Файл: Валютные отношения и валютная система. Теоретические основы валютных отношений и валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как следует из содержания Закона о валютном регулировании (в частности, пп. 7, 10 ч. 1 ст. 9), валютные операции производятся не только в процессе исполнения гражданско-правовых обязательств. Например, в п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона в качестве валютной операции названо фактическое перемещение валютных ценностей - их ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ, перевод со счета на счет одного и того же лица.

Путем указания на действия, которые относятся к валютным операциям, законодатель устанавливает сферу регламентации Закона о валютном регулировании, которая охватывает разнообразные отношения. Действия субъектов, подлежащие валютному регулированию, неоднородны (например, банковский перевод и ввоз на таможенную границу) и потому не могут быть отнесены к одной категории из-за их содержания, предмета или иных качественных характеристик. Объединяющим их признаком являются способность оказывать влияние на валютно-финансовое положение государства и обусловленная этим фактором необходимость обеспечения публичных интересов в валютной сфере.

Таким образом, валютная операция - комплекс предусмотренных валютным законодательством и осуществляемых наделенными специальным статусом резидента или нерезидента субъектами действий, правовое регулирование которых в рамках соответствующей отрасли права дополняется предписаниями валютного законодательства. Это могут быть:

1) действия по передаче валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг в целях заключения гражданско-правовых договоров;

2) действия по исполнению международно-правовых и гражданско-правовых обязательств, возникающих в процессе внутреннего оборота валютных ценностей, международного оборота валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; публично-правовых обязанностей посредством передачи валютных ценностей, а также валюты РФ и внутренних ценных бумаг (в отношениях с участием нерезидентов);

3) действия по перемещению и переводу валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

В связи с целевой направленностью квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов как валютной операции использование характерного для публичного права режима "запрещено все, что прямо не разрешено" для упорядочения внешнеэкономической деятельности должно быть ограничено путем установления оснований его применения. Поэтому в Законе и дан закрытый перечень действий, охватываемых понятием валютной операции, а не его общее определение, которое в данном случае не внесет ясности в процесс правоприменения.


Отечественное законодательство традиционно устанавливало широкий спектр валютных ограничений на различные действия субъектов с валютными ценностями и национальной валютой. Закон о валютном регулировании, несмотря на значительную либерализацию внутреннего валютного рынка, сохранил требования об осуществлении всех расчетных операций по экспортно-импортным сделкам через уполномоченные банки с использованием паспорта внешнеэкономической сделки (ст. 14); запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9); количественное ограничение перемещения наличной валюты и валютных ценностей резидентами и нерезидентами (ст. 15); требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19)[16].

Валютные ограничения можно разделить на две группы: запреты на использование иностранной или национальной валюты в качестве средства платежа и дополнительные обязанности при проведении валютных операций.

Такие дополнительные обязанности могут содержать требования к надлежащему исполнению (непосредственное определение срока и места проведения валютной операции) либо условия выполнения этих требований (приобретение иностранной валюты у уполномоченного банка). Кроме того, выделяются валютные ограничения, содержащие обязательные правила, соблюдение которых предполагает включение соответствующего условия в договор (репатриация иностранной валюты).

Закон о валютном регулировании также устанавливает систему контрольных мероприятий за валютными операциями. Валютный контроль - это комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка. Основная цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Необходимо отметить, что преобразования в валютном регулировании продолжаются и в настоящее время, причем поправки вносятся не только непосредственно в Закон о валютном регулировании, но и в иные нормативные акты. Так, Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 194-ФЗ[17] в ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях[18] были внесены изменения, которые расширили понятие незаконной валютной операции. В частности, таковыми стали признаваться:


– купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;

– валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ;

– валютные операции, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

Изменения вступили в силу 13 февраля 2013 г. и вызвали неоднозначную реакцию как у общества в целом, так и у юристов. Особое возмущение вызвало признание как незаконной валютной операции, расчеты по которой произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Это означает, что доход, который человек хочет зачислить на свой зарубежный счет, должен пройти транзитом через российский банк (после этого деньги можно свободно переводить на любые счета). Речь идет о доходах от сдачи в аренду и продажи недвижимости за границей, гонорарах, зарплатах для работающих и живущих за границей россиян, доходах от ценных бумаг и продажи паевых инвестиционных фондов и даже процентах по депозиту и пр. Проценты действительно должны сначала поступить на счет в российском банке. Зачисление средств на зарубежные счета транзитом через российские банки нужно для мониторинга движения капитала, валютного контроля, стимулирования россиян к открытию счетов в филиалах российских банков, борьбы с отмыванием незаконных доходов и уклонением от уплаты налогов.

Исключением может стать, например, зачисление наличных средств на иностранный счет, хотя и придется объяснять происхождение крупной суммы. Еще одно исключение - займы, полученные от резидентов стран - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет. Не обойтись и без издержек. Придется сообщить налоговым органам о счете за границей (иначе российский банк не осуществит перевод), оплатить банковскую комиссию. Могут возникнуть и налоговые риски. С большинством стран Российская Федерация подписала соглашения об избежании двойного налогообложения: по ним трудовые доходы и поступления от аренды или продажи недвижимости облагаются налогами по месту их получения. Если налог уплачен за рубежом, можно переводить денежные средства в Россию. Узнать об открытии или существовании счетов резидентов за рубежом можно путем обмена информацией по соглашениям об избежании двойного налогообложения: через запросы в банки по группам клиентов (например, Кипр, Швейцария объявили о готовности к предоставлению подобной информации). Налоговые органы вправе послать запрос в компетентные органы иностранных государств, однако проверки с направлением таких запросов проводятся лишь точечно из-за сложности и длительности данных процедур (информацию из зарубежных банков можно получить только по решению суда)[19].


Непрекращающийся отток капитала за рубеж заставил Банк России пойти на усиление мер борьбы с сомнительными операциями, которые играют ключевую роль в процессе оттока капитала. ЦБ будет однозначно относить к сомнительным операции по авансовой оплате товара российскими компаниями иностранным контрагентам (практика предоплаты стандартна для внешнеторгового оборота: около 90% импортных контрактов оплачивается авансом в размере 30%). Крайняя мера ответственности банка за вовлеченность в сомнительные операции - отзыв лицензии. В первые месяцы 2014 г. ЦБ отозвал лицензии у 63 банков (это вдвое больше, чем за весь 2013 г.). "Серые" схемы "авансирования будущих поставок" заключаются в том, что российская компания выплачивает аванс за товар иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется. Так совершается вывод средств за рубеж. Как правило, в подобных договорах купли-продажи товаров на условиях предоплаты указывается длительный срок исполнения обязательств (5 - 10 лет). А по истечении этого срока, возможно, ни самой компании, ни ее контрагента уже не будет.

В выводе капитала важную роль играют "фирмы-однодневки". С середины 2013 г. ЦБ начал вести внегласный список российских компаний - участников внешнеторговой деятельности, которые подозреваются в незаконном выводе средств за границу и легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. Включенные в него резиденты разделены на две группы: первая - компании, каждой из которых иностранные контрагенты задолжали 80% суммы платежей по контрактам, вторая - предприятия, долг нерезидентов перед каждым из которых составляет 20 - 80% общей суммы договоров.

В настоящее время все внешнеторговые операции в РФ подвержены чрезмерному публично-правовому регулированию: уполномоченные банки требуют от импортеров создания страховых депозитов, сделки должны быть закрыты в течение 90 дней и т.д. В других странах в аналогичных случаях применяются иные схемы: все платежи за границу облагаются налогами с последующим возмещением при подтверждении фактического осуществления сделки (налоговое удержание, или withholding tax).

Кроме того, в 2013 г. ЦБ РФ обязал банки обеспечить повышенное внимание к операциям с участием белорусских и казахстанских контрагентов, а также направлять информацию об этих операциях в Росфинмониторинг и территориальные управления Банка России (с помощью схем фиктивного импорта через Белоруссию в 2012 г. было легализовано 15 млрд долл., через Казахстан - 10 млрд долл.). Также Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел и ЦБ с 2013 г. занимаются созданием общего черного списка, в который войдут компании, причастные к незаконным финансовым операциям, а также созданием в рамках Таможенного союза специальной структуры, которая займется контролем за соблюдением "антиотмывочного" законодательства.


Центробанк и Правительство России продолжат законодательную работу по внесению соответствующих поправок для создания альтернативной системы межбанковских расчетов, аналогичной SWIFT. В конце августа 2014 г. ЦБ и ряд министерств подготовили законопроект, в котором предусмотрена возможность создать альтернативу SWIFT как минимум для передачи информации о платежах внутри страны, что упростит и ускорит их прохождение внутри страны, отчасти обезопасит внутреннюю систему платежей. "...Обсуждаются варианты создания аналога на базе действующих систем электронных расчетов, также могут быть использованы каналы Банка России, позволяющие осуществлять обмен финансовыми сообщениями... Например, на текущий момент банки могут решить проблему отключения от SWIFT путем обмена сообщениями через банк-клиент (интернет-клиент) путем заключения двусторонних банковских договоров. Еще один вариант - может быть, менее удобный и устаревший, но при этом обеспечивающий информационный обмен, - работа через TELEX". Таким образом, необходимо создать локальную систему межбанковских расчетов с участием ЦБ и SWIFT.

13 октября 2014 г. Банк России и Народный банк Китая заключили Соглашение о валютных свопах сроком на три года. Объем своп-линии составляет 150 млрд юаней. Заключение Соглашения будет способствовать развитию двусторонних экономических отношений за счет расширения возможностей по финансированию торговли и прямых инвестиций, а также более широкому использованию российских рублей и китайских юаней в международной торговой и инвестиционной деятельности. Интересно, что мировые компании в 2014 г. резко увеличили использование юаня в своих торговых расчетах. Причем 22% этих компаний (например, в ЕС, Гонконге, США) уже перешли на китайскую валюту. К разработке соглашений по отказу от расчетов в долларах и переходу на расчеты в юанях во взаимной торговле приступили Пакистан, Иран, Аргентина и другие страны. На специальном заседании Правительства РФ также обсуждался вопрос об отказе от использования доллара в экспортных операциях. При благоприятном стечении обстоятельств можно предположить применение рубля и юаня в качестве альтернативной доллару резервной валюты, о чем неоднократно заявляли президенты РФ и КНР.

В связи с этим интересен опыт Китайской Народной Республики по созданию зоны свободной торговли в порту Янгшань, которая использовалась как площадка для перехода к свободной конвертации юаня. Эту зону свободной торговли аналитики по праву назвали зоной экономического эксперимента. Результатом стал факт включения юаня 30 ноября 2015 г. в корзину ключевых международных резервных валют, на основе которой рассчитывается стоимость специальных прав заимствования Международного валютного фонда (решение МВФ вступает в силу в октябре 2016 г.). Юань станет третьей по весу валютой в корзине (10,92%) после доллара (41,73%) и евро (его вес теперь составит 30,93% против 37,4%)[20].