Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие и эволюция представлений о конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной отечественной экономической науке вопросам изучения конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики уделялось большое внимание. В этом направлении работали многие российские ученые, например М. Гельвановский, А. Юданов, Р. Фатхутдинов, А. Хасанова, Г. Азоев, Е. Горбашко, А. Кутейников, Л. Сафиуллин, Д. Кузина и др.
Так М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова подчеркивают, что конкуренция представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и особенно, с его уровнем.
Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг [21] определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Р.А. Фатхутдинов [44] в свою очередь рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

У таких авторов как К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова, Р.Н. Салиева предметом анализа понятия конкуренция становятся правовые особенности регулирования конкурентных отношений в российской экономике.
Таким образом, одни под конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов, заинтересованных в достижении поставленной цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Другие понимают конкуренцию как соперничество, или борьбу, часто между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурентами.

Несмотря на указанные подходы, в научной литературе отмечается различие мнений относительно понимания конкуренции как таковой. Так, А.А. Амбарцумов и Ф.Ф. Стерликов определяют ее как «соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров» [3,c.192].

И.А. Спиридонов определяет конкуренцию как «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли» [37,c.15].


В определении Хасановой А.Ш. конкуренция как экономическая категория, выражает отношения между субъектами рыночной системы по поводу экономического соперничества за получение дополнительного дохода. В данном определении подчеркнута сущностная черта конкуренции, а именно, что она представляет собой экономическое соперничество.

Определения конкуренции, данные разными авторами, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это выражается в том, что многими экономистами упускается из виду общетеоретический аспект проблемы — суть присущих ей экономических отношений. В связи с этим конкуренцию целесообразно рассматривать с позиций следующих определяющих ее признаков: она является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение в товарах и услугах и пр.); служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции; проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания, потребления.

Таким образом, под конкуренцией понимается экономический процесс соперничества экономических субъектов за более выгодные условия существования на рынке.

Осуществленный нами анализ позволяет утверждать, что конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом для активизации инновационных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. При данном подходе понятие конкуренция рассматривается в первую очередь как динамический процесс. Она проявляется в совершенствовании продуктов и технологий, формировании новых рынков, новых источников сырья или новых типов организации, что, как правило, требует инвестиций. В свою очередь, стимулом для осуществления инвестиций выступает возможность получения положительной экономической прибыли до тех пор, пока ценовая конкуренция не приведет к снижению цены до уровня долгосрочного равновесия.

Заключение


В связи с общепринятым определением конкуренции как борьбы, показаны два её существенно разных рода. Первый - борьба противоположностей в их единстве, которая ведёт ко взаимообогащению, развитию противоположностей, их единства. Второй род борьбы - это взаимоотрицание её сторон без их единства, т.е. это борьба как «взаимовыталкивание», взаимоуничтожение. Рыночная конкуренция как явление относится к этому роду «борьбы».

Объект теории рыночной конкуренции - реальные процессы трёх её разных родов: внутрирыночной, межрыночной и межотраслевой на товарных рынках и конкуренция на рынке труда.

Знание предмета общей экономической теории конкуренции позволяет рассмотреть историю её исследований, что развивает знание самой рыночной конкуренции и устанавливает связь между авторской трактовкой предмета и вытекающим отсюда пониманием истории становления теории рыночной конкуренции.

Предмет теоретико-экономического исследования конкуренции должен быть представлен на уровне её сущности, т.е. идеально, как «очищенной» от несущественного в ней. В этом предмете оставлены для рассмотрения только неотъемлемое, «устойчивые» свойства и отношения конкуренции.

Качественное, сущностное определение конкуренции есть предпосылка установления её количественных параметров. И напротив, изменение количества участников конкуренции модифицирует её вплоть до той меры, когда вместо «множества» остаётся «несколько». Преодоление меры, обеспечивающей нормальное осуществление конкурентного процесса, означает смену её качества - смену конкуренции на монополию, когда рынок сохраняется только по форме, не являясь более таковым по существу.

Историко-генетический подход к исследованию рыночной конкуренции означает, что в её теории: 1) она берётся не в стадиях возникновения и становления, а как развитая, что предполагает не только множество её субъектов, но и существование ставшего рынка труда; 2) понятие «отрасль» изменилось. Ныне отрасль выпускает не один род товара, как столетия раньше, а много разного рода товаров и конкуренция идёт внутри рынка каждого рода товара. Поэтому вместо «внутриотраслевой» можно говорить о внутрирыночной конкуренции. Переход производителей в другие роды товаров обусловливает межрыночную конкуренцию, а капитал рождает межотраслевую. Эти три рода рыночной конкуренции исследуются в единстве их логического и исторического; 3) исходный пункт изучения внутрирыночной конкуренции - её свободное состояние и процесс. На этой основе возможно логически перейти к «несовершенной», а по сути - к конкуренции несвободной, ограниченной и отрицаемой монополией.


Классическая политическая экономия определила: 1) условия существования конкуренции и её следствия; 2) влияние спроса-предложения на отклонения рыночной цены от «естественной», выявляемой конкуренцией, показала движение товаропроизводителей из его «невыгодных» рынков в «выгодные», т.е. межрыночную конкуренцию (по нашей терминологии); 3) указала на существование конкуренции на рынке труда; 4) показала движение капиталов по отраслям, приводящее к установлению равной нормы прибыли на капитал, но не выяснил его причину и не отличала это движение от перелива капитала при колебаниях рыночной цены относительно «естественной».

К. Маркс считал основанием рыночной конкуренции законы, имманентные капиталистическому производству. Конкуренция по его мнению - это исполнитель этих законов, он разделяет её на внутриотраслевую и межотраслевую, а также отмечает движение капиталов на более прибыльные рынки, что можно отнести и к межрыночной и к межотраслевой (капиталов) тоже.

На рынке труда Маркс обнаруживает конкуренцию капиталов, что повышает уровень заработной платы, и конкуренцию продавцов рабочей силы, что понижает заработную плату. Он отмечает необходимость свободного движения наёмных работников по профессиям и сферам производства.

В неоклассике рыночные цены товаров данного рода объясняются их полезностью и редкостью (Л. Вальрас) или издержками, полезностью и спросом- предложением (А. Маршалл). Замечено перемещение ресурсов по разновыгодным областям их применения, стремление к опережению в таком перемещении, а так же движение капитала в связи с различием нормы прибыли.

В австрийской школе прекращается рассмотрение рыночной конкуренции на общественно-экономическим уровне , а сама конкуренция у «австрийцев» (К. Менгер, О. Бем-Баверк) обосновывается вечными субъективно-психологическими побуждениями и оценками индивидов, а цены товаров у них устанавливаются на основе соотношения спроса и предложения, хотя и в иной терминологии (ценности, редкости и т.п.). Вместо исследования процесса рыночной конкуренции её определяют (у Ф. Хайека) как процедуру открытия знаний о новых способах производства и продажи товаров, о выгодных сферах вложения капитала.

Современная экономическая мысль Запада не продвинулась ни в определении конкуренции на рынке отдельного рода товара (внутрирыночная конкуренция), ни в развитии теории общего рыночного равновесия (межрыночная конкуренция). Отмечаются особенности современного рынка труда без уточнения процесса конкуренции на нём.


Исследование рыночной конкуренции на уровне её экономико- теоретического содержания у современных отечественных экономистов и, прежде всего, у А.Ю. Юданова, содержит указания на её обусловленность индивидуализмом частных лиц. Это отмечает и Ю.Б. Рубин, говоря об объективных противоречиях их экономических интересов. Он обосновывает различие четырёх видов конкуренции - от продуктовой до межотраслевой, но в ином смысле, чем принято в существующей экономической науке.

Итоги исследования, представленные в заключении, позволяют рекомендовать их: 1) как методологическую базу при разработке государственной и корпоративной политики поддержания и развития конкуренции, уточнения направлений антимонопольного регулирования; 2) для организации конкуренции в системе государственных заказов с использованием авторской концепции меры и величины блага, предполагающей поэтапный и узловой контроль полезных свойств выполняемого государственного подряда, а также определения конкурсной цены не товара-вещи, а единицы товара, обладающей нормальными полезными свойствами, чтобы отклонения от них вели к соответствующему изменению цены выполняемого государственного заказа; 3) в регулировании занятости трудоспособного населения и оплаты труда не по статистике общей безработицы, а по состоянию и динамике спроса на труд по профессиям и квалификационным группам; 4) как методологию научных исследований конкуренции в области маркетинга; 5) к использованию в учебном процессе по экономической теории и экономике труда.

Список литературы

  1. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России//Вопросы экономики. 1997. №6. С. 140.
  2. Алиев З. Т. Конкурентоспособность как объект научного анализа: теоретико-методологические аспек-ты // Вестник университета. Государственное и муни-ципальное управление. М., 2008. № 2(10).
  3. Амбарцумов А., Стерликов Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. — М.: Социально-политический журнал. -1996. — С. 192.
  4. Батищева С.Э., Каданэр Э. Д., Симонов П. М. Математические модели микроэкономики / Перм. гос. техн. ун-т., Пермь: Изд-во Пермск. гос. техн. ун-та, 2006. С. 125.
  5. Буцкая Н. Г. Теории конкуренции: сравнительный анализ // Научно-практический журнал Экономика и управление: проблемы, решения. — 2013. — № 11. — С. 71–86
  6. Веблен, Т. Почему экономика не является эволюционной наукой/ Т. Веблен// Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2006. —4 т. — №2. — С. 99–111.
  7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.: Государственное изд-во, 1929. Т.1: Энциклопедия философских наук. 4.1: Логика. С. 153.
  8. Гибало Н.П. Конкуренция как перманентная движущая сила рыночной экономики // Вестн. Костромского госуд. педагогического ун-та. — 1999. — № 4. — С. 15.
  9. Гибало Н.П. Экономическая мысль в ретроспективе. В 3-х т. Т.1. — Тамбов, М., СПб., Баку, Вена: Нобелистика, 2004. — С. 149.
  10. Градова А.П. Экономическая стратегия фирмы. — СПб.: Специальная литература., 1995. — С.45.
  11. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28 С.317-321.
  12. Диденко О.В. Проблема пространственного содержания экономических теорий // Балтийский экономический журнал. 2009. №2. С. 145-146.
  13. Ильенков, Э.В. Что такое личность/ Э.В. Ильенков// Российский экономический журнал. — 2004. — №11–12.
  14. К современной трактовке предмета и метода экономической науки: материалы теоретикометодологического семинара, организованного редакцией журнала «Проблемы современной экономики» // Проблемы современной экономики. 2004. №4(12). С.11.
  15. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: «ЭКСМО», 2007.
  16. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С.198.
  17. Круглов В.В. Конкуренция. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004. 80с.
  18. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция // Вопросы экономики. 2004. №2. С.73
  19. Лоскутова М. В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №9 С.101-106
  20. Макконнел К.Р., Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. В 2-х т.; Пер. с англ. Т1. — М.: Республика. — 1993.-С.52.
  21. Маркетинг / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг. — М.: ОАО «НПО “Экономика”», 2000.
  22. Маркетинг: словарь / Азоев Г. Л. [и др.]. М., 2000
  23. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. М., 1993. Т. 1.
  24. Международный маркетинг: учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсукова; под ред. Н. И. Перцовского. М., 2001.
  25. Микрюкова Д. А. Этапы развития неокласси-ческой теории конкуренции // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2007. № 6. С. 3-10.
  26. Милль Дж. Основы политической экономии. Т.1. — М.: Прогресс. — 1980. — С.394.
  27. Московский, А. Институциализм: теория, основа принятия решений, метод критики/ А. Московский // Вопросы экономики. —2009. —№3.— С. 110-124.
  28. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М: Фонд экономической книги «Начала», 1997. С. 17
  29. Петрищев М.В. Конкуренция: экономико-теоретическое исследование; монография. Тверь: РИУ Тверского гос. ун-та, 2011. С. 48 – 52.
  30. Пороховский А. Политическая экономия - основа и стержень экономической теории // Экономист. 2012. №1. С.65.
  31. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения. — 1993. — С. 52–53
  32. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. — М., 1935.
  33. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс. — 1986. — C.65–84.
  34. Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М., 1993
  35. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. — М.: Наука, 1993.
  36. Соседов Г. А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник ТГУ. 2010. №2 С.15-22.
  37. Спиридонов И. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. — М.: ИНФРА-М., 1998. — С.15.
  38. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2 / под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1999. С. 122.
  39. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах). М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008. С. 13-16.
  40. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №1(81). С. 16
  41. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2001.
  42. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. М., 2015.
  43. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. 2003. № 1. С. 32-33.
  44. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М., 2000.
  45. Хазиахметов Б. З. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
  46. Хейне П. Экономический образ мышления. — М., 1992. — С. 122.
  47. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости. — М.: Экономика. — 1996. — С. 393.
  48. Швандар К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2008. № 2. С. 58-72.
  49. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М.: ИЧП «Изд-во «Магистр», 1997. С.27.
  50. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. С. 18.
  51. America's competitive crisis: confronting the new reality Council of competitiveness. Washington, 1987. P. 3.
  52. Chamberlin E. The Theory of Monopolistic Competition. Cambridge (Mass.). — 1993.
  53. Debreu G. The Theory of Value. — New York.: John Wiley and Sons, 1959.
  54. Hayek F.A. New Studies in Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideas. L. — 1978. — P.180.
  55. Joseph A. Schumpeter. Capitalism, Socialism, and Democracy. — New York: Harper & Row, 1962.
  56. Negishi T. Monopolistic competition and general equilibrium // Review of Economic Studies 28, 1961. р.196–201