Файл: "Совершенствование системы контроля как фактор повышения эффективности деятельности организации".pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты контроля на предприятии
1.1. Сущность контроля на предприятии
1.2. Организация контроля на предприятии
Глава 2. Анализ системы контроля в ООО «Образ»
2.1. Общая характеристика предприятия и анализ основных
2.2. Анализ системы контроля на предприятии
Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных
3.1. Установка системы видеонаблюдения в салоне красоты
Уровней субъектов контроля может быть и больше. Каждый следующий
уровень оказывает влияние на предыдущий. Количество уровней зависит от сложности структуры управления и объёма хозяйственных процессов, происходящих внутри коммерческой организации[22].
В теоретическом аспекте (в условиях идеальной системы управленческого контроля) и в реальной жизни значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного вклада в совокупное контрольное действие[23].
Если рассматривать организацию и систему её управления, то объект внутреннего контроля организации - это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Данный объект также может подвергаться контролю. С учетом того, что «человеческий фактор», в умышленном или не умышленном виде (операционные ошибки персонала), может присутствовать при осуществлении хозяйственной деятельности, - на любой стадии процесса управления неизбежны различные отклонения действительного состояния или действия объекта контроля и управления от требуемой нормы. Деятельность без отклонений возможна лишь при абсолютной неизменности субъекта и объекта действия и окружающих их - условий, что противоречит способу существования объективной реальности - движению.
Таблица 1
Требования к организации управленческого контроля на предприятии[24]
Элементы контроля |
Характеристика |
Задачи |
Выявление, наказание, расстановка контролей при |
Заказчик |
Собственник. Акционеры. Совет директоров. Генеральный директор |
Регламентация |
Желательно |
Система управления |
Желательно |
Система корпоративного |
Желательно |
Охват проверками |
Заказной, выборочный, текущий, последующий |
Количество специалистов по контролю |
3-4 специалиста, смешанный состав |
Квалификация |
Высокая, знание принципов управления процессами и менеджмента |
Основные показатели Результатов работы |
Указание на недостатки в контроле, рекомендации |
Система многоуровневого внутреннего контроля включает в себя процесс контроля от самоконтроля на местах и контроля начальником своих подчинённых - до контроля акционерами своих инвестиций[25]. Принцип многоуровневого подхода в том, что более высокий руководитель должен контролировать работу подчинённых[26]. И чем выше место менеджера в иерархической структуре управления - тем больше подуровней ему необходимо контролировать. При многоуровневом подходе наиболее высокий уровень управления и контроля осуществляет контроль над нижними (таблица 2).
Таблица 2
Интерпретация многоуровневой системы управленческого контроля[27]
Уровни |
Сочетания |
Интерпретация уровней контроля в системе управления коммерческой организации |
1 |
2 |
3 |
1-й уровень |
Самоконтроль |
Самоконтроль - когда каждый сотрудник/исполнитель обязан проверить собственную работу, характеризуется обязательным наличием высокого уровня дисциплинированности и исполнительности: |
2-й уровень |
Начальник |
Контроль непосредственным начальником - когда начальник (руководитель) подразделения или группы сотрудников проверяет работу подчинённых сотрудников исполнителей |
3-й уровень |
Начальник |
Контроль при смене владельца процесса - когда контроль осуществляется при передаче результатов работы, части выполненной работы или при передаче, не завершённой работы, от одного владельца процесса/процедуры к другому. Контроль осуществляется при приёмке качества и результатов работы и контроль характеристик работы. Передача процесса допускается между сотрудниками одного подразделения, между сотрудниками разных подразделений, между подразделениями предприятий и между предприятиями. Переход ответственности может быть осуществлён, как между ответственными исполнителями за результат бизнес - процедуры, так и за результат бизнес-процесса |
4-й уровень |
Генеральный |
Профильный контроль - когда контроль осуществляется специалистами по профильным направлениям (например, в части маркетинга, кадров, бухгалтерии от головного руководителя - к руководителям подразделений в филиальной сети организации по функциональному направлению) |
5-й уровень |
Генеральный |
Контроль выполнения задач и бизнес-процессов - когда Генеральный директор, владелец процесса или руководство организации осуществляют контроль результатов выполнения их поручений, после передачи их исполнителям и выполнения. |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
6-й уровень |
Управляющая организация — Генеральный директор |
Внешний контроль - контроль со стороны управляющей организации, Совета директоров. К данному уровню относятся контроль штатными подразделениями внутреннего контроля. |
7-й уровень |
Акционеры. Совет директоров — Управляющая организация |
К данному уровню относятся все виды внешних аудиторских проверок и проверок уполномоченные государственными учреждениями. Вариации инструментов контроля могут быть различными, в том числе в соответствии с требованиями законодательства и особенностей правового статуса организации. |
8-й уровень |
Государственные надзорные и контрольные органы - Совет директоров |
Если в организации возникает какая-нибудь проблема, или необходимо решать какие-то задачи - в большинстве компаний это происходит по цепочке: Генеральный директор - заместители - начальники подразделений - исполнители[28].
Сущность контроля первого уровня заключается в контроле качества работы исполнителя отдельно взятой первичной хозяйственной операции и анализ дальнейшего прохождения этой информации по цепочке, до руководителя наивысшего уровня управления[29].
Наличие верхних уровней контроля позволяет использовать процессы стимулирования и мотивирования персонала нижестоящих уровней, которые в свою очередь, под этим воздействием, вынуждены повышать качество своей работы, свою эффективность и свое конкурентное преимущество, как перед другими работниками, так и всей организации в целом[30].
Количество уровней контроля может быть и иное. Уровни контроля могут дополнительно разделяться на вертикальные и горизонтальные, по уровню статуса специалиста, по уровню занимаемой должности, должностного положения и места в структуре управления компанией. Ресурсы контроля при таком выстраивании системы многоуровневого контроля позволяют осуществлять контроль на всех этапах выполнения работ: предварительных, текущих и последующих. Для осуществления контроля используются
механизмы и методы управления и контроля[31].
Внутренние и внешние механизмы контроля, взаимодействуя между собой, могут эффективно дополнять или заменять друг друга (рис. 4).
Внутренние механизмы контроля
Внешние механизмы контроля
Структура собственности
Взаимодействие механизмов контроля
Финансовый рынок
Совет директоров
Рынок
труда
Система мотивации
Спецификация и защита прав собственности
Система принятия решений
Баланс интересов собственников
Баланс интересов менеджеров
Баланс интересов собственников и кредиторов
Баланс интересов рядовых работников
Рис. 4. Основные механизмы, формирующие систему контроля[32]
В связи с этим управленческий контроль должен рассматриваться как комплексная система внутренних и внешних механизмов, которая направлена на оптимизацию агентских конфликтов, возникающих между ключевыми субъектами отношений.
Выводы.
Контроль в организации - это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий: а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля); б) сравнение фактических данных с требуемыми, то есть с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности; в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации; г) выявление причин данных отклонений.
Глава 2. Анализ системы контроля в ООО «Образ»
2.1. Общая характеристика предприятия и анализ основных
технико-экономических показателей
ООО «Образ» – сеть парикмахерских.
К основным видам оказываемых услуг ООО «Образ» относятся: 1) парикмахерские услуги; 2) услуги по маникюру; 3) услуги по педикюру;
Организационная структура предприятия представлена на рис. 5.
Директор
Заместитель
Ведущий специалист по экономике
Ведущий специалист по производству
Ведущий специалист по кадрам
Главный бухгалтер
Старшие бухгалтера
Бухгалтера
Начальник участков №1,2
Начальник участка №3
ПАРИКМАХЕРСКИЕ
Рис. 5. Организационная структура ООО «Образ»
Организационная структура управления предприятия построена по линейно-функциональному признаку. Руководит предприятием директор, в подчинении которого находится заместитель. На предприятии образованы следующие руководящие должности:
1) главный бухгалтер – отвечает за ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
2) ведущий специалист по экономике – отвечает за финансовое планирование, управление финансовой деятельностью предприятия и контроль;
3) ведущий специалист по производству – осуществляет общее руководство производственными процесса в парикмахерских;
4) ведущий специалист по кадрам – руководит управлением кадров на предприятии, в том числе набором и отбором персонала, повышением квалификации, разработкой систем мотивации и развития персонала.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия в 2013-2015 гг. представлены в таблице 3.
Из данных таблицы 3 видно, что в 2015 г. объемы услуг, оказываемых предприятием, снизились: выручка от оказания услуг сократилась относительно уровня 2013 г. на 1,61 %, а относительно уровня 2014 г. – на 10,50 %. Сокращение объема оказанных услуг происходило и в натуральном измерении: в 2015 г. было оказано 82 тыс.услуг, что на 11,83 % меньше показателя 2013 г. и на 14,58 % ниже уровня 2014 г. Такая ситуация обусловлена ухудшением материального положения жителей города и снижением спроса на дорогие виды услуг.
Численность персонала предприятия сокращалось в течение всего исследуемого периода: в 2015 г. общая численность персонала составила 78 работников, что на 13 работников, или на 14,29 ниже показателя 2013 г. и на 5 работников, или на 6,02 % ниже показателя 2014 г. Сокращение численности персонала происходило как по специалистам, так и по рабочим, причем численность рабочих сокращалась большими темпами, чем персонала в целом. В 2015 г. численность рабочих снизилась относительно уровня 2013 г. на 13 человек, или на 15,66 % относительно, и на 4 человека, или на 5,40 % относительно уровня 2014 г. Следует отметить, что снижение численности персонала в 2014-2015 гг. происходило большими темпами, чем сокращение объема оказанных услуг.
Производительность труда на предприятии в 2014 г. возросла относительно уровня 2013 г. на 19,21 тыс.руб., или на 20,54 %, а по рабочим на 23,91 тыс.руб., или на 23,32 %. Однако, в 2015 г. ситуация изменилась в худшую сторону: среднегодовая выработка одного работника ниже показателя 2014 г. 5,38 тыс.руб., или на 4,80 %, а по рабочим – на 6,82 тыс.руб., или на 5,39 %.