Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентоспособность фирмы - способность (возможность) предложить товар, отвечающий определенным требованиям покупателей по качеству, в требуемом количестве, в необходимые сроки и на более выгодных условиях

Таблица 1.5. - Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия

Количественные показатели

Качественные показатели

1. Доля фирмы на рынке.

1. Объем продаж в стоимостном и количественном выражении.

2. Чистая прибыль предприятия.

3. Уровень рентабельности.

4. Сумма прибыли, приходящейся на 1 грн. объема продаж.

5. Объем реализованных товаров на 1 грн. товарных запасов.

6. Отношение объема продаж к стоимости материально-производст-венных запасов.

7. Доля стоимости нереализованной продукции в материаль­но-производственных запасах.

8. Отношение объема продаж к стоимости нереализованной про­дукции .

9. Отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности.

10. Производительность труда.

1. Качество реализуемых товаров.

2. Цена товаров.

3. Широта ассортимента товаров.

4. Доля товаров рыночной новизны

5. Качество обслуживание покупателей.

6. Методы стимулирования сбыта.

7. Рекламные мероприятия.

8. Оказание дополнительных услуг.

9. Имидж предприятия на рынке

10. Адаптивность каналов сбыта

11. Размещение предприятия

12. Уровень современности оборудования

1.3. Понятие и сущность ценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает шансами снижения издержек производства.
Различают ценовую конкуренцию:
- прямую (то есть с широким оповещением о снижении цены);
- скрытую (когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными качеством и потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены).
Возникает ценовая конкуренция, как правило, путем искусственного сбивания цен на определенную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая процветает, когда данный продукт продается по разным ценам и причем эти ценовые различия никак не оправданы различиями в издержках. Ценовая конкуренция наиболее часто встречается в сфере услуг, например, при оказании услуг по транспортировке какой-то продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой.


С точки зрения предпринимателей ценовая конкуренция — это прежде всего борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения расходов производства, снижение цен на товары и услуги без особенного изменения их качества и ассортимента. Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (то есть устанавливают сниженные цены, пока товар не завоюет рынок сбыта, а после этого существенно их повышают), к ценовым уступкам, сезонной распродаже и такое подобное.

1.4. Метод ценовой дискриминации.

К наиболее часто используемым методам ценовой дискриминации на рынках потребительских товаров относятся взаимосвязанные продажи и фиксация соотношения объем продаж к цене (нелинейное ценообразование). Кроме того, на рынках товаров производственного назначения в качестве метода ценовой дискриминации используются схема "зонального ценообразования", схема "базовой точки поставки", различные типы премий за срочность поставки и т. д. Рассмотрим более подробно методы ценовой дискриминации, используемые на рынках потребительских товаров.

- Связанные продажи. Связанные продажи происходят тогда, когда какой-либо товар продается при условии покупки другого товара. Например, покупка видеомагнитофона может сопровождаться покупкой гарантийного ремонта только в мастерских данной фирмы. Зачастую взаимосвязанные продажи основаны на технологической связи продуктов. Так, компьютеры и компьютерные программы под определенную марку попадают под категорию взаимосвязанных продаж.
Связанные продажи относятся к особому виду ценовой дискриминации, поскольку они позволяют фирме получать более высокую прибыль, чем при одиночных продажах за счет необходимости для покупателя приобретать дополнительный товар по более высокой цене. Связанные продажи могут использоваться и как способ осуществления ценовой скидки для определенных категорий покупателей. Например, фирма может продавать товар по такой же высокой цене, что и ее конкуренты, но при этом предлагать бесплатный подарок или дополнительный товар, в этом случае совокупная цена покупки будет меньше, чем у конкурентов.
Насколько стратегия связанных продаж предпочтительнее стратегии продажи каждого товара по отдельности зависит от соотношения цен на товары и от величины максимальной (резервационной) цены, которую потребители готовы уплатить за оба товара.


- Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование). Нелинейное ценообразование служит частным случаем применения системы ценовой дискриминации второго типа. В противоположность двухчастному тарифу, фирма может прямо устанавливать разные цены на продукцию в зависимости от готовности покупателей платить за товар. В отличие от системы двухчастного тарифа, применение нелинейного ценообразования не требует знания индивидуальной функции спроса. Однако представления о рыночной функции спроса для разработки схемы различных комбинаций "количество/цена" - все же недостаточно. Необходима дополнительная информация о том, сколько покупателей готовы приобретать разные количества товара при разном уровне цен.

- Сезонное ценообразование. Сезонное ценообразование служит примером ценовой дискриминации третьего типа. Важным преимуществом сезонного ценообразования служит автоматическое исключение арбитража; турист летит в Италию либо в ноябре, либо в июле, из Флоренции звонит домой либо в пять утра, либо в двенадцать дня, домохозяйка стирает и включает электрообогреватели (то есть использует электроэнергию) либо днем, либо ночью и т. д. Все схемы ценообразования туристических фирм, авиакомпаний, телефонных компаний, энергетических компаний, предусматривающие разные цены в зависимости от периода (времени года, дня и ночи, дня недели), мы будем объединять в общее понятие сезонного ценообразования.

Для разработки оптимальной схемы сезонных цен фирме необходимо:
- определить спрос на товар в "пиковый" и "мертвый" сезоны;
- определить мощность, необходимую для удовлетворения спроса пикового сезона; ценовой дискриминация зональный связанный продажа
- определить оптимальную схему ценообразования, учитывая расходы на приобретение (аренду) и обслуживание мощности, необходимой для удовлетворения спроса в пиковый сезон.

Ограничением ценовой дискриминации в форме сезонного ценообразования служит замена услуг в "пиковый" и "мертвый" сезоны. Особенно ярко это проявляется в деятельности телефонных компаний. Кроме того, понятия пикового и мертвого сезонов не являются извне заданными: предоставляя достаточные скидки, туристические фирмы или рестораны могут превратить "мертвый" сезон в "пиковый".

1.5. Стратегии ценовой конкуренции.

На сегодняшний день существует множество стратегий ценовой конкуренции, вот некоторые из них:
1. Стратегия дифференцированных цен.
2. Стратегия льготных цен.
3. Стратегия дискриминационных цен.
4. Стратегия единых цен.
5. Стратегия гибких, эластичных цен.
6. Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен.
7. Стратегия нестабильных, меняющихся цен.
8. Стратегия ценового лидера.
9. Стратегия конкурентных цен.
10. Стратегия престижных цен.
11. Стратегия неокругленных цен.
12. Стратегия цен массовых закупок.
13. Стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара.


Раскроем теперь их сущность:

1.Стратегия дифференцированных цен активно применяется в торговой практике компаний, которые устанавливаю определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей: с учетом разновидностей покупателей, расположения рынка и его характеристик, времени покупки, вариантов товаров и их модификаций. Стратегия дифференцированных цен предусматривает сезонные скидки, скидки за количество, скидки постоянным партнерам и т.д.; установление разного уровня цен и их соотношения по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой модификации, представляя собой весьма сложную и кропотливую работу по согласованию общей товарной, рыночной и ценовой политики.

Стратегия дифференцированных цен предпочтительна при соблюдении ряда условий:
- легко сегментируемом рынке;
- наличии четких границ рыночных сегментов и высокой интенсивности спроса;
- невозможности перепродажи товаров из сегментов с низкими ценами в сегменты с высокими ценами;
- невозможности продажи конкурентами товаров по низким ценам в сегментах, в которых фирма продает товары по высоким ценам;
- учёте восприятия покупателями дифференцированных цен предотвращения реакции обиды и неприязни;
- непротиворечив соответствующему законодательству выбранной дифференцированной формы установления цен;
- покрытии дополнительных издержек по проведении стратегии дифференцированных цен суммой дополнительных поступлений в результате её проведения.

Стратегия дифференцированных цен позволяет «поощрять» или «наказывать» различных покупателей, стимулировать или несколько сдерживать продажи различных товаров на различных рынках. Её определёнными разновидностями являются стратегия льготных и стратегия дискриминационных цен.

2. Стратегия льготных цен. Льготные цены устанавливаются на товары и для покупателей, в которых фирма- продавец имеет определённую заинтересованность. Кроме того, политика льготных цен может проводиться как временная мера стимулирования продаж, например для привлечения покупателей на распродажи.
Льготные цены - это наиболее низкие цены, по которым фирма продаёт свои товары. Как правило, они устанавливаются ниже издержек производства и в этом смысле могут представлять собой демпинговые цены. Применяются они в целях стимулирования продаж для постоянных покупателей, в целях подрыва с помощью ценовой конкуренции слабых конкурентов, а также при необходимости освободить складские помещения от залежалого товара и т. д.


3. Стратегия дискриминационных цен. Дискриминационные цены являются частью общей ценовой стратегии фирмы по отношению к определенным сегментам рынка и устанавливаются на самом высоком уровне, используемом для продажи данного товара. Применяются по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночной ситуации покупателям, к покупателям, проявляющим крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара, покупателям, нежелательным для фирмы-продавца, а также при проведении политики ценового картелирования, т.е. заключении между фирмами различного рода соглашений по ценам.
Такая стратегия возможна при проведении правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует фирма-покупатель: установление высоких ввозных или вывозных пошлин, установление обязательного правила пользования услугами местного посредника и др.

4. Стратегия единых цен, или установление единой цены для всех потребителей. Эта стратегия укрепляет доверие потребителей, легко применима, удобна, делает возможным продажи по каталогам, посылочную торговлю. Однако стратегия единых цен применяется не так часто в ценовой практике и, как правило, ограничена временными, географическими и товарными рамками.

5. Стртатегия гибких, эластичных цен предусматривает изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательной силы. Гибкие цены, как правило, используют при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров, например для товаров промышленного назначения, товаров длительного пользования и т.д.

6. Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода. Характерна для массовых продаж, как правило, однородных товаров, по которым на рынке выступает большое число фирм-конкурентов, например цены на транспорт, конфеты, журналы и др. В этом случае независимо от места продажи в течение довольно длительного времени для любого покупателя товары продаются по одной и той же цене.

7. Стратегия нестабильных, меняющихся цен предусматривает зависимость цены от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов.

8. Стратегия ценового лидера предусматривает либо соотнесение фирмой своего уровня цен с движением и характером цен фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару (в зависимости от места на рынке фирмы и величины ее рыночной доли это может быть лидер №1, лидер №2, лидер №3), либо заключение соглашения (как правило негласного) с лидером на данном рынке или его сегменте, т.е. в случае изменения цены лидером фирма также производит соответствующее изменение цен на свои товары.
Подобная стратегия цен внешне весьма привлекательна и удобна для фирм, не желающих или не имеющих возможности проводить свои собственные разработки ценовой стратегии, однако она и опасна: чрезмерно сковывая ценовую инициативу фирмы, она может привести к серьезным ошибкам и просчетам (например, лидер применял ошибочную стратегию или предпринял обманный ход и т.д.).