Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Характеристика применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На границах естественных наук и психологии сформировался ряд особых научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономичность, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - исследование широкого круга психофизиологических, психических и социально-психологических параметров человека, которые появляются в определенной деятельности, влияют на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

В связи с неизменным конфигурацией нрава труда, насыщением его умственным содержанием и повышением напряженности существенными направления гуманизации и увеличения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессиональный отбора и профессиональный пригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических свойств человека, принципиальных для выполнения той либо другой определенной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психологических состояний.

Все это определило актуальность выбранной темы.

Объект исследования: система форм, методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц.

Предмет исследования: диагностика профессиональной пригодности работников.

Основная цель работы - тщательно охарактеризовать особенности профессиональный деятельности с позиций психофизиологии профессиональный деятельности.

Данная цель обусловила последующие задачи исследования:

  • найти теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда;
  • охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследований;
  • охарактеризовать психофизиологию профессионального отбора и профессиональной пригодности;
  • охарактеризовать психофизиологические составляющие работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические многофункциональные состояния.

В ходе исследования были использованы такие общетеоретические методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также соответствующие прикладные инструменты (наблюдение, интервьюирование, анкетирование).


Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы менеджерами и руководителями предприятий в качестве дополнительной информации.

Структура курсовой работы: введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.

Глава 1 Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике

1.1 Характеристика применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда

Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте «отражательной функции нервной системы» (Н.П.Бехтерева). С позиций деятельностного подхода психическое отражение также не существует «вне чувственной ткани», вне нейрофизиологических процессов и не реализуется без них (А.Н.Леонтьев).

На современном этапе психологов и физиологов, занимающихся проблемами психологии и психофизиологии труда, объединяет понимание того, что физиологическое обеспечение психических процессов в деятельности имеет системный характер. К концепциям, в которых раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся: теория функциональной системы, описывающая функциональную структуру деятельности; концепция установки, или доминанты, отражающая «функциональный настрой» организма; представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга, модель психологической системы деятельности, включающая показатели психофизиологического уровня ее обеспечения.

В соответствии с этими концепциями структурные изменения в психической деятельности на современном этапе сопоставляются уже не только и не столько с частными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, то есть только через процессы «системного уровня». С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям некоторых исследований [1,с.34], конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональной деятельности.


Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических процессов используется для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью.

1.2 Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследовательских работ

В прикладных исследованиях комплексный характер психофизиологических исследований обеспечивается применением полиэффекторного метода, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и других параметров. Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач.

В связи с таким количеством параметров была проведена их унификация, обобщение и систематизация приемов анализа и оценки изменений психофизиологических функций. В перечень показателей, отражающих динамику регистрируемых параметров, вошли показатели длительности, латентного периода, средних значений амплитуды и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное распределение показателей и другие характеристики. Постепенно исследователи перешли от желания получить информацию о как можно большом количестве показателей к отбору необходимых и достаточных характеристик, в наибольшей степени связанных с реализацией конкретной деятельности [1, с.8-10].

1.3 Психофизиология профессионального отбора и профпригодности

Применение психофизиологических методов в психологии труда было вызвано необходимость разработки объективных и количественных критериев психофизиологического отбора. Эта проблема возникла в связи с развитием техники и ее усложнением, а также появлением профессий, предъявляющих к психическим качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека все более жесткие требования. В отечественной психологии разработка методических приемов отбора основана на знании психофизиологической природы применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях (Н.И.Майзель, Б.М.Теплов и др.).


В процессе профотбора процедура выявления статической картины наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности, функций и навыков к обучению. Кроме того, в систему профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими и находятся в более тесной связи с нейрофизиологическими особенностями субъекта и поэтому были охарактеризованы как психофизиологические качества индивидуальности. К ним можно отнести такие качества субъекта, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т.п. Особенностью этих качеств «психофизиологической группы» является то, что они сами и свойства нервной системы (НС), их определяющие, поддаются экспериментальному изучению и количественной оценки.

В число , используемых в профотбора и профпригодности, принято методы определения и частных () свойств НС особенностей вегетативной (по параметрам , дыхания и ).

В основу системы профотбора такие представления, теоретически и проработанные, как силы Нс порогами ощущения, концентрацией внимания, спонтанной отвлекаемостью помехоустойчивостью; зависимость перезаключения с деятельности на от подвижности процессов в времени; влияние нервных процессов соотношения силы возбуждения нервных на пропускную оператора и на предвиденные , появление периода рефрактерности в принятия логических . Под психической понимается состояние, человек в определенного периода может воспринимать информацию вследствие функционального состояния необходимости восстановления возбудимости нервной, и других организма.

Позже профессионально значимых свойств НС. расширено за включения в профотбора такого , как «концентрируемость» процессов, который реакции индивида некоторые особые , например на сигнализация («сверхсильные ») при дежурстве распределительных щитов . Еще одним важным для и работы свойством НС. «прочность» однажды связей, составляющая прочности запоминания.

включения оценки свойств в профотбора нельзя и предвидеть поведения человека различных ситуациях, как в из них нему предъявляется специфических требований. , для экстремальных , вызывающих у состояния стресса психического напряженности, свойств НС увеличивается, и значения начинают врожденные свойства . Однако если условий деятельности очень велика, возможна компенсация качеств, впервые Е.А. для рабочих , например силы уравновешенности НС. важна такая для профессий, связанных с ситуациями, например , машиниста, летчика, . Установлены факты высокой профессиональной лиц с силой НС, данные о специфических психофизиологических механизмов сняли о профпригодности даже со НС для водителя.


Определение необходимых в ситуациях качеств помочь индивиду только найти и способы недостающих у качеств там, эта компенсация и возможна, и профессионально . В этом видели основной изучения свойств у человека практических целях.

целом можно , что в время исследования психологическому отбору профессиональной пригодности на методологических системно-структурного , разрабатываемого в психологии, к функционального соответствия профессиональной психологии, оценке функционального требований профессиональной и среды, которых она , и возможностей . Применительно к системы «человек - - профессиональная среда» означает, что целостное представление структурной взаимосвязи - «» профессионально-значимых и динамических и качеств , психофизиологических характеристик состояния работающего , параметров структуры условий деятельности, ее эффективности надежности.

Именно исследований по психофизиологии и стали основой дифференциальной психофизиологии и нашли применение при этих актуальных психологии труда [8,.45].

Выводы по 1

В прикладных работах полный психофизиологических исследовательских обеспечивается применением способа, включающего частоты сердечных (ЧСС), электропневмограммы (), электромиограммы (ЭМГ), (ЭОГ), кожно-̆ реакции (КГР) других характеристик. этого способа во всем в зависимости того, как определены аспекты регистрируемых характеристик, от того, верно определены оценки регистрируемых , и от , как правильно данные характеристики решения намеченных .

Применение психофизиологических в психологии было вызвано разработки беспристрастных количественных критериев отбора. Эта появилась в с развитием и её , также возникновением , предъявляющих к качествам и способностям работающего все более требования.

В способов, применяемых задачках профессиональный и определения пригодности, принято способы определения и личных () параметров НС особенностей вегетативной (по характеристикам , дыхания и ).

В целом сказать, что текущее время по психическому либо профессиональный базируются на принципах системно- подхода, разрабатываемого российской психологии, оценке многофункционального требований профессиональный , к оценке соответствия требований деятельности и , в каких производится, и специалиста.

Глава 2 составляющие работы