Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие и эволюция представлений о конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следуя историко-генетическому методу можно представить становление, развитие и отрицание рыночной конкуренции в виде схемы (рис. 1) [29,c.49].

Только теоретически зная, что есть рыночная конкуренция, соответствующая своему понятию, зная, что совершенство есть зрелость, развитость, можно понять современное, «перезрелое» её состояние, определяемое в литературе как «несовершенная конкуренция», соединяющая элементы конкуренции и монополии. Иначе не понять, как конкуренция эволюционирует от несовершенства как становления к несовершенству как отрицанию.

Рисунок 1 - Ступени развития рыночной конкуренции

Но если начать исследование рыночной конкуренции непосредственно с «несовершенной конкуренции», фактически отрицающей конкуренцию, когда её нормальное, зрелое состояние теоретически не определено, то не может быть дан ответ на вопрос: в чем её «несовершенство»? Поэтому «точкой отсчёта при классификации рыночных структур служит рынок свободной или совершенной конкуренции ... хотя признакам свободной конкуренции не удовлетворяет практически ни один реально существующий рынок, тем не менее, классифицировать рынки можно по степени их соответствия или несоответствия конкурентному рынку» [1,c.140].

Итак, в соответствии с историко-генетическим исследованием рыночной конкуренции, логика её общей экономической теории определяется последовательным рассмотрением трёх родов конкуренции. В каждом из них выясняются:

  • основание как генетическая причина;
  • условие осуществления в виде конкретной рыночной структуры, связанной прежде всего с количеством субъектов конкуренции;
  • конкуренция как действие причины, процесс;
  • результат конкурентного процесса и его явление;
  • следствия данного рода рыночной конкуренции;
  • взаимодействие трёх родов конкуренции и их видоизменение при монополизации рынков.

Данный подход должен быть реализован и в изучении конкуренции на рынке труда.

Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ

2.1 Развитие основных теорий конкуренции


Процессы глобализации мирового развития способствуют не только расширению интеграции, но и обострению конкуренции. Ужесточение кон­курентной борьбы в этих условиях делает актуаль­ным вопрос о конкуренции и обеспечении конку­рентоспособности страны. В такой ситуации кон­курентоспособность государства становится весьма значимым фактором, формирующим условия для экономического и социального развития страны.

Понятие «конкуренция» впервые сложилось в процессе формирования политической экономии и затем усложнялось в процессе экономического развития [25,c.8]. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит определяет конкуренцию как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое есте­ственным образом проявляется в поведении лю­дей, стремящихся к соперничеству. Заслугой А. Смита можно считать определенные им усло­вия свободной конкуренции [38]:

  • конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
  • число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
  • эконо­мические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
  • должна быть свобода от социальных ограничений, чтобы действовать в соответствии с этим знанием;
  • не­обходимо достаточно времени, чтобы направле­ние и объем потока ресурсов стали отвечать же­ланию владельцев.

В XIX в. взгляды на теорию конкуренции по­лучили развитие в трудах А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, Ф. Эджуор­та и др. Так, Дж. Кэрнс определил такое состоя­ние свободной конкуренции, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство. У. Джевонс предло­жил модель конкурентного обмена, которую затем развил Ф. Эджуорт, предложив определение со­вершенной конкуренции, в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий [2,c.34]:

  • наличие неопределенно большого числа участников с обеих сторон рынка;
  • полное отсутствие каких-либо ограниче­ний корыстолюбивого поведения;
  • полная делимость продаваемых участни­ками рынка товаров;
  • отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка;
  • высокая мобильность факторов производ­ства.

По определению классической школы, кон­куренция есть соревнование ради прибыли, борь­ба за экономическое выживание. К. Маркс опре­деляет конкуренцию как борьбу между предпри­нимателями за наиболее выгодные условия вло­жения капитала [38,c.122].


В XX в. теория конкуренции получила раз­витие в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Б. Кларка, Дж. Коммонса, Р. Коуза, А. Маршалла, Э. Мейсо­на, Дж. Робинсона, Дж. Стиглера, О. Уильямсона,Э. Чемберлина, Г. Штакельберга и др.

Теория конкуренции А. Маршалла, легла в основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX в. А. Маршалл обосновал, что силы спроса и предложения действуют свободно, при этом не существует объединения торговцев на обеих сторонах, каждый выступает самостоятель­но, в то же время широко развертывается свобод­ная конкуренция, т. е. покупатели беспрепятст­венно конкурируют с покупателями, а продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами. При этом он подчеркивал, что хотя каждый выступает сам за себя, осведомленность о деятель­ности других обычно вполне достаточна. А. Мар­шаллом была предложена трактовка терминов «свобода производства и предпринимательства» и «экономическая свобода». Он утверждал, что возможность свободного выбора одинаково мо­жет привести как к состязанию, так и к сотрудни­честву. К аспектам совершенной конкуренции А. Маршалл относил количество участников, структуру рынка (монополия, конкуренция, оли­гополия), наличие барьеров входа и выхода для участников, дифференциацию продукции, цено­вую дискриминацию, информированность участ­ников рынка. А. Маршалл определил необходи­мость учета промежуточного состояния между монополией и конкуренцией, поскольку элемент монополии неизбежно имеется в любой конку­рентной системе. В современных условиях это яв­ление называется несовершенной конкуренцией [11,c.320].

Дальнейшее развитие теории конкуренции по­лучило в трудах Дж. Робинсона «Теория несовер­шенной конкуренции» (1933 г.) и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1934 г.).

К заслуге Дж. Робинсона принадлежит разра­ботка параметров конкуренции. Если раньше счи­талось, что конкуренция - это преимущественно ценовая конкуренция, то Робинсон выдвигает и другие характеристики конкурентного поведения фирм - величина транспортных расходов, уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы.

Г. Хотеллингом впервые был введен в эконо­мику термин «пространственная конкуренция». Он утверждал, что при монополистической кон­куренции субъект, находящийся в положении ква­зимонополиста, создает свое рыночное простран­ство, в результате чего появляется пространст­венная конкуренция.

А. Пигу в середине XX в. обратил внимание на то, что система свободного рынка порождает конфликты не только между частными и общест­венными интересами, но также и внутри общест­венного интереса между выгодой текущего мо­мента и интересами будущих поколений.


Таким образом, содержание понятия «конку­ренция» усложнялось в соответствии с содержа­нием объективной реальности.

В современных условиях существует целый ряд определений понятия «конкуренции». В таб­лице 1 [19,c.105] представлены наиболее часто встречаю­щиеся теоретические подходы к термину конкуренция.

Таблица 1 - Теоретические подходы к термину конкуренция

Авторы

Определение

Г. Л. Азоев,

П. С. Завьялов,

Л. Ш. Лозовский, А. Г. Поршев,

Б. А. Райзберг [22]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворе­ния разнообразных потребностей покупателей

Г. Я. Киперман [34]

Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации про­дукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или постав­щиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта

К. Р. Макконнел, С. Л. Брю [20]

Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для поку­пателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его

4. А. Маршалл [23]

Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо

И. А. Спиридонов Н. И. Перцовский [24]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворе­ния различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли

Р. А. Фатхутдинов [42]

Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения побе­ды или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях

Р. А. Фатхутдинов [41]

Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ог­раничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обраще­ния товаров на соответствующем товарном рынке

В 70-х гг. XX в. начала активно развиваться теория конкурентоспособности [48,c.60]. За несколько десятилетий образовались школы теории конку­рентоспособности, такие как[43]:

  • американская школа теории конкуренто­способности - М. Портер (концепция национальных конкурентных преимуществ), М. Энрайт (концепция региональных кластеров);
  • британская школа теории конкурентоспо­собности - Дж. Даннинг (эклектическая ОЛИ- парадигма), К. Фримэн (концепция техноэконо­мической парадигмы);
  • скандинавская школа теории конкуренто­способности - Б.-О. Лундваль и Б. Йонсон (кон­цепция экономики обучения), Б. Асхайм (концеп­ция региона обучения), Э. Райнерт («индекс каче­ства» экономической деятельности);
  • советская школа территориально-произ­водственных комплексов (ТПК), в основе которой лежала идея концентрации производительных сил на определенной территории для оптимизации использования природных, трудовых ресурсов ре­гиона и комплексности развития в условиях пла­новой экономики.

В контексте исследования теории конкурен­тоспособности лежит процесс определения и раз­вития понятия «конкурентоспособность». Одно­значного определения конкурентоспособности, как и конкуренции, также до сих пор не принято. Наибольшее распространение в научной литера­туре получило определение конкурентоспособно­сти, данное в 1987 г. в докладе президентской ко­миссии США по конкурентоспособности «Миро­вая конкуренция: новая реальность»: «Конкурен­тоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкурен­ции производить товары и услуги, которые отве­чают запросам международных рынков, одновре­менно сохраняя на прежнем уровне или увеличи­вая реальные доходы своих граждан» [51].

2.2 Сравнительный анализ подходов к теории конкуренции

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика.
В научной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории.

Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкуренции появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.

Конкуренция трактовалась в концепциях того времени как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов и способствующая активизации экономической жизни общества. Ранние представители классической политической экономии и, прежде всего, Уильям Петти, Пьер Л. де Буагильбер с функционированием и развитием конкурентных отношений связывали реализацию принципа социальной справедливости, обосновывая в этой связи понимание капиталистического строя как вечного и естественного.