Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие и эволюция представлений о конкуренции).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и эволюция представлений о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной теории
1.2 Историко-генетический подход в понимании конкуренции
Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ
2.1 Развитие основных теорий конкуренции
Введение
Актуальность темы исследования. Главным механизмом экономического роста в рыночной экономике служит конкуренция, и динамика экономического развития мирового сообщества убедительно свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для развития экономики любой страны. Иначе говоря, без конкуренции не исполняются законы рыночного хозяйства.
Актуальность темы настоящего исследования определяется с теоретической стороны тем, что среди экономистов нет единства в понимании содержания понятия «конкуренция». Конкуренция во всей существующей литературе трактуется как нечто однородное и противопоставляется либо монополии, либо государственному регулированию. Эта трактовка однородности конкуренции не преодолевается тем, что называются её виды (совершенная и несовершенная, внутриотраслевая и межотраслевая), методы (ценовая и неценовая), способы исследования (структурная, поведенческая и т.д.). Теоретического обоснования родовой структуры конкуренции пока не дано. Дж. Стиглер, поднимая вопрос о различии внутриотраслевой и отраслевой конкуренции, воспринял такое различие как видовую структуру конкуренции, хотя виды могут существовать только внутри их рода. И поэтому, он говорит не о разных процессах и результатах конкуренции, особых для каждого рода, а о её процессе, удешевляющем товар, и результате как конкурентной цене.
Степень разработанности проблемы. Основания конкуренции, как порождающая её причина, определяются в работах Т.Н. Гоголевой, В.А. Гордеева, К. Маркса, А. Маршалла, К. Менгера, Л. Мизеса, Ю.Б. Рубина, А. Смита, Ю.В. Таранухи, А. Ю. Юданова и др. Их определения основания конкуренции существенно различны: от указания на конкуренцию как на исполнителя имманентных законов капиталистического производства у К. Маркса, к экономической свободе у А. Смита, частной собственности у В.А.Гордеева, особенностей человеческой натуры у А. Маршалла, противовесу индивидуализму у А.Ю. Юданова и противоречию частных интересов у Ю.Б. Рубина, Ю.В. Таранухи, до ограниченности благ у К. Менгера и их редкости у Л. Мизеса.
Таким образом, существует огромный задел в определении природы и механизма осуществления конкуренции. Однако, пока 1) нет теоретического определения, разграничения и взаимодействия родов конкуренции, 2) не раскрыты их основания как первопричины, диктующие объективную необходимость каждого рода конкуренции, 3) нет полного (существенного) представления о процессах и результатах каждого рода конкуренции и их модификации в разных рыночных структурах, 4) нет экономико-теоретического разграничения конкуренции и соревнования по их основаниям, процессам и результатам.
Цель данного исследования в сравнительном изучении многообразий теорий конкуренции, их оснований, процессов и результатов в современных рыночных структурах.
Для достижения этой цели необходимы постановка и решение следующих крупных задач:
- дать понятие конкуренции и конкурентной теории;
- определить историко-генетический подход в понимании конкуренции;
- рассмотреть развитие основных теорий конкуренции;
- провести сравнительный анализ подходов к теории конкуренции.
Объект исследования – экономическое явление конкуренции. Предмет данного исследования – многообразие теорий конкуренции.
Теоретическая основа исследования заключается в использовании монографий, научных трудов, научных статей отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой теме.
В структуре данной работы можно выделить введение, две главы основного содержания, заключение и список литературы.
Глава 1. Понятие и эволюция представлений о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной теории
Понятие «конкуренция» многозначно и не может быть сведено лишь к упрощенному определению. Более полному раскрытию сущности конкуренции поможет рассмотрение эволюции теоретических взглядов ученых экономистов на данную проблему.
Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились к середине XVIII в. Классическая политическая экономия рассматривает конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами [36,c.15].
Одним из первых мыслителей, попытавшихся обозначить проблемы конкуренции, назвать ее и наметить некоторые пути решения, был классик французской политэкономии П. Буагильбер, выдвинувший принцип «экономики невмешательства и свободной конкуренции». Заслуга теоретического обоснования этого лозунга принадлежит А. Смиту. В основу своих взглядов на конкуренцию А. Смит положил учение о «естественном» порядке, «экономического человека», стремящегося исключительно к собственной выгоде, представляющего собой персонифицированную идею конкуренции[30,c.65].
Следовательно, конкуренция - это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которой является борьба конкурентов за относительные преимущества. При этом А. Смит понятие конкуренции рассматривает шире, дополнительно включая в него несколько других элементов [35].
Конечно, конкуренция как явление - это соперничество, борьба. Но последняя не всегда есть конкуренция. Поэтому конкуренция, как особый вид борьбы, нуждается в собственном существенном определении в отличие от борьбы вообще. Она есть кое-что сверх того, что есть в понятии «борьба». Например, в мире животных тоже есть борьба за существование и ее также называют конкуренцией [50,c.18]. Но это - неоправданное перенесение внешнего в разных, по сути, типах (видах) борьбы на их сущностную природу. Определение конкуренции как борьбы на рынке - это её непосредственный образ как явления, а не как экономической категории. Подобное не редкость. Так товар часто определяется не по сути, не как экономическое отношение, не как противоречие, а как продукт для обмена (т.е. обмен существует до товара), а рынок - как место его купли-продажи и т.п. [38,c.122]
Но допустим, что рыночная конкуренция - это борьба. В таком случае в ней должны быть противоположности. В зависимости от их типа возможны два рода борьбы [17,c.80]. Первый тип отношения противоположностей - это их единство, они есть «свое иное», т.е. противоположные стороны целого. Тогда существует не только борьба противоположностей, но и взаимообогащение сторон целого, рождение новых противоположностей и их единства, ведущих к развитию целого. Другой тип противоположения таков, что у них нет единства. Тогда их борьба будет отношением уничтожения одной из сторон [39,c.14].
Наряду с конкуренцией как борьбой в литературе повсеместно встречается «конкурентная борьба» и если в бытовом сознании это допустимо, то в науке «конкурентная борьба» - это тавтология: «борьбовая борьба». Аналогичная тавтология есть у И. Кирцнера, когда он говорит о «сопернической конкуренции» [16,c.198], поскольку получается «соперническое соперничество».
Нередко объект конкуренции определяется как «соперничество за выгодные условия производства» [39,c.16]. На этом фоне резко отличается трактовка конкуренции и ее объекта, когда ее определяют как «способ достижения равновесия ... равновесие достигаемое конкуренцией» [4,c.125].
Существует и нерыночная конкуренция - в среде спорта, на политическом рынке, «даже в семейном общении». В сфере науки конкурируют разные взгляды, теории, направления, школы. Поэтому конкуренция существует и как абстрактно общее понятие. И на этом основании, как иногда полагают, «термин «конкуренция» будет использован в гораздо более широком смысле, включающем все формы состязательного взаимодействия между организациями и отдельными людьми». Но в данном экономико-теоретическом исследовании его объект - это реальные процессы трёх конкретных родов рыночной конкуренции, а предмет исследования - отражение в понятиях экономических отношений в этих родах конкуренции на их сущностном уровне [49,c.27].
Предмет исследования выясняется не только «положительным» его определением, но и установлением обстоятельств, факторов, областей знания, анализ которых к нему не относится. На процессы каждого рода конкуренции воздействуют внешние для нее факторы: институты, конкурентная политика (в том числе антимонопольная), внешние эффекты (экстерналии), производство и потребление общественных благ, информация разного рода. Исследование действия этих факторов лежит за пределами предмета теории рыночной конкуренции. Так, например, развитие институтов, защита прав собственности, существование традиций, изменение политических структур, безусловно, влияет на конкурентный процесс и поведение его субъектов [28,c.17]. Однако если признать, что сами институты общества определяются его экономической системой, то в порядке обратной связи «поведение может существенно корректироваться институтами».
Теория конкуренции в отличие от институционального её объяснения имеет иное онтологическое основание, иной объект и предмет. У первой - это объективные общественно-экономические отношения, у второго - волевые отношения [14,c.11]. И хотя институты создают рамки нормального осуществления объективно-необходимых отношений рыночной конкуренции, т.е. обеспечивают их «поддержание» сферой права, политики и традиций, тем не менее, выяснение собственной онтологии рыночной конкуренции, необходимо и возможно в абстракции от ее институтов. Такая абстракция правомерна и потому, что «новая институциональная экономика не является экономической теорией» [27,c.120].
В предмете исследования родов рыночной конкуренции необходимо уточнить влияет ли экономическое пространство и время на их процессы. «Теория общего экономического равновесия Л. Вальраса исключила пространство и время из своей центральной концепции равновесия. С пространственной точки зрения каждый рынок в ней сведен к точке, определяемой взаимодействием спроса и предложения ... Более того, все рынки находятся в одной и той же точке ... Временное измерение в этой теории также равно нулю: «очищение рынка» - мгновенный процесс» [12,c.145].
1.2 Историко-генетический подход в понимании конкуренции
Логика исследования рыночной конкуренции должна отразить её историю, т.е. возникновение, становление, развитое состояние и отрицание, что соответствует принципу единства исторического и логического, когда история берётся в своей необходимости, как воспроизводящаяся в своём развитом состоянии. Иное даёт «обзор явлений, но не генетическое исследование» [6,c.99]. Это имеет и практическое значение, ибо позволяет ответить на актуальный вопрос: можно ли возродить (или сохранить) рыночную конкуренцию? И если можно, то как?
О возникновении рыночной конкуренции можно сказать тавтологично: она возникла, когда возник рынок. По существу это означает, что ни простая (случайная), ни развернутая форма стоимости товара не образуют рынка и конкуренции на нем. Если бы в обмен на одинаковый товар вступили два покупателя с двумя продавцами, то была бы, как сейчас говорят, дуополия, а не рынок свободной конкуренции. Даже само понятие «продавец», «покупатель» предполагает всеобщую форму стоимости, наличие товара - эквивалента. С этой формы при наличии на таком рынке не двух - трёх продавцов (что было бы «олигополией), а хотя бы десятка - другого, возникает их внутрирыночная конкуренция.
Далее, по мере развития разделения труда, происходит тысячелетнее становление рыночной конкуренции с её феодальными ограничениями. Становится не только внутрирыночная, но и межрыночная конкуренция, которая связана с перемещением ресурсов товаропроизводителей в наиболее «выгодные занятия», определяемые превышением объёмов спроса над предложением. Зрелая, развитая рыночная конкуренция существует со времени формирования рынка труда, причём не только в локальном, но и национальном его масштабе. И с того времени, когда появляется отношение «наемный труд и капитал», развивается третий род рыночной конкуренции - межотраслевая, связанная с перемещением не просто ресурсов товаропроизводителей, но именно переливом капиталов, вызванных не нарушением равновесия спроса и предложения, а разным строением и оборотом капиталов и необходимостью обеспечить «на равный капитал равную прибыль» [13,c.11].
Объектом и началом теории рыночной конкуренции должна быть её зрелая, развитая форма, т.е. всеобщая и свободная на товарных рынках и рынке труда. Основанием такого подхода можно считать положение о том, что «вещи еще нет, когда она начинается» [7,c.153]. Только в зрелой рыночной конкуренции можно обнаружить её основание и механизм (процесс) осуществления.
Историко-генетическое состояние познаваемого объекта может быть разным. Его развитое состояние может быть названо совершенным, а на этапе своего становления оно ещё несовершенно. Именно поэтому, в противоположность ныне принятому названию «несовершенная конкуренция», которая фактически деформирована и ограниченна монополией разной степени мы полагаем правомерным использовать название «несовершенная конкуренция» применительно и к становлению свободной рыночной конкуренции.
Шаг к совершенству рыночная конкуренция совершила с превращением рабочей силы в товар, снятием феодальных ограничений на предпринимательство. Другой шаг был сделан при переходе к организованному рынку в форме его институтов - бирж (товарных, фондовых, валютных) и банков с полной информацией: где, что, сколько и почем. Информационная составляющая совершенства свободной конкуренции была дополнена технически развитой рекламной деятельностью (хотя реклама далеко не сводится к информации). И наконец, третий шаг к совершенству происходит с развитием электронных средств коммуникации, электронных рынков. Информация о ценах предложения отдельных продавцов становится мгновенно доступной для всех, отчасти поэтому разница между ними на электронных рынках составляет около 33%, что незначительно по сравнению с традиционными рынками [18,c.73].