Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Земельный налог).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории развития человеческого вида система налогообложения непрерывно развивалась и совершенствовалась. Изначально налоги могли взиматься в виде натуральных ресурсов, например, различных круп, мехов, мяса и пр. Как ни странно, на сегодняшний день такая система налогообложения до сих пор функционирует, конечно, только в недостаточно развитых государствах, так называемых, странах третьего мира. В развитых же странах в настоящее время налогообложение происходит в виде платежей, взимаемых с юридических и физических лиц. Как бы то ни было, ни одно государство не сможет продолжать функционировать без налогов.

За счет материальных поступлений со стороны граждан и юридических лиц формируется бюджет государства, составляющий его основной финансовый ресурс. Получается, что налоги со временем принимают обратимую форму, так как возвращаются населению в виде социальных выплат, улучшения условий проживания, градостроительных изменений и прочих улучшений. Кроме того, из бюджета, собранного денежными выплатами налогоплательщиков, финансируется строительство образовательных учреждений, медицинских организаций, государственных предприятий, обеспечивается заработная плата государственным работникам, стипендия учащимся и многое другое.

В развитом государстве применяется сложная система налогов, включающая в себя множество видов и разветвлений. Такая разрозненность обусловлена различными источниками средств, поступающих в виде налогов: это и заработная плата, и дивиденды по акциям, и доход на имущество, и множество других источников. Учитывая всю сложность системы налогообложения, присутствует крайняя необходимость ее корректной организации. Так, от правильной организации системы налогообложения зависит успешное функционирование и стабильное развитие государственной экономики. С этой целью система налогообложения непрерывно совершенствуется, обеспечивая надежную защиту экономической системе страны.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью стабилизации сбора налогов для обеспечения здорового функционирования экономики страны. Это связано с тем, что налоги являются основным источником дохода государства.

Исходя их вышесказанного, была определена цель исследования: изучение и анализ прямых налогов, и их места в налоговой системе России.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:


  1. изучить понятие и виды прямых налогов;
  2. рассмотреть развитие прямого налогообложения в России;
  3. дать характеристику прямым реальным налогам и прямым личным налогам;
  4. проанализировать перспективы развития прямого налогообложения в России.

Предметом исследования выступают прямые налоги и их место в системе налогообложения России.

Теоретические основы прямого налогообложения

Прямые налоги: понятие и виды

Налог как основной источник формирования государственного бюджета известен с незапамятных времен. С модернизацией роли и значения налога в экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму суть налога. В XVIII в. было доминирующим мнение о том, что налог – это цена за услуги, которые государство оказывает гражданам. В XIX в. налог уже считался пожертвованием гражданина ради интересов государства. В ХХ в. главенствующей была точка зрения о том, что налог – это принудительный сбор, который взимается государством и отправляется на покрытие общегосударственных потребностей на основе утвержденного закона [2, с. 135].

В настоящий же момент в налоговом кодексе Российской Федерации представлено следующее определение налога:

«Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 п. 1 НК РФ). [1]

Налог обычно устанавливается законодательством и уплачивается гражданином или юридическим лицом в определенном размере и в определенный срок. Оплаченные денежные средства зачисляются в бюджет соответствующего уровня и там обезличиваются. Именно поэтому налоги следует отличать от сборов, которые также в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались [2, с. 137].

Существует настоящее множество разнообразных классификаций налогов. Для современного налогообложения наиболее важное значение отражает классификация по способу взимания.

По такому принципу налоги делятся на две категории:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямой налог – это налог, взимаемый непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).

Косвенный налог – налог, включенный в цену товаров, работ, услуг [3, с. 68].


Данные определения не являются основными, существует и другой вариант:

Прямой налог – подоходно-поимущественный налог, иначе говоря, налог, уплачиваемый налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.

Косвенный налог – налог на потребление [4, с. 97].

Для глубокого раскрытия сущности прямых налогов необходимо произвести сравнительный анализ прямых и косвенных налогов по основным признакам. Результаты данного анализа представлены в Таблице 1[12].

Таблица 1 Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Признак сравнения

Прямой налог

Косвенный налог

Субъект правоотношений

Субъектами правоотношений выступают: бюджет и налогоплательщик.

Субъектами правоотношений выступают: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник

Факторы, определяющие величину налога

Величина налога зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Величина налога не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Объект налогообложения

Доход и имущество налогоплательщика

Обороты по реализации

Сложившееся представление о делении налогов сформировалось в результате продолжительного развития. Необходимо рассмотреть историческое развитие представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные.

Данными критериями являются:

- критерий перелагаемости;

- критерий способа налогообложения и взимания;

- критерий платежеспособности.

Первый критерий гласит о том, что перелагаемость налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого будет являться формирование цен. Благодаря обменным и распределительным процессам, у определенного законодательством налогоплательщика есть возможность переложить налоговое бремя на другое лицо. Иначе говоря, гражданин или организация, на которую формально возложена обязанность быть налогоплательщиком, и лицо, которое фактически уплачивает начисленный налог, - это не всегда одно и то же лицо.

В соответствии с рассмотренным критерием окончательным прямым налогоплательщиком становится лицо, которое получает доход [5, с. 186].

Недостатком данного критерия являлось то, что большинство прямых налогов на практике перелагаются также, как и косвенные, а косвенные перелагаются совсем не всегда и зачастую не полностью. Прямые налоги при подходящих условиях также могут быть переложены на потребителя при помощи действия ценового механизма.


Разбиение налогов на прямые и косвенные на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале ХХ в., не утратило своего значения и в конце века.

Несмотря на это, помимо деления налогов на прямые и косвенные, встречается и иная классификация.

Например:

- прямой налог;

- косвенный налог;

- пошлины и сборы.

В данном случае под прямым налогом определяется налог на доходы и имущество, а под косвенным – налог на товары и услуги. В раздел пошлин и сборов здесь включены все прочие налоговые сборы, которые не попали в два первых разряда [5, с. 194].

Необходимо также обратить внимание, что в исследованиях по теории налогообложения прямые налоги еще подразделяются на реальные и личные. Данная классификация основана на том, что доход может оцениваться непосредственно или опосредованно. Таким образом, организации уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными налогами [6, с. 33].

Доход может быть определен и опосредованно, через оценку внешних проявлений благополучия гражданина: вида и качества жилья, размера и месторасположения земельного участка и др. В таком случае облагается не фактический, а предполагаемый средний доход лица, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (собственности, денежного капитала и др.). Данная группа прямых налогов называется «реальные налоги».

Исходя из этого, можно определить, что группу прямых реальных налогов составляют земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов входят: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследование или дарение [6, с. 48].

Развитие прямого налогообложения в России

Российская система прямого налогообложения формировалась и развивалась практически всегда под воздействием изменений в политическом строе государства, и, кроме того, под натиском общественного развития и исторических вех.

Объединение древнерусского государства началось только в конце IX века. В то время первостепенной формой налогообложения являлись поборы в княжескую казну, которые были названы данью. Изначально она носила нерегулярный характер и имела вид контрибуции с побежденных народов, а после перешла в систематический прямой налог. Данный налог оплачивали ее мехами, монетами, продуктами питания, изделиями ремесла. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся количеством труб и печей в каждом хозяйстве. Дань взималась двумя способами: во-первых, повозом — в случае, если она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем — в случае, если князья сами ездили за ней.


Помимо дани на Древней Руси существовало и поземельное обложение. Способы определения дохода с земли в различное время и в различных странах всегда были дифференцированы. Самый древний способ представлял собой измерение земли и обложение ее по количеству; на Руси такое обложение производилось по сохам или плугам. Но уже на ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способ был деформирован: земли теперь разделялись по их плодородию. Таким образом, в Древней Руси различалась «соха доброй» и «соха худой» земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго применявшимся, была десятина, иначе говоря, взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли [7, с. 157].

В XIII веке после монголо-татарского нашествия и завоевания Руси Золотой Ордой дань перешла в способ эксплуатации русского народа. Единицей обложения данью в городах стал двор, а в сельской местности — хозяйство. На настоящий момент известно о 14 видах «ордынских тягостей», основной из которых был «выход», взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота.

В таких условиях Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало невозможным. Основным источником внутреннего доходного бюджета стали пошлины, особенно торговые [7, с. 159].

В конце первой четверти XIV века политическое объединение Руси вокруг Москвы создало благоприятные условия для свержения монголо-татарского ига. При этом уплата «выхода» была отменена Иваном III, после чего началось становление налоговой системы Руси, которая включала первые русские косвенные и прямые налоги.

В качестве основного прямого налога выступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Помимо дани, источником дохода казны великого князя являлись оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Позже, Ивану Грозному удалось увеличить государственные доходы посредством сбора налогов. Был задействован дифференцированный подход: налог зависел от изобилия или недостатка в угодьях. Большинство натуральных повинностей были заменены денежным оброком. Помимо стандартных прямых податей и оброка, при Иване Грозном часто практиковались целевые налоги. Основными косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные, банные и др.

В период царствования Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) финансовая система России была в некоторой степени упорядочена путем создания в 1655 г. счетной палаты. Прямые налоги составляли 44% всех доходов, косвенные — 53,3%, чрезвычайные сборы давали 2,7%. Были повышены прямые налоги и введен налог на имущество [7, с. 160-163].