Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

2.2. Понятие и сущность недобросовестной ценовой конкуренции.

Недобросовестное ведение конкуренции представляет совокупность методов, направленных на получение выгоды, которые заведомо нарушают нормы и правила конкуренции, прописанные в законе.

Основными методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж)
- подделка продукции конкурентов
- подкуп и шантаж
- обман потребителей
- махинации с деловой отчетностью
- валютные махинации
- сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. 

Виды незаконной конкуренции прописаны в законе «О защите конкуренции». Следующие действия субъектов по отношению к своим конкурентам будут являться незаконными:
- Распространение недостоверной информации, которая в дальнейшем может нанести значительный ущерб имиджу конкурентов;
- Намеренное сопоставление двух марок, например, в рекламе, для того, чтобы показать товар конкурентов в худшем свете;
- Распространение некачественного товара под маркой конкурента;
- Подкуп влиятельных лиц (например, сотрудников налоговой службы) для воздействия на конкурента;
- Разглашение конфиденциальной информации о работе конкурентов;
- Препятствие сбыта товара конкурента.
Многие компании не сразу понимают, почему спрос на товар начал резко снижаться. Только спустя некоторое время, руководители предприятия осознают, что в этом замешаны конкуренты.


Так же нужно не забывать о первых признаках недобросовестной конкуренции. Если показатели спроса на ваш товар или услугу стали резко уменьшаться, то стоит проверить, не стали ли вы объектом недобросовестной конкуренции. Уличить предприятия в незаконной деятельности против вас бывает очень непросто. Если у вас появились подозрения, что в ситуации замешаны третьи лица, то:
- Проверьте, не произошла ли утечка важной информации.
- Постарайтесь выявить причину снижения спроса: проанализируйте рынок, возможно, появился новый конкурент, который старается занять лидирующую позицию.
- Относитесь более внимательно к своему персоналу, возможно, кто-то передает информацию конкурентам.
- Заручитесь поддержкой вышестоящих органов.

На территории РФ действуют четыре основные закона, регулирующие рыночную конкуренцию:
1. ФЗ № 135-Ф3 «О защите конкуренции»
2. Статья 34 Конституции РФ
3. ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей»
4. ФЗ № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

Наиболее полно запрещенные методы конкуренции описаны в ФЗ «О защите конкуренции». Согласно этому закону, к недобросовестным формам относятся:
- Дискредитация конкурирующего предприятия;
- Введение в заблуждение покупателя или клиента;
- Некорректное сравнение продукции или услуг конкурента;
- Ведение конкуренции путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юр. лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
- Ведение конкуренции с помощью использования результатов интеллектуальной деятельности;
- Создание смешения;
- Незаконное получение, использование и разглашение коммерческой или охраняемой законом тайны;
- Любые другие виды недобросовестной конкуренции.

2.3. Примеры добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Рассмотрим действие добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции на примере шоколадки «Аленка» и «Крупская Аленка».

Добросовестная

Недобросовестная

Упоковка

Этикетка и упаковка разработаны в 1965 году правообладателем ТЗ «Аленка»

Правообладатель «Крупская Аленка» изменил используемый им исторический этикет в 2009 году

Производство

Производство шоколада было освоено на ряде кондитерских фабрик СССР

Роспатент подтвердил сходство до степени смешивания новой этикетки «Крупская Аленка» с ТЗ «Аленка»


Вывод к 2-ей главе.

Российское антимонопольное законодательство и ратифицированные нашим государством международные акты тоже не во всем соответствуют друг другу. Одним из основополагающих условий эффективного социально- экономического развития российской экономики выступает обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, которые определены экономической целесообразностью. Последствия недобросовестной ценовой конкуренции могут являться негативными также для потребителя товаров и услуг, среди которых могут быть представлены физические и юридические лица. В ряде случаев результатом недобросовестной ценовой конкуренции является завышение стоимости, а также значительное снижение качества товаров или услуг. Кроме того, к последствиям недобросовестной ценовой конкуренции следует отнести низкий уровень предпринимательской активности населения и разорение мелких и средних предприятий, которые не имеют возможности выхода на рынок с собственной продукцией. По мнению большинства специалистов, борьба с недобросовестной ценовой конкуренцией должна выступать одной из ключевых задач для правоохранительных органов, которые занимаются экономическими преступлениями.

Ответственность за недобросовестную ценовую конкуренцию представлена в законе «О защите конкуренции», где сформулированы не только правила ведения «честной борьбы» на рынке, но и наказания, которые могут понести не только юридические, но и физические лица. Для борьбы с недобросовестными поставщиками и созданием прозрачного рынка предоставления товаров и услуг государственным органам была образована система тендерных торгов, победитель которых должен был определяться с помощью принципов проведения конкурса или аукциона, но в ряде случаев торги осуществляются с нарушением данных процедур. В данном случае участники конкурса или аукциона обладают правом подачи жалобы в тендерный комитет, описывающую нарушение регламента торгов. Последствия данной формы недобросовестной конкуренции могут привести к пересмотру результатов торговой процедуры, перезаключению контракта, а также к материальной или уголовной ответственности для юридических или физических лиц. Поддержка и развитие здоровой ценовой конкуренции выступает основной функцией государства, которое строит рыночную экономику.


В грамотной и успешной реализации заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и все общество в целом. Квалификация деяния лиц привлекаемых к ответственности за недобросовестную ценовую конкуренцию существенно осложнена отсутствием конкретных понятийных дефиниций, например злоупотребление. На определенных этапах любое явление необходимо поддерживать и развивать. Ценовая конкуренция не является исключением, она тоже нуждается в защите и развитии. Оберегать и развивать конкуренцию, здоровое соперничество — обязанность законодателя, а также того, кто контролирует ее соблюдение всеми сторонами процесса — органов власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Основные приоритеты в деятельности антимонопольного ведомства в сфере защиты ценовой конкуренции:
- создание благоприятной среды для развития и защиты ценовой конкуренции;
- снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
- обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, создание условий для эффективной конкуренции при проведении закупок.

Заключение.

Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики. 

При добросовестной конкуренции, компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг. Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» – манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов. Для этого используют снижение цен, распродажи, акции, увеличение срока потребительского кредитования и т.д. «Война цен» идеально подходит для подавления более слабых конкурентов или чтобы отвоевать долю уже освоенного рынка.

Проблема недобросовестной конкуренции является одной из самых актуальных проблем в деятельности большинства средних и крупных фирм. Недобросовестная конкуренция вполне может послужить причиной краха предприятия, поэтому защитные меры имеют крайне важное значение и требуют серьёзного подхода как в финансовом, так и в организационном вопросе.


На сегодняшний день крупные зарубежные транснациональные компании тратят около 20% своего бюджета на защиту своих коммерческих, технологических и др. секретов. Учитывая обороты и доходы этих компаний со всей очевидностью вскрывается глубина и острота данной проблемы. А ведь данные средства могли быть потрачены и на другие цели, например: расширение производства или новые технические разработки.

Самым же опасным последствием недобросовестной конкуренции может стать становление монополии. Все недостатки присутствия монополии на рынке хорошо известны. В тоже время компании занимающие лидирующие или даже монопольные позиции на рынке могут применять методы недобросовестной конкуренции для того что бы устранять более мелких конкурентов. На это их может подтолкнуть понимание того, что действуя по всем правилам здоровой конкуренции они не смогут вытеснить конкурентов.

Исходя из всего вышесказанного видно, что любые проявления недобросовестной конкуренции лишь вредят общему экономическому росту и благосостоянию. Поэтому противодействие данной проблеме является важной задачей не только для бизнеса, но и государства. Только при создании серьёзной законодательной базы и специализированных органов государственной власти возможно эффективная борьба с недобросовестной конкуренцией.

Список источников информации.

1. О внесение изменений и дополнений в закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: Федеральный Закон РФ от 06.05.2002 г. № 70-ФЗ.
2. Инструкция ГНС РФ №3 от 10.08.2013 г. с изменениями и дополнениями.
3. Афитов З.А. Конкуренция в современной экономике. — Мн.: Выш. шк., 2012.-285с.
4. Бусыгин А.В. Эффективный маркетинг: Учебник. — М.: Финпресс. 2013. — 1056с.
5. Валдайцев СВ. Оценка конкурентоспособности бизнеса. — М.: Юнити, 2012. — 720с.
6. Гончарук В.А. Конкурентное развитие предприятия. — М.: Дело, 2013. — 208с.
7. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: маркетинговые стратегии для обеспечения роста компании и увеличения её акционерной стоимости / Пер. с англ. Ю.Н. Аптуревского. — СПб.: Питер, 2012. — 480с.
8. Петровский О С. Правовые основы конкуренции в современной России. — М., 2014.
9. Твердова О. М. Правовые механизмы регулирования рынка на современном этапе. — М., 2013.
10. Томсинский С. Я. Основы современного маркетинга: проблемы и перспективы развития. — М., 2014.
11. Уфимов С. П. Маркетинговые стратегии в бизнесе. — М., 2011.
12. Яковлева С. Н. Современная экономика: проблемы и перспективы развития. — М., 2014.
13. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2003, с. 145
14. Лифиц И.М. «Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг» 2004 г., с. 123