Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Общая характеристика управленческих решений).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика управленческих решений
1.1 Классификация и типы управленческих решений
1.2 Эффективность и принципы принятия решений
1.3 Анализ процесса принятия решений
1.4 Этапы процесса принятия рационального решения
Глава 2 Характеристика процесса построения модели управленческих решений на примере ЗАО «БКЦ»
2.2 Функции управления предприятием, их характеристика в ЗАО «БКЦ»
2.3 Процедура принятия решения в ЗАО «БКЦ»
Введение
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Менеджеру известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.
Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как Ю.И. Башкатова, Н.В. Злобина, В.Н. Лазарев, Э.А. Смирнов, А.М. Чуйкин и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики принятия и реализации управленческих решений в условиях риска.
Объектом курсовой работы является ЗАО «БКЦ»
Предметом – анализ моделирования управленческого решения в ЗАО «БКЦ».
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс построения модели управленческого решения.
Задачи курсовой работы исходя из её цели и заключаются в :
- раскрыть сущность и основные принципы принятия управленческих решений;
- рассмотреть ключевые факторы, воздействующие на процесс принятия управленческих решений;
-изучить процедуру принятия решений;
- охарактеризовать процесс моделирования принятия решений;
- дать характеристику основных моделей принятия решений;
Методы исследования – были использованы такие методы, как системный анализ, метод аналогий, группировки и классификации.
Практическая значимость работы заключается в возможности наиболее глубокого изучения темы, которая посвящена принятию и реализации управленческих решений.
Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Глава 1 Общая характеристика управленческих решений
1.1 Классификация и типы управленческих решений
Управленческое решение – это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для разрешения проблемной ситуации.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нём присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.¹
Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает высшего уровня, среднего и низшего.
Чем выше масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие.
Дифференциация по предмету выделяет:
- концептуальные решения – охватывают практически все функции менеджмента(формирование целей, планирование, организацию и контроль), требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований;
- исполнительские решения – носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения отдельных позиций концептуальных решений.
Концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента, а исполнительские осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего менеджмента.
По решаемым задачам различают:
- информативные решения, целью которых является оценка получаемой информации;
- организационные, призванные установить необходимую структуру управления;
- оперативные – для решения вопроса: "Как действовать?".
По степени охвата проблемы решения бывают:
- выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;
- систематические, когда рассматривается вся проблема.
В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяются на:
- производственные (технические и технологические);
- сбытовые и снабженческие (маркетинговые);
- финансовые;
- плановые и др.
По формам принятия решения подразделяются на:
- единоличные, т.е. решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;
- коллегиальные, т.е. проблему обсуждают специалисты, но решение принимает руководитель, он же несёт ответственность за принятое решение;
- коллективные, т.е. решение принимается коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всём коллективе.
По принципам выработки решения делятся на:
- запрограммированные (алгоритмические), их обоснование производится по определённым правилам – алгоритмам и они допускают строгую формализацию.
- незапрограммированные (эвристические), возникающие, как правило, в случае изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях и вырабатываются неформальным, творческим путём.
- в условиях определённости (полной информации);
- в условиях неопределённости (неполной информации).
Большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, так как среда, в которой фирма функционирует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено на будущее, которое обычно содержит элемент неопределённости, поэтому принятие и реализация решения сопряжены с риском, а риск – это действие наудачу, в надежде на благоприятный исход, но риск – это нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределённости.
По методам решения проблем различают решения, основанные на:
- интуиции;
- на суждениях;
- рационализме;
- комбинации подходов.
Интуитивное решение основано на собственном ощущении и многолетнем опыте руководства.
Решения, принятые на основе суждения, сходны с интуитивными, но предполагают наличие глубоких профессиональных знаний, использование прошлого опыта, опору на здравый смысл. Решения на основе суждений принимаются быстро и не требуют никаких дополнительных затрат.
Рациональные – те решения, которые принимаются на основе глубокого и объективного анализа проблем. Наибольший эффект принятия важных управленческих решений даёт сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и использования научного подхода с его современными технологиями выработки и принятия управленческих решений (методы математического анализа, обоснования и оптимизации).
По целям и методам разработки различают следующие типы управленческих решений ( таблица 1.)
Таблица 1.1 Типы управленческих решений
По масштабам объекта |
Глобальные – охватывают все звенья системы Локальные адресованные определённому подразделению |
По характеру целей |
Стратегические – определяющие генеральные задачи Тактические – детализация перспективы Оперативные – осуществление первоочередных задач |
По времени осуществления |
Перспективные – долгосрочные Текущие – среднесрочные Регулировочные- краткосрочные |
По кругу проблем |
Комплексные – связанные со многими сторонами деятельности организации Тематические (частные) – социальные, экономичес- кие, организационные и т.д. |
По условиям принятия |
Детерминированные (определённые) Вероятные |
По методам обоснования |
Формализуемые (обосновываемые математическими методами) Неформализуемые (обосновываемые эвристическими методами) |
По способам осуществления |
Директивные – приказы, распоряжения Косвенные – использование средств стимулирования |
По конечному результату |
Эффективные – решения, способствующие достиже- нию целей и задач Неэффективные – решения, не способствующие достижению целей и задач Выполнимые – решения, которые можно реализовать при наличии определённых ресурсов Невыполнимые –решения, которые нельзя реали- зовать в данных условиях |
Считается, что при принятии управленческих решений особенно ярко проявляется особенность менеджмента как науки и искусства управления.
Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Уравновешенный, спокойный и критичный к себе менеджер принимает уравновешенные и осторожные решения. Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и даже рискованные решения.
1.2 Эффективность и принципы принятия решений
Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно.
Эффективность решения зависит от целого ряда факторов. В теории менеджмента особо выделяют два из них:
1) качество решения, которое в свою очередь связано с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация, а также с учётом возможности исполнителей решения;
2) степень принятия этого решения людьми
Таким образом, эффективность решения может быть представлена формулой 1.1
ЭР = К × П, (1.1)
где: ЭР – эффективность решения;
К - фактор качества решения;
П - фактор принятия решения.
Если один из факторов стремится к минимуму, эффективность решения снижается.
Высокая степень фактора качества будет обеспечиваться в том случае, если решение отвечает определённым требованиям.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям представлены в таблице 1.2
Таблица 2- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Целевая направленность |
Решения должны быть направлены на достижение определённых целей |
Иерархическая субординация |
Решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям |
Обоснованность |
Решения должны иметь объективное обоснование рациональности |
Адресность |
Решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, то есть направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени |
Обеспеченность |
Решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения |
Директивность |
Решения должны быть обязательны для исполнения и носить плановый характер |
Основными условиями обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения следует считать:
- применение к разработке решения научных подходов менеджмента;
- обеспечение лиц или лиц, принимающих решение, своевременной, полной и достоверной информацией в процессе подготовки, принятия и выполнения решения;
- использование при подготовке и реализации управленческого решения экономических законов, методов прогнозирования, моделирования;
- определение приоритетов;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение многовариантности решений (альтернатив должно быть не менее трёх;
- обеспечение сопоставимости вариантов решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения;*
- использование современных технических средств информационного обеспечения процесса принятия и реализации решения;