Файл: Валютные отношения и валютная система. Теоретические основы валютных отношений и валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенный нами краткий анализ показал, что реформу законодательства о валютном регулировании и контроле можно признать лучшей реформой современной России как по организации, так и по юридической модели. По значимости для российской экономики ее можно сравнить с денежной реформой С.Ю. Витте 1897 г., когда Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока в русскую экономику иностранных капиталов.

Вместе с тем реформирование валютного законодательства на этом закончено быть не может. И очевидно, что оно должно идти в русле оптимизации государственного надзора и контроля, сохранения баланса интересов в этой сфере государства и участников внешнеэкономических отношений.

Глава 2. Особенности валютных отношений и валютной системы

2.1. Анализ современных тенденций развития международных валютных отношений на примере России

Важнейшей составной частью международных экономических отношений являются валютные отношения, через них осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Формой организации и регулирования валютных отношений является валютная система. Валютная система – это совокупность экономических отношений, связанных с формированием валюты. Сама же валюта, выражается в денежной единице, используемой для измерения величины стоимости товара.

Термин “валюта” в настоящее время применяется в таких значениях, как:

1) Национальная денежная единица;

2) Денежные единицы иностранных государств;

3) Резервные валюты – особые категории национальных валют, выполняющих функции международного платежного и резервного фонда;

4) Платежные и кредитные документы, выраженные в иностранных денежных единицах, - векселя, чеки и т.д;

5) Международные счетные валютные единицы, стоимость которых рассчитывается исходя из курса валютной корзины. Сами операции с иностранной валютой совершаются согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ, нормативным документам Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ[21].


Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», от 10.12.2003 (№ 173 - ФЗ), является основным нормативно - правовым регулятором валютных отношений в России. Рассматривая перспективы развития современного валютного рынка, аналитики отмечают тенденцию к регионализации и формированию локальных союзов. Все эти идеи усилились после 2008 года на фоне разговоров о несостоятельности доллара как мировой резервной валюты.

Некоторые предрекают доллару полный крах и появление новой финансовой системы – если уж не единой мировой валюты, то многополярного валютного мира. Появлялись новости о проекте по созданию "халиджи" на территории Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ и др. О единой валюте подумывали США, Канада и Мексика. Рубль при определенных финансовых и политических усилиях может занять место региональной валюты (Белоруссия, Казахстан, других страны СНГ). Растет и вес юаня в международных расчетах. Однако следует отметить, что вряд ли в ближайшие пару десятилетий мы увидим кардинальные изменения, т.к. доллар остается самым ликвидным на мировом валютном рынке. Экономическая ситуация в России в 2017 году, по прогнозам, будет такой же нестабильной, как и в 2016 году.

На экономическую ситуацию нашей страны по сей день влияют экономические санкции. Стоит также отметить, что внешний долг России на современном этапе достигает порядка 520 млрд. долларов. Российские компании оказались вынужденными накапливать иностранную валюту с целью выполнения международных обязательств, пребывая в “санкционной блокаде” и по сей день на западных рынках капитала на фоне накатывающейся рецессии и снижения выручки от экспорта нефти[22].

В мире сохраняется ситуация, где каждый участник международных отношений преследует лишь собственные интересы, но в тоже время существуют и союзы, “сражающиеся” на одной стороне. США стремятся любой ценой сохранить за собой статус единственной сверхдержавы. Продолжается достаточно быстрый рост могущества Китая. Поэтому весьма вероятно в ближайшие годы усилится соперничество этих двух стран. Все решительнее заявляет о себе на мировой арене Индия. Растет роль такой организации, как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) с населением почти в 3 млрд. человек, со странами, обладающими крупными развивающимися экономиками, природными ресурсами и огромными внутренними рынками.

Новость о том, что Россия готова рассматривать возможность и условия формирования валютного союза с другими участниками ЕАЭС заинтересовала многие страны, о своей заинтересованности в торговых отношениях с ЕАЭС заявили более 40 стран и объединений. Переход на свои валюты в расчетах позволит членам Евразийского союза не зависеть от законодательств и настроений других стран. Особенно этот вопрос становится актуальным в свете трудных отношений между США и Россией. Кроме того, использование национальных валют поможет их продвижению в качестве резервных валют в регионе.


Однако для реализации всех этих планов стране, предлагающей свою валюту в качестве средства расчета, придется предоставить гарантии ее стабильности. Никто не пойдет на сделки в валюте, которая постоянно находится под угрозой девальвации. Еще сложнее, если под "валютным союзом" понимается отказ от национальных валют и введение новой единой для всех стран Евразийского союза валюты.

На сегодняшний день валютная политика стран Евразийского союза кардинально отличается: в России действует режим плавающего валютного курса, Беларусь старается поддержать национальную валюту с помощью мер валютного контроля, а Казахстан пытается поддерживать тенге. Однако, если думать о благоприятном будущем, эта идея достаточно привлекательна и может открыть для стран союза различные новые перспективы

2.2. Правовые аспекты денежно-кредитной и валютной политики Российской Федерации в контексте применения в отношении России финансовых санкций

Отмечающаяся на сегодняшний день нестабильность российско-украинских политических отношений и продление финансовых санкций в отношении России, введенных США, Евросоюзом и еще рядом стран и международных организаций, оказывают существенное влияние на темпы развития экономики и финансовой системы Российской Федерации. Начиная с 2014 года, развитие российской экономики существенно отклонилось от базового прогноза. Ухудшение внешнеэкономической ситуации привело к более низким, по сравнению с ожидавшимися, темпам роста ВВП России, ослаблению рубля, ускорению роста потребительских цен и увеличению рисков для финансовой стабильности.

В связи с этим, в сфере государственного управления экономическими процессами возрастает значение адекватной современным реалиям денежно-кредитной и валютной политики, позволяющей оказывать регулирующее влияние на изменяющиеся расчетно-платежные, денежные, кредитные и банковские отношения путем применения необходимых правовых и экономических рычагов воздействия. В настоящее время в российском законодательстве не содержится определения категорий «денежно-кредитная политика» и «валютная политика»[23].


Кроме того, как в отечественной научной литературе, так и в зарубежной доктрине права Европейского союза отсутствуют четкие критерии разграничения данных понятий, что вызвано, в свою очередь, тесной связью данных направлений политики по их целям, задачам, методам и инструментам осуществления. При этом тесное существование денежно-кредитной и валютной политики объясняется с научной точки зрения общей экономической природой денег, которые в обоих случаях выступают объектом воздействия в форме национальной либо иностранной валюты.

В монографическом исследовании Кучерова И. И. денежно-кредитная и валютная политика с экономической точки зрения определяется как государственная политика в сфере денежно-валютного обращения и кредита, проводимая методами и инструментами, необходимыми для достижения целей и решения задач, определяемых в соответствии с официальной доктриной вмешательства государства в экономику в целом. Кроме того, по мнению ученого, правовое содержание денежно-кредитной и валютной политики не исчерпывается указанными выше отношениями, а включает в себя комплекс отношений, являющихся объектом ее воздействия. При этом с точки зрения концепции «денежного суверенитета» денежно-кредитная и валютная политика является одной из основных форм его реализации[24].

Изучение правового содержания денежно-кредитной и валютной политики предполагает рассмотрение основных инструментов, состав которых обусловлен ее целями и задачами. Согласно статье 34.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.

В отношении валютной политики в российском законодательстве не выделяются отдельно цели и задачи ее проведения. Однако в преамбуле Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» указывается, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Россий- ской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.


Соответственно, можно сделать вывод о том, что в качестве целей валютной политики Российской Федерации законодатель рассматривает поддержание устойчивости национальной валюты (рубля) и стабильности валютного курса. При этом согласно ст. 3 указанного закона одним из принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации.

Анализ данного принципа позволяет говорить о том, что валютная политика рассматривается в виде единой и имеющей общие цели и задачи совокупности правовых и экономических инструментов (методов) валютного регулирования и валютного контроля как на уровне внутригосударственных отношений, так в рамках международных экономических отношений, имеющей общие цели и задачи. Проведение единой государственной денежно-кредитной политики осуществляется Банком России во взаимодействии с Правительством РФ на основании утвержденных основных направлений денежно-кредитной политики. В настоящий момент действуют утвержденные Центральным банком РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов»[25].

Согласно вышеназванному документу в предстоящий трехлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание низкого уровня инфляции. Важной задачей является снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание на близком уровне с учетом структурных особенностей российской экономики и динамики инфляции в странах – торговых партнерах России.

В связи с тем, что денежно-кредитная политика влияет на инфляцию в основном через процентные ставки, для достижения поставленного уровня инфляции Банк России на основе макроэкономического прогноза с 2014 года устанавливает уровень ключевой ставки, который отражает направленность денежно- кредитной политики.

По существу, это ставка, по которой Банк России кредитует коммерческие банки. При этом ставка рефинансирования будет иметь второстепенное значение и указываться исключительно для справки. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 8, 25%, а ключевая ставка на ноябрь 2015 года – 11% годовых. Для сравнения в США ключевая ставка составляет 0,25%, в Еврозоне – 0,05%, в Украине – 30%[26].

В части эффективного управления процентными ставками было также принято решение отказаться от регулирования курса рубля к иностранным валютам. Банк России теперь следует режиму плавающего валютного курса, то есть не проводит валютных интервенций в целях поддержания курса, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. Курс рубля определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на внутреннем валютном рынке.