Файл: Финансовый контроль (Содержание, цели и задачи финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых  потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а, следовательно, без привлечения других видов контроля.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

1.Что значит финансовый контроль?
2. Цели и задачи финансового контроля.

Глава 1. Содержание, цели и задачи финансового контроля.

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль - механизм обеспечивания законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований. В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.


Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность. Финансовый контроль призван обеспечивать решение следующих задач:

  • обеспечение правильности составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
  • эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
  • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии бюджетных средств;
  • реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
  • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Глава 2. Субъекты и формы финансового контроля.

Эффективность финансового контроля обеспечивается соответствующей организацией, видами, формами и методами его проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают три главных контроля: государственный, ведомственный, внутрифирменный.


Таблица 1. Главные формы контроля

Кто осуществляет

Форма контроля

Цели и задачи

Органы государственной власти

Государственный

Обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств.

Контрольно-ревизионные отделы министерств

Ведомственный

Осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Экономические и финансовые службы

Внутрифирменный

Обеспечение интересов хозяйствующих субъектов

Так же помимо трех главных видов существуют и другие контроли:

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осуществляют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

Форма финансового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.


Финансовый контроль, осуществляемый государством или муниципальными образованиями, классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени проведения государственный, и муниципальный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Текущий финансовый контроль проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций — уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования ,исполнения бюджетов и т. д. Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при опенке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово- правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством или муниципальным образованием своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

По методам (способам, приемам) проведения финансовый контроль подразделяется на:

1.Проверки

2.Обследования

3.Надзор

4.Экономический анализ

5.Мониторинг

6.Ревизии

Проверки проводятся органами государственного финансового контроля по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. В ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меры по их устранению. Проверки подразделяются на выездные и камеральные.


Выездную проверку проводят непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы: регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе выше перечисленных документов, предоставляемых ему предприятиями, учреждениями и организациями, и материалов о проверяемых юридических и физических лицах, имеющихся у субъекта контроля.

Обследование заключается в изучении отдельных сторон деятельности предприятий и организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. В ходе обследования могут проводиться контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии, выполненных работ и т.д.

Надзор осуществляют контролирующие органы за экономическими субъектами, получившими лицензию на определённый вид финансовой деятельности (банковской, страховой и т.д.). Он предполагает проверку их финансовых операций на предмет соответствия нормам и требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Выявление нарушений влечёт за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой отчётности хозяйствующих субъектов с целью оценки результатов их финансово-хозяйственной деятельности, эффективности использования ресурсов.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов за использованием ими своих финансовых ресурсов. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия заёмщика, может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятий.

Ревизия – это наиболее основательный и распространённый метод финансового контроля. Её цель – выявление обоснованности, целесообразности, эффективности, недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта, в первую очередь, с точки зрения соблюдения интересов собственника (государство, акционеры и т.д.). Различаются комплексные, тематические, сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.