и динамику налогов по уровням налоговой системы, могут быть определены проблемы и выбраны пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
3. Недостатки налоговой системы РФ и пути ее совершенствования
Ни одна из задач перехода к рыночным отношениям в экономике РФ не считается настолько трудной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием экономических ресурсов на различных уровнях, затрагивает финансовые интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер отношений государства и всех налогоплательщиков.
Приведем ряд несовершенств налоговой системы России:
- отсутствие стабильности в налоговой системе. По причине разнообразного количества видов налогов существует проблема противоречивости нормативной базы налогов, в которую постоянно вносятся изменения и поправки. Это приводит к неуравновешенному положению экономики государства, а также к ошибкам при расчете налогов, за которые юридическим лицам приходится платить пени за несвоевременную уплату налога;
- устранение дефицита бюджета путем завышения налоговой базы для предприятий. Подобный способ вызывает банкротство и убыточность у предприятий, так как дабы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги;
- система налогов в РФ не учитывает интересы различных слоев общества. Данная функция должна гарантировать социальное равновесие в обществе. О ее отсутствии в нашей налоговой системе возможно судить по сильно выраженному соц. расслоению в части доходов. Например, расчет налога на доходы физических лиц. Большинство экономистов сходятся во мнении, что прогрессивная процентная ставка, вместо действующей в настоящее время пропорциональной, по НДФЛ заметно смягчила бы расслоение общества на «бедных» и «богатых», способствовала бы расширению «среднего класса», численность которого в России достаточно мала [8]. Это очень важный недостаток нашей не совершенной системы;
- преувеличенное налоговое бремя, которое возложено на налогоплательщиков;
- большое количество налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;
- неравномерное распределение налоговой нагрузки по отдельным налогоплательщикам. Так, в случае если центральное предприятие зарегистрировано в одном районе, а основная производственная деятельность находится в другом, то налоги уплачиваются организацией по месту нахождения центрального офиса, следовательно, все налоговые доходы поступят в город, где зарегистрирован ЦО. Поэтому, различные регионы РФ развиваются неравномерно, и с каждым годом такое отставание бедных от богатых только усиливается.
- плохой контроль за сбором налогов. Это приводит к уклонению от уплаты налогов, а следовательно — к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. [1]