Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Теоретические аспекты местного самоуправления.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня местное самоуправление является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям).

Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

Целью курсовой работы является исследование местного самоуправления в России.

Задачи курсовой работы:

  1. исследовать понятие и принципы местного самоуправления;
  2. рассмотреть функции местного самоуправления;
  3. изучить развитие местного управления в России;
  4. обозначить тенденции и перспективы дальнейшего развития и совершенствования местного самоуправления в России.

Предмет исследования – местное самоуправление в РФ.

Объектом исследования является развитие местного самоуправления в России.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию местного самоуправления в России.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования местного самоуправления. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме местного самоуправления позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «местное самоуправление». Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы местного самоуправления, применялся комплекс формально-правовых методов.

Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты местного самоуправления

1.1.Понятие и принципы местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно либо через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его традиций, в том числе исторических, которая признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации[1].

Несмотря на то, что местное самоуправление является неотъемлемой частью государственного управления, все же оно не имеет четко определенных понятий. Подтверждением этому является огромное число публикаций, посвященных данной теме. В то же время четкое и юридические верное определение понятия «местное самоуправление» имеет принципиальное значение для всей российской нормативной базы, связанной с вопросами местного значения. Многие юристы конца 20 века отмечали, что природу местного самоуправления достаточно сложно определить, так как непросто выделить и дела местного значения в системе государственных дел. Иными словами, местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы не только государственного, но и общественного образования[2].

На наш взгляд, такое понимание роли местного самоуправления не совсем неверно, что приводит к путанице в отношении понятия и природы местного самоуправления. Для того, чтобы верно определить природу местного самоуправления, следует обратить к нормам международного права.

В 1985 году была принята Европейская хартия местного самоуправления, которая обобщила европейский и мировой опыт, устранила пробелы в нормативах относительного местного самоуправления. Российская Федерация, став членом Совета Европы, в 1996 г. Подписала Европейскую хартию местного самоуправления, тем самым признавая её демократические принципы и необходимость децентрализации власти с целью построения демократического правового государства. С 1 сентября 1998 г. Положения Хартии вступили в силу и на территории Российской Федерации.

Нормативные преобразования в части организации местного самоуправления можно представить следующим образом:

- Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»;


- Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР»;

- Конституция Российской Федерации 1993 г.[3];

- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4].

В целом, анализируя современное российское законодательство в области местного самоуправления, можно заключить, что в России в полной мере и на должном уровне уделено внимание нормативному закреплению функционирования местного самоуправления. При этом нормы Европейской хартии местного самоуправления определяют только направление для построения местного самоуправления, оставляя государствам, ратифицировавшим ее, свободу действий при реализации закрепленных в ней норм[5].

Если рассматривать местное самоуправления относительно Российской Федерации, то следует отметить, что ст. 12 Конституции Российского государства признается и гарантируется местное самоуправления, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. эта же статья содержит важное правило, согласно которому «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Данные положения являются весьма важными, так как они составляют основу государственного строя России. Конституция Российской Федерации содержит специальную главу, которая содержит положения лишь о местном самоуправлении, что лишний раз подчеркивает его значение. Ст. 130 Конституции гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»[6].

Важнейшая составная часть системы местного самоуправления – это его органы. На сегодняшний день можно встретить множество различных определений понятия «органы местного самоуправления»[7].

Так, О.В. Курганская органы местного самоуправления определила как выборные органы и другие органы, которые наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти.

Н.А. Игнатюк по-иному рассматривает органы местного самоуправления. По её мнению, органы местного самоуправления – это органы, которые избираются непосредственно населением либо образуются представительным органом муниципального образования, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования. Для выполнения своих функций они наделяются собственной компетенцией, а также могут выполнять некоторые иные государственные полномочия по поручению органов государственной власти.


О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев отмечали, что они представляют собой органы местным самоуправляющихся территориальных сообществ, непосредственно которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за ненадлежащее осуществление собственных полномочий[8].

В самой Конституции Российской Федерации термин «органы местного самоуправления» встречается довольно часто: в статьях 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132. В ч. 13 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» органы местного самоуправления определены как «избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения»[9].

Аналогичное определение органов местного самоуправления закреплено в п. 48 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[10].

В приведенном определении следует обратить внимание на следующее. Во-первых, в связи с тем, что органы местного самоуправления есть органы народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно либо через избираемых им представителей, формирование невыборных органов должно быть хотя бы косвенным образом связано с волеизъявлением граждан. В связи с этим представляется, что невыборными органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), обретшими полномочия в ходе волеизъявления граждан (представительный орган, глава муниципального образования).

Во-вторых, если буквально применять данное определение к конкретным органам муниципальных образований, то возникает вопрос, являются ли такие органы органами местного самоуправления? Следует исходить из того, что органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения. А деятельность, к примеру, избирательной комиссии муниципального образования ограничена более узкими пределами финансового контроля за исполнением местного бюджета. Она вовсе не наделена правом решать вопросы местного значения[11].

На взгляд автора, данное определение является лишь описательным, но не охватывает основных признаков органов местного самоуправления, таких как самостоятельность, взаимосвязь с населением. В связи с этим считаем целесообразным ч. 13 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» изложить в следующей редакции: органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций[12].


Говоря об органах местного самоуправления, мы всегда подразумеваем определенную их систему и структуру, то есть они представляют собой целую подсистему взаимосвязанных элементов, которая выполняет относительно самостоятельные функции, связанные с достижением цели. В.С. Пронина отмечает следующее: «к сожалению, на сегодняшний день нет единого толкования терминов «система органов» и «структура органов».

Понятие структуры является достаточно распространенным в социологии, который означает устройство, порядок, расположение. Понятие же «система» органов является более точным, нежели «структура», так как посредством его определяется внутренне строение органов, которые находятся в той либо иной взаимосвязи.

Именно такой точки зрения придерживается И.В. Выдрин, считая, что используемое в Конституции России словосочетание «структура органов местного самоуправления» не является точным. На его взгляд, вопрос о структурном строении органов местного самоуправления вовсе не поднимается, а, следовательно, в Конституции должны быть употреблены слова «система органов местного самоуправления». Автор считает нужным согласиться с И.В. Выдриным.

Структура органов местного самоуправления является законодательно регламентированной. А.С. Саломаткин считает, что структура органов местного самоуправления означает, что органы в таком случае не являются изолированными друг от друга. Они наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, однако все же при этом они находятся во взаимосвязи друг с другом. Структура органов местного самоуправления – это элемент системы таких органов.

В Комментарии к Конституции Российской Федерации термин «структура органов местного самоуправления» употреблен в двух значениях. Во-первых, это система самостоятельных органов, через которые на конкретной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления. Во-вторых, это внутренние подразделения представительного органа, к примеру, комитеты, комиссии[13].

Структура органов местного самоуправления закреплена в ч.1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».

В соответствии с ней структура органов местного самоуправления представлена следующими органами:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);