Файл: Понятие и задачи комплексного анализа на примере ООО «Сервис-Центр».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что работа предприятий в условиях рыночной экономики требует эффективного ведения хозяйства для выживания в условиях жесткой конкуренции и получения прибыли. Для того чтобы предприятие постоянно двигалось вперед, нужно отслеживать все запросы рынка и их особенности, своевременно на них реагировать и пытаться, по возможности, их удовлетворять. Зачастую рост развития связан с какими-либо переменами, которые улучшают и обновляют ассортимент и технологию изготовления продукции, повышают качество изделий, улучшают процессы и так далее. Но любые перемены будут бессмысленны, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Современное производство характеризуется постоянно изменяющимися параметрами внешней и внутренней среды, острой необходимостью оперативно внедрять прогрессивные технологии изготовления продукции, организации и управления предприятием, в короткие сроки внедрять эффективные технологические процессы, направленные на значительное снижение затрат ресурсов, повышение качества продукции. Рыночная экономика предполагает гибкость и постоянный поиск новых управленческих решений по повышению эффективности предприятия. Основой таких решений является комплексный экономический анализ.

Целью работы является проведения анализа деятельности ООО «Сервис-Центр» и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Для достижения целей работы поставлены следующие задачи:

  • исследовать понятие и задачи экономического анализа деятельности предприятий;
  • дать общую характеристику теоретических основ эффективности деятельности предприятия;
  • провести анализа эффективности деятельности ООО «ТехноСервис»;
  • определить пути повышения эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр».

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» (ООО «Сервис-Центр»).

Предметом исследования выступают предмет и задачи экономического анализа.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме повышения эффективности деятельности предприятия, а также монографии и статьи в научных изданиях, периодической печати, в которых раскрыты различные подходы к комплексной оценке эффективности предприятий.


В процессе выполнения работы использовались общенаучные методы исследования: системный подход, анализа и синтеза, а также методы экономического.

Информационная база исследования представлена бухгалтерской отчётностью ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг.

Глава 1. Теоретические основы экономического анализа деятельности предприятия

1.1. Понятие, задачи и виды экономического анализа деятельности предприятия

Экономический анализ играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций[1].

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа, представленные в Приложении 1.

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа[2]. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу[3]. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации[4].

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации[5].


Предмет экономического анализа – экономическая величина. Понятие экономической величины является основным для экономического анализа. Экономическими величинами являются стоимость, рентабельность, уровень организации, работоспособность структуры, эффективность деятельности[6].

Результаты измерения и анализа обусловлены не только спецификой экономической величины, но и моделью отношений, зафиксированной в показателях; их экономической интерпретацией; выбором основных и производственных величин и отношением между ними; размеренностью величин; а также условиями измерения.

Объектами экономического анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее стоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия[7].

Целью экономического анализа является аналитическое обоснование стратегии развития на основе глубокого и всестороннего исследования финансово-хозяйственной деятельности.

Задачи экономического анализа:

  • научное обоснование бизнес-планов, текущих и перспективных планов и нормативов, оптимальных вариантов деловых решений;
  • контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;
  • поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки[8];
  • оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, использованию имеющихся возможностей;
  • выявление положительных, отрицательных факторов и их количественное измерение;
  • определение неиспользованных внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию;
  • обобщение передового опыта и принятие оптимальных управленческих решений[9].

1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их анализа

Всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия в целях изыскания резервов его экономического роста и принятия обоснованных управленческих решений, направленных на их мобилизацию, возможен на основе использования системы показателей эффективности, которая дает возможность объективно оценить эффективность деятельности предприятия в целом, отдельных видов производственных ресурсов[10].


В Приложении 2 представлены основные обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия; в Приложении 3 – основные частные показатели[11].

Основные обобщающие показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия можно разделить на две группы:

1) показатели эффективности использования капитала:

  • показатели рентабельности капитала, авансированного в активы (рентабельность совокупного капитала, авансированного в активы, производственных фондов, собственного капитала, акционерного капитала);
  • доходность акционерного капитала;
  • коэффициент устойчивости экономического роста;

2) показатели эффективности производства и продажи совокупности товаров, продукции, работ, услуг: рентабельность затрат на проданные товары, продукцию, работы, услуги; рентабельность продаж; затраты на один рубль проданной продукции[12].

Основные частные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия делятся на четыре группы: 1) показатели эффективности использования трудовых ресурсов; 2) показатели эффективности использования материальных ресурсов; 3) показатели эффективности использования основных производственных фондов; 4) показатели эффективности использования оборотных активов[13].

Эффективность использования трудовых ресурсов позволяют оценить показатели производительности труда[14]. Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов в промышленности используются два основных показателя: выработка и трудоемкость. Выработка – основной показатель производительности труда, характеризующий количество (в натуральных показателях) или стоимость произведенной продукции (товарная, валовая, чистая продукция), приходящиеся на единицу времени (час, смена, квартал, год) или одного среднесписочного работника. Трудоемкость – это затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Определяется на единицу продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре изделий и услуг; при большом ассортименте продукции на предприятии определяется по типичным изделиям, к которым приводятся все остальные. Рост производительности труда позволяет получить относительное высвобождение численности работников[15].

Эффективность использования материальных ресурсов выражается через материалоотдачу и материалоемкость[16]. Материалоотдача характеризует выход продукции из потребленных материалов. Материалоемкость представляет собой отношение расхода материалов к объему изготовленной продукции. Этот показатель должен снижаться за счет совершенствования конструкции изделий и уменьшения отходов материалов в процессе производства. Рост материалоотдачи позволяет получить относительную экономию материальных затрат[17].


Эффективность использования основных производственных фондов выражается через фондоотдачу и фондоемкость. Фондоотдача - это объем выпущенной продукции деленный на среднюю сумму промышленно-производственных основных фондов по первоначальной стоимости. Повышение уровня использования основных фондов (фондоотдачи) позволяет увеличить размеры выпуска производства без дополнительных капитальных вложений и в более короткие сроки; ускоряет темпы производства, уменьшает затраты на воспроизводство новых фондов и снижает издержки производства. Фондоемкость является обратной величиной от фондоотдачи[18]. Величина фондоемкости показывает, сколько средств нужно затратить на основные фонды, чтобы получить необходимый объем продукции. Рост фондоотдачи позволяет получить относительную экономию основных производственных фондов.

Эффективность использования оборотных активов оценивается через продолжительность оборота, коэффициенты оборачиваемости и закрепления[19].

Показатель оборачиваемости характеризует период в днях, в течение которого оборотные активы совершают полный кругооборот. Второй показатель оборачиваемости — число оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчетный период (коэффициент оборачиваемости)[20]. Третий показатель оборачиваемости – сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг — коэффициент загрузки оборотных средств. При замедлении оборачиваемости оборотных средств происходит дополнительное привлечение (вовлечение) их в оборот, а при ускорении происходит высвобождение оборотных средств из оборота. Экономический эффект ускорения оборачиваемости заключается в том, что организация может с той же суммой оборотных средств произвести больше продукции, или произвести тот же объем продукции с меньшей суммой оборотных средств[21].

Выводы.

Экономический анализ представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Для оценки экономической эффективности используют, во-первых, обобщающие показатели, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия в целом, во-вторых, частные показатели, которые характеризуют эффективность использования какого-либо отдельного вида ресурса или эффективность деятельности какого-либо отдельного подразделения предприятия.