Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Земельный налог).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В эпоху Петра I (1672—1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования, в том числе и в системе налогообложения. Петр старался укрепить финансовое положение России, и к видам налогов добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; налог на бороду; военные налоги; налоги со сплавных, судов; с продажи съестного; с найма домов и др.

Период правления Екатерины I (1725—1730 гг.) был отмечен некоторым ослаблением налогового бремени: были значительно снижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов.

Правление Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) охарактеризовано серьезными налоговыми реформами: армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинность была заменена на денежную повинность, изменилась система сбора горной подати.

Налоговая система стала вновь совершенствоваться и развиваться только в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.): в это время были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла коренные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор [7, с. 167].

В начале XIX века, во время войны с Наполеоном, здоровье государственного бюджета сильно сдало: расходы в 2 раза превышали доходы, из-за этого возросли акцизы, подушная подать. Доход помещиков с их земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Увеличились питейные сборы. Были повышены гильдейские налоги с купцов. Возрос гербовый сбор.

Александр II (1855—1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой кардинальное изменение налоговой системы. Главным налогом ранее выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Несмотря на это, полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III (1881—1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В то же время начала развиваться система регионального и местного налогообложения в виде земских (местных) налогов, взимаемых с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. Именно во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги [8, с. 201].


Становление прямого налогообложения России продолжалось вплоть до революционных событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, играющий большую роль в экономике государства. Большое значение стал иметь также налог с недвижимого имущества, после увеличения ставки до 10%.

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была полностью отменена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7—8% всех поступлений бюджета [8, с. 203].

На этом этапе система налогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия прибыли предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов, таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, а стимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.

После развала союзного государства и оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д [8, с. 204-206].

С принятием Налогового кодекса было осуществлено масштабное, подчиненное единой логике реформирование налоговой системы. В целом, несмотря на постоянно вносимые поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой системы России в настоящее время близок к завершению, в результате которого сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная цель дальнейшего совершенствования налоговой системы, а именно прямого налогообложения, России должна заключаться в повышении эффективности ее функционирования.

Характеристика налогов, взимаемых в России

Прямые реальные налоги,

Земельный налог


Налогоплательщиками налога являются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками: юридические и физические лица в отношении земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектами налогообложения: земельные участки, которые были изъяты из оборота; земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте, которые были предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, которые были ограниченны в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда [9, с. 194].

Транспортный налог

Плательщиками данного налога признаются граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками граждане, которые были организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи, в отношении транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности и используются для организации и проведениея Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитиея города Сочи как горноклиматического курорта. (п. введен 01.12.2007, действует до1 января 2017г.).

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и прочие водные и воздушные транспортные средства, которые были зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ [9, с. 196].


Водный налог

Плательщиками водного налога признаются юридические и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование.

Не признаются налогоплательщиками юридические и физические лица, которые осуществляют водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Объектом налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, исключая лесосплав в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для использования в гидроэнергетике;
  4. использование водных объектов для сплава древесины на плотах и кошелях [9, с. 198].

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые признанны пользователями недр.

Объектами налогообложения являются:

1) полезные ископаемые, которые были добыты из недр на территории России;

2) полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

3) полезные ископаемые, которые были добыты из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией России. Ряд полезных ископаемых не признаётся объектом налогообложения [9, с. 198].

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Плательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Налоги, которые заменяет ЕНВД:

1. налог на прибыль организаций (в части прибыли, полученной от деятельности, облагаемой ЕНВД)

2. налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД), НДФЛ (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД)

3. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД)

Организации и индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.


Объектом налогообложения является вмененный доход налогоплательщика [9, с. 201].

Прямые личные налоги

Рассмотрим основные прямые личные налоги.

Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщиками являются:

  1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,
  2. Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в России не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Вне зависимости от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределами России.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:

  1. физическими лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
  2. физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами России [10, с. 152].

Налог на наследование или дарение

Налогоплательщиками данного налога являются физические лица, получившие от других физических лиц в собственность в порядке наследования или дарения имущество, предусмотренное частью первой статьи 587 Налогового Кодекса РФ.

Объектом налогообложения является каждое получение физическим лицом в порядке наследования (по закону или по завещанию) либо по договору дарения от иного физического лица, если иное не установлено настоящей статьей, имущества [10, с. 154].

Перспективы развития прямого налогообложения в России

Прямые налоги и перспективы их совершенствования

В среднесрочной перспективе рассматривается дальнейшая реформация системы налоговых вычетов, предоставляемых физических лицам по налогу на доходы физических лиц. В том числе, предполагается принятие следующих решений:

  1. Введение налогового вычета, который будет предоставляться на сумму отчислений налогоплательщика на осуществление добровольного пенсионного страхования.
  2. Совершенствование имущественного налогового вычета, который предоставляется плательщику налога на доходы физических лиц при реализации недвижимого имущества.
  3. Совершенствование законодательного регулирования порядка предоставления имущественных налоговых вычетов при реализации физическими лицами имущественных прав.
  4. Создание стимулов для развития добровольного негосударственного пенсионного обеспечения [11, с. 64].