Файл: Валютные отношения и валютная система. Теоретические основы валютных отношений и валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В некоторых случаях используются нерыночных меры валютного регулирования и валютного контроля. Эволюция денежно-кредитных отношений подтверждает этот тезис. Когда Российская Федерация вступила в международный валютный фонд, она начала придерживаться всех международных стандартов. Так Российская национальная валюта стала полностью конвертируемой, что существенно облегчило торговлю. Эта система неидеальна, но советская экономика пережила себя на тот момент, ее пришлось изменить в соответствии с международными требованиями.

Необходимо отметить кризис, который начался в 2014 году. Курс валюты абсолютно нестабилен, буквально за пару месяцев курс валют может измениться более чем на четверть, и в свете последних лет это достаточно стабильно для РФ. Россия находится в весьма сложном положении, лучшее, что может следовать за настоящим этапом экономики – депрессия. Однако очень часто РФ получается действовать вопреки тем путям, которые прогнозируют.

1.2. Валютное регулирование системы

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон)[8] определяет сферу действия Закона и регулируемые им отношения - это правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля.

Предметом регулирования Закона являются общественные отношения, следовательно, валютные отношения - это отношения по управлению деятельностью участников внешнеэкономической деятельности на внутреннем валютном рынке России, отношения по контролю за соблюдением требований валютного законодательства, а также отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением участниками внешнеэкономической деятельности валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями[9].

Валютные отношения занимают особое место в системе связей, регулируемых внешнеэкономическим правом. Это обусловлено тем, что в их группу входят как отношения между хозяйствующими субъектами, частными лицами по импорту в российскую экономику иностранной валюты, валютных ценностей, экспорту из российской экономики иностранной валюты, валютных ценностей и валюты РФ, так и отношения между указанными субъектами и публичными образованиями, сопряженные с осуществлением государственного валютного контроля за оборотом иностранной валюты. Никакая другая группа отношений не сочетает в себе частноправовые отношения по обороту объектов гражданских прав и одновременно - публично-правовые отношения по контролю за таким оборотом.
Данная особенность предопределена предметом валютных отношений, в качестве которого выступает иностранная валюта. Функции иностранной валюты в международном и внутреннем гражданском обороте разнообразны: она используется для осуществления платежей за различные объекты гражданских прав, предоставления займов и кредитов, в качестве средства возмещения убытков и стоимости неосновательного обогащения, а также как способ минимизации валютных рисков участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем в валютной сфере помимо частных реализуются и публичные интересы. Необходимость их обеспечения объективно требует своеобразной формы правового воздействия, в рамках которого частноправовые методы дополняются публично-правовыми, т.е. оборот иностранной валюты подпадает под "перекрестное" частноправовое и публично-правовое регулирование. Неконтролируемый же отток российского капитала за границу может нанести значительный ущерб стабильности международного валютно-финансового положения государства, устойчивости национальной платежной единицы и, следовательно, финансово-экономической безопасности и суверенитету РФ, т.е. привести к негативным политическим последствиям. Более того, валютные отношения по определению являются межгосударственными, они обладают по меньшей мере одним иностранным элементом. Поэтому их регулирование осуществляется посредством не только российского, но и иностранного, а также международного права[10].


Таким образом, сфера действия Закона о валютном регулировании распространяется на две группы отношений:
отношения между резидентами (нерезидентами) и органами валютного регулирования и контроля, агентами валютного контроля;
имущественные отношения между резидентами по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, между резидентами и нерезидентами, а также между последними по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами.

Имущественные отношения, в свою очередь, разделяются на отношения между частными лицами и публичными образованиями в связи с исполнением публично-правовых обязанностей посредством передачи валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (в частности, уплата налога в иностранной валюте) и отношения, в которых стороны выступают юридически равноправными субъектами (например, отношения из договора купли-продажи с условием об уплате цены иностранной валютой).

В России в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ[11] наличные деньги и безналичные денежные средства выступают объектами гражданских прав. В силу ст. 140 ГК РФ национальной денежной единицей России является рубль, который служит законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории страны, а случаи, порядок и условия использования иностранной валюты определяются законом или в установленном им порядке. Возможность использования иностранной валюты в денежных обязательствах зависит от того, в каком качестве она выступает: как валюта долга (валюта, в которой денежное обязательство выражено) или как валюта платежа (валюта, в которой обязательство подлежит исполнению). Отмеченное разделение функций иностранной валюты вызвано тем, что хозяйствующие субъекты в условиях обесценивания национальной валюты стремятся минимизировать потери от инфляции. Одно из средств достижения данной цели - привязка денежного обязательства к иной, более стабильной валюте. В сфере внешнеэкономической деятельности использование в денежном обязательстве различных иностранных валют позволяет управлять валютными рисками, под которыми следует понимать изменения обменного курса валюты долга и валюты платежа, произошедшие с момента возникновения обязательства до наступления срока исполнения.

Требования валютного законодательства государств, к которым принадлежат стороны внешнеэкономического договора, могут императивно предписывать, в какой валюте должны производиться расчеты. Кроме того, не исключена ситуация, когда на исполнении обязательства в определенной валюте настаивает одна из его сторон. В таких случаях наиболее доступным и действенным средством, дающим возможность избежать экономических потерь от изменения курса валюты платежа с момента возникновения обязательства до наступления срока его исполнения, является право сторон предусмотреть для расчета и для выражения суммы долга различные валюты. Полная конвертируемость ряда иностранных валют позволяет участнику международного экономического оборота выбрать в качестве валюты долга ту валюту, изменение курса которой минимально либо наиболее прогнозируемо.


Возможность выражения денежного обязательства в иностранной валюте закреплена в п. 2 ст. 317 ГК РФ. В обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Как следует из содержания данной диспозитивной нормы, использование иностранной валюты исключительно в качестве валюты долга зависит от усмотрения сторон. Напротив, валютой платежа иностранная валюта может являться только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ). Для сравнения: Свод законов гражданских Российской империи предоставлял сторонам обязательства достаточно большую свободу усмотрения при решении вопроса о допущении платежа в иностранной валюте: хотя счет на иностранную монету во всех внутренних сделках запрещался, иностранная золотая монета, равно как и иностранная серебряная монета высокой пробы.

Валютная политика России, направленная на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, реализуется путем осуществления валютного регулирования, под которым понимается "комплекс целенаправленных действий государства по формированию или изменению сложившихся общественных отношений по поводу валютных ценностей посредством применения юридических и экономических мер воздействия"[12].

Учитывая изложенное, под валютным регулированием следует понимать деятельность государства в лице органов общей компетенции и органов валютного регулирования по установлению правил проведения валютных операций и порядка осуществления валютного контроля в целях обеспечения реализации публичных интересов в валютной сфере.

Непосредственная административная деятельность по обеспечению соблюдения правил валютного регулирования охватывается понятием валютного контроля. Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль являются самостоятельными, но взаимосвязанными составляющими валютной политики государства.

Цели валютного регулирования (обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка) достигаются путем установления валютных ограничений и норм, имеющих публично-правовую природу и регламентирующих порядок осуществления валютного контроля.


В разные исторические периоды, характеризующиеся определенной совокупностью экономических факторов и направленностью валютной политики государства, соотношение частных и публичных элементов в валютном законодательстве различно. В условиях валютной монополии государства, финансовых кризисов и ухудшения платежного баланса публично-правовые средства, как правило, преобладают. Напротив, стабилизация курса национальной валюты, благоприятная экономическая обстановка в стране, накопление валюты в специальных фондах приводят к отмене валютных ограничений и либерализации валютного регулирования, "внимание" которого акцентируется на установлении порядка проведения валютных операций, а не на запретах на их осуществление[13].

Валютное регулирование на территории России стало осуществляться с XVI в., в конце XIX в. рубль стал свободно конвертируемой валютой и высоко ценился иностранными инвесторами. Первая мировая война и последовавшие за ней революции 1917 г. подорвали устойчивость рубля, а с введением административной монополии на внешнеэкономическую деятельность рубль превратился в неконвертируемую валюту.
Система валютного регулирования и контроля в России после распада Советского Союза создавалась с чистого листа, что обусловило ряд ошибок на первоначальном этапе. Первый Закон России о валютном регулировании и валютном контроле вступил в силу 4 ноября 1992 г. Он содержал большое количество бланкетных и отсылочных норм, поэтому основное регулирование в этой сфере осуществлялось подзаконными нормативными правовыми актами. Несмотря на принятие указанного Закона, в 1992 - 1998 гг. отток финансового капитала из России превысил 150 млрд долл. США.

Использование в 1992 - 2003 гг. широкого набора валютных ограничений позволило государству уменьшить вывоз национального капитала, выровнять платежный баланс, создать предпосылки для формирования валютных фондов. Однако для решения стоявших перед валютной политикой задач административно-правовых методов стало недостаточно. Принятие в 2003 г. нового Закона о валютном регулировании ознаменовало либерализацию регулирования валютных отношений и внедрение частноправовых методов воздействия на них[14].

Закон о валютном регулировании 2003 г. в отличие от Закона 1992 г. содержит значительное количество норм прямого действия, при этом в него заложена модель постепенного снятия избыточных и неэффективных (с учетом оттока капитала из России) барьеров. В соответствии с этой моделью:


1) с 15 июня 2004 г. отменены индивидуальные разрешения на совершение валютных операций, сегодня резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета за пределами России, юридические лица - резиденты вправе осуществлять расчеты по валютным операциям, используя денежные средства, находящиеся на счетах в иностранных банках;

2) с 1 июля 2006 г. утратили силу ст. 7 и чч. 3 - 6 ст. 11 Закона, предоставлявшие Правительству РФ и Банку России право регулировать операции по движению капитала путем установления требования о резервировании или использования специального счета;

3) с 1 января 2007 г. отменено право Банка России устанавливать требование об использовании специального счета при осуществлении валютных операций, связанных с получением кредитов и займов, куплей-продажей ценных бумаг, а также требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке.

В ст. 1 Закона о валютном регулировании названы следующие виды валютных операций (перечень является закрытым):

1) резидент приобретает у резидента и отчуждает резиденту валютные ценности или использует валютные ценности в качестве средства платежа. Такого рода валютные операции совершаются лишь в случаях, прямо предусмотренных законом;

2) резидент приобретает у нерезидента либо нерезидент приобретает у резидента или резидент отчуждает в пользу нерезидента либо нерезидент отчуждает в пользу резидента иностранную валюту, внешние ценные бумаги, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа между резидентом и нерезидентом;

3) нерезидент приобретает у нерезидента или нерезидент отчуждает в пользу нерезидента валютные ценности, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа между двумя нерезидентами[15].

Валютная операция является понятием публичного права, цель которого состоит в определении перечня действий, охватываемых валютным регулированием, поэтому можно предположить, что акцент должен быть сделан не на заключении сделок, а на их исполнении. Исполнение обязательств из внешнеторговых сделок - область наиболее пристального внимания государства, сфера, в которой публичные способы регулирования используются максимально интенсивно.