Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие и эволюция представлений о конкуренции).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и эволюция представлений о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной теории
1.2 Историко-генетический подход в понимании конкуренции
Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ
2.1 Развитие основных теорий конкуренции
Следуя историко-генетическому методу можно представить становление, развитие и отрицание рыночной конкуренции в виде схемы (рис. 1) [29,c.49].
Только теоретически зная, что есть рыночная конкуренция, соответствующая своему понятию, зная, что совершенство есть зрелость, развитость, можно понять современное, «перезрелое» её состояние, определяемое в литературе как «несовершенная конкуренция», соединяющая элементы конкуренции и монополии. Иначе не понять, как конкуренция эволюционирует от несовершенства как становления к несовершенству как отрицанию.
Рисунок 1 - Ступени развития рыночной конкуренции
Но если начать исследование рыночной конкуренции непосредственно с «несовершенной конкуренции», фактически отрицающей конкуренцию, когда её нормальное, зрелое состояние теоретически не определено, то не может быть дан ответ на вопрос: в чем её «несовершенство»? Поэтому «точкой отсчёта при классификации рыночных структур служит рынок свободной или совершенной конкуренции ... хотя признакам свободной конкуренции не удовлетворяет практически ни один реально существующий рынок, тем не менее, классифицировать рынки можно по степени их соответствия или несоответствия конкурентному рынку» [1,c.140].
Итак, в соответствии с историко-генетическим исследованием рыночной конкуренции, логика её общей экономической теории определяется последовательным рассмотрением трёх родов конкуренции. В каждом из них выясняются:
- основание как генетическая причина;
- условие осуществления в виде конкретной рыночной структуры, связанной прежде всего с количеством субъектов конкуренции;
- конкуренция как действие причины, процесс;
- результат конкурентного процесса и его явление;
- следствия данного рода рыночной конкуренции;
- взаимодействие трёх родов конкуренции и их видоизменение при монополизации рынков.
Данный подход должен быть реализован и в изучении конкуренции на рынке труда.
Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ
2.1 Развитие основных теорий конкуренции
Процессы глобализации мирового развития способствуют не только расширению интеграции, но и обострению конкуренции. Ужесточение конкурентной борьбы в этих условиях делает актуальным вопрос о конкуренции и обеспечении конкурентоспособности страны. В такой ситуации конкурентоспособность государства становится весьма значимым фактором, формирующим условия для экономического и социального развития страны.
Понятие «конкуренция» впервые сложилось в процессе формирования политической экономии и затем усложнялось в процессе экономического развития [25,c.8]. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит определяет конкуренцию как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется в поведении людей, стремящихся к соперничеству. Заслугой А. Смита можно считать определенные им условия свободной конкуренции [38]:
- конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
- число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
- экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
- должна быть свобода от социальных ограничений, чтобы действовать в соответствии с этим знанием;
- необходимо достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.
В XIX в. взгляды на теорию конкуренции получили развитие в трудах А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, Ф. Эджуорта и др. Так, Дж. Кэрнс определил такое состояние свободной конкуренции, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство. У. Джевонс предложил модель конкурентного обмена, которую затем развил Ф. Эджуорт, предложив определение совершенной конкуренции, в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий [2,c.34]:
- наличие неопределенно большого числа участников с обеих сторон рынка;
- полное отсутствие каких-либо ограничений корыстолюбивого поведения;
- полная делимость продаваемых участниками рынка товаров;
- отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка;
- высокая мобильность факторов производства.
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. К. Маркс определяет конкуренцию как борьбу между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала [38,c.122].
В XX в. теория конкуренции получила развитие в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Б. Кларка, Дж. Коммонса, Р. Коуза, А. Маршалла, Э. Мейсона, Дж. Робинсона, Дж. Стиглера, О. Уильямсона,Э. Чемберлина, Г. Штакельберга и др.
Теория конкуренции А. Маршалла, легла в основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX в. А. Маршалл обосновал, что силы спроса и предложения действуют свободно, при этом не существует объединения торговцев на обеих сторонах, каждый выступает самостоятельно, в то же время широко развертывается свободная конкуренция, т. е. покупатели беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами. При этом он подчеркивал, что хотя каждый выступает сам за себя, осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна. А. Маршаллом была предложена трактовка терминов «свобода производства и предпринимательства» и «экономическая свобода». Он утверждал, что возможность свободного выбора одинаково может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству. К аспектам совершенной конкуренции А. Маршалл относил количество участников, структуру рынка (монополия, конкуренция, олигополия), наличие барьеров входа и выхода для участников, дифференциацию продукции, ценовую дискриминацию, информированность участников рынка. А. Маршалл определил необходимость учета промежуточного состояния между монополией и конкуренцией, поскольку элемент монополии неизбежно имеется в любой конкурентной системе. В современных условиях это явление называется несовершенной конкуренцией [11,c.320].
Дальнейшее развитие теории конкуренции получило в трудах Дж. Робинсона «Теория несовершенной конкуренции» (1933 г.) и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1934 г.).
К заслуге Дж. Робинсона принадлежит разработка параметров конкуренции. Если раньше считалось, что конкуренция - это преимущественно ценовая конкуренция, то Робинсон выдвигает и другие характеристики конкурентного поведения фирм - величина транспортных расходов, уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы.
Г. Хотеллингом впервые был введен в экономику термин «пространственная конкуренция». Он утверждал, что при монополистической конкуренции субъект, находящийся в положении квазимонополиста, создает свое рыночное пространство, в результате чего появляется пространственная конкуренция.
А. Пигу в середине XX в. обратил внимание на то, что система свободного рынка порождает конфликты не только между частными и общественными интересами, но также и внутри общественного интереса между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.
Таким образом, содержание понятия «конкуренция» усложнялось в соответствии с содержанием объективной реальности.
В современных условиях существует целый ряд определений понятия «конкуренции». В таблице 1 [19,c.105] представлены наиболее часто встречающиеся теоретические подходы к термину конкуренция.
Таблица 1 - Теоретические подходы к термину конкуренция
Авторы |
Определение |
Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, А. Г. Поршев, Б. А. Райзберг [22] |
Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей |
Г. Я. Киперман [34] |
Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта |
К. Р. Макконнел, С. Л. Брю [20] |
Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его |
4. А. Маршалл [23] |
Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо |
И. А. Спиридонов Н. И. Перцовский [24] |
Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли |
Р. А. Фатхутдинов [42] |
Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях |
Р. А. Фатхутдинов [41] |
Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке |
В 70-х гг. XX в. начала активно развиваться теория конкурентоспособности [48,c.60]. За несколько десятилетий образовались школы теории конкурентоспособности, такие как[43]:
- американская школа теории конкурентоспособности - М. Портер (концепция национальных конкурентных преимуществ), М. Энрайт (концепция региональных кластеров);
- британская школа теории конкурентоспособности - Дж. Даннинг (эклектическая ОЛИ- парадигма), К. Фримэн (концепция техноэкономической парадигмы);
- скандинавская школа теории конкурентоспособности - Б.-О. Лундваль и Б. Йонсон (концепция экономики обучения), Б. Асхайм (концепция региона обучения), Э. Райнерт («индекс качества» экономической деятельности);
- советская школа территориально-производственных комплексов (ТПК), в основе которой лежала идея концентрации производительных сил на определенной территории для оптимизации использования природных, трудовых ресурсов региона и комплексности развития в условиях плановой экономики.
В контексте исследования теории конкурентоспособности лежит процесс определения и развития понятия «конкурентоспособность». Однозначного определения конкурентоспособности, как и конкуренции, также до сих пор не принято. Наибольшее распространение в научной литературе получило определение конкурентоспособности, данное в 1987 г. в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность»: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [51].
2.2 Сравнительный анализ подходов к теории конкуренции
В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика.
В научной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории.
Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкуренции появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.
Конкуренция трактовалась в концепциях того времени как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов и способствующая активизации экономической жизни общества. Ранние представители классической политической экономии и, прежде всего, Уильям Петти, Пьер Л. де Буагильбер с функционированием и развитием конкурентных отношений связывали реализацию принципа социальной справедливости, обосновывая в этой связи понимание капиталистического строя как вечного и естественного.