Файл: Основные Функции в системе менеджмента в ООО «Рубин».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в отечественной науке и практике управления отечественными организациями сложилась противоречивая ситуация, связанная то с полным отрицанием управления как науки, то с заменой базового понятия науки управления организациями «управление» иностранным понятием «менеджмент» в качестве какого-то «нового типа управления». Так, например, И.Н. Шапкин отвергает отечественное управление как науку. Он пишет, что «основы всякой науки — это возможности объективно измерить изучаемые явления. Эта проблема преследовала и управление с тех пор, как оно выделилось в самостоятельную дисциплину»[1].

Актуальной задачей является выявление сущности менеджмента, его функций. Функция менеджмента — это вид деятельности руководителя по воздействию на объекты управления. Именно функции составляют основу содержания управленческого труда. Функции менеджеров разного уровня системы управления играют важную роль в развитии предприятия. Их теоретическое изучение и практическая адаптация позволяют совершенствовать функциональные обязанности руководителей.

Цель работы — исследовать теоретические и практически аспекты реализации функций менеджмента.

Задачи работы:

1) исследовать понятие функций менеджмента;

2) рассмотреть общие и конкретные функции менеджмента;

4) проанализировать реализацию функций управления в ООО «Рубин»;

5) разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности управления в ООО «Рубин».

Объектом исследования является ООО «Рубин».

Предметом исследования являются функции управления.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента, учебные пособия, публикации в периодических изданиях и в Интернет.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы функций менеджмента

1.1. Понятие функций менеджмента. Характеристика общих функций


Функции менеджмента — это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда[2].

Существуют различные перечни и классификации функций менеджмента. Наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций — общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того, выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна реализация никаких управленческих функций — это коммуникации и принятие управленческих решений[3].

К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции отражают основные взаимосвязанные направления управленческой деятельности[4]. Каждая из этих четырех функций реализуется при помощи других трех. Так, например, осуществление функции организации невозможно без использования механизмов планирования, мотивации и контроля. В свою очередь осуществление функции контроля предполагает и планирование, и организацию и мотивацию[5].

Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия[6]. Функция планирования (предвидения), выделенная А. Файолем в качестве важнейших функций управления и состоящая в «подготовке будущего», получила за прошедшее столетие существенное развитие, как в плане целей, так и в плане механизмов. Если в начале прошлого века планирование деятельности организации в основном исходило из анализа факторов внутренней среды организации, то с развитием рынка и усилением конкуренции в странах с рыночной экономикой в планировании все больше внимания должно было уделяться анализу и учету воздействия на деятельность организации многообразных факторов внешней среды. Это определило развитие методов анализа, прогнозирования, а затем и стратегического планирования.


Планирование представляет собой процесс определения целей, задач и конкретных показателей деятельности организации или ее частей, а также средств их достижения на различные по продолжительности периоды с использованием определенного комплекса современных методов и элементов управления[7].

В соответствии с задачами менеджмента, определяются основные элементы процесса стратегического планирования: определение миссии организации; формулирование целей организации; оценка и анализ внешней среды; управленческий аудит сильных и слабых сторон организации; анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии; реализация стратегии; оценка стратегии[8].

Миссия, цели и задачи реализуются путем разработки и реализации
конкретных планов. План — основа деятельности организации любой формы
собственности и размеров: содержит указания, кому какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Планы различаются по целям, предмету, уровню, содержанию, периодам
планирования. По целям и периодам планирования различают планирование
стратегическое, тактическое, оперативное или долгосрочное, среднесрочное,
краткосрочное (текущее) [9]. По уровням управления различают аланы организации, подразделений или проектов, отдельных исполнителей. По предмету
планирования различают планы производства, снабжения, сбыта, финансовые, кадровые и другие планы. Основные виды планов, разрабатываемых организациями, являются технико-экономические планы, бизнес-планы, инвестиционные планы[10].

К основным принципам функции планирования относят:

1) принцип единства — все аланы организации должны представлять собой единую систему;

2) принцип непрерывности — процесс планирования в современных условиях должен носить не дискретный, а постоянный характер, поскольку на основании результатов анализа различных факторов внутренней и внешней среды организации необходимо своевременно вносить необходимые коррективы;

3) принцип гибкости — система планирования должна быть построена таким образом, чтобы при необходимости можно было оперативно вносить изменения;

4) принцип точности — каждый план должен составляться с возможной и оптимальной степенью точности[11]. Например, стратегические планы, определяют основные направления развития организации и не предполагают тщательной конкретизации, а текущие планы должны быть максимально выверенными и точными;


5) принцип участия — желательно, чтобы в разработке планов в той или
иной форме принимали участие все работники организации, которых эти планы затрагивают. Это не только способствует большей обоснованности планов, но и повышает заинтересованность работников в их выполнении[12].

Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления[13].

Проектирование организации включает решение следующих задач: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; установление связей между частями и координация; соблюдение масштаба управляемости и контроля; распределение прав и ответственности; определение адекватного условиям и задачам организации соотношения централизации и децентрализации в управлении; дифференциация и интеграция.

В основе формирования организационной структуры лежит разделение
труда и специализация. Разделение труда бывает горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда предполагает разделение работ и соответственно специализацию по основным функциям — производственной, финансовой, маркетинговой[14]. В рамках этих основных направлений деятельности выделяются более узкие, которым соответствует более узкая специализация работ и работников. Вертикальное разделение труда предполагает в основном разделение управленческих функций (обязанностей и ответственности) по уровням в иерархии управления как в организации в целом, так и внутри подразделений[15].

Специализация работ требует их координации. В целях управления
определенные работы и их исполнители группируются. Относительное организационное обособление определенных групп работ и их исполнителей для исполнения определенных задач называется департаментизацией. Департаментизация осуществляется с учетом соблюдения масштаба управляемости и разделения труда по определенному принципу[16].

К основным принципам осуществления функции организации относятся:

1) неразрывная связь с целями организации и ориентация на их реализацию;

2) единство цели — цели и задачи разных подразделений и работников организации не должны противоречить друг другу, все должны работать на одну цель;


3) координация различных видов деятельности путем установления четких рабочих взаимоотношений;

4) использование эффективных норм управляемости, определяющих количество работников, которыми может эффективно управлять один менеджер;

5) ориентация на эффективное использование ресурсов организации. В
частности это предполагает борьбу с излишней бюрократизацией управления, исключение работ, не являющихся необходимыми для достижения и улучшения конечных результатов деятельности организации[17].

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации[18]. Условия и факторы, побуждающие людей к той или иной деятельности или поведению, рассматривались многими специалистами в разных областях знания. В менеджменте на необходимость стимулирования работников к более производительному труду обращал внимание в своих работах основоположник теории научного управления Ф. Тейлор. Этой цели должно было служить материальное стимулирование выполнения и перевыполнения норм труда. На возможность и необходимость использования не только материальных, но и других стимулов указывал основоположник бихевиаристского (поведенческого, социального) направления в менеджменте, которое в двадцатом веке получило широкое развитие в известных теориях мотивации и управленческой практике многих организаций.

К принципам мотивации относят: установление и доведение до работников четких целей и задач; увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки; гласность, наличие обратной связи; создание благоприятных условий для эффективной работы; учет личных качеств работников; использование преимущественно положительных стимулов; единство моральных и материальных методов стимулирования[19].

Контроль — это процесс обеспечения фактического достижения организацией намеченных результатов путем установления стандартов, измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о корректирующих действиях[20].

Контроль, как одна из основных функций управления, необходим как для исправления ошибок и недостатков, предотвращения кризисных ситуаций, так и для поддержки успешных действий. Чтобы контроль был действенным и достигал необходимых результатов, руководитель должен не только получать информацию о состоянии и результатах работы, но и доводить свою оценку до подчиненных, для чего необходима система обратной связи[21].