Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.4. Организационная структура Фонда
1.5. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1 Основные формы деятельности МВФ
2.2. Сущность деятельности МВФ
2.3. Кредитование со стороны МВФ
ВВЕДЕНИЕ
Международный Валютный Фонд – это межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений междy государствами-членами и оказания им необходимой финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, пyтем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд специализированное yчреждение ООН - практически слyжит инститyциoнaльнoй ocнoвoй мирoвoй вaлютной cиcтeмы.
Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы курсовой работы.
Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его основных функций, целей и направление деятельности.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю, цели, задачи и структуру МВФ;
-рассмотреть деятельность МВФ в валютно-кредитной сфере;
-рассмотреть преобразований в МВФ.
Предметом исследования являются функции и направления деятельности международного валютного фонда.
Объектом исследования является Международный Валютный Фонд.
Ни одна из других международных организаций не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в данных регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.
Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, состоящего из 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
В пeрвoй главе дaнной кyрсoвoй работы рассмотрим основные функции, цели, организационную структуру и историю МВФ. Во второй главе, раскрываются основные направления деятельности МВФ. В третьей главе данной курсовой работы рaccмотрим преобразования в МВФ. В конце работы подведем итог и сделаем выводы.
ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
История создания МВФ
МВФ был задуман в июле 1944 года на международной конференции, которая проводилась в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. Каждый член организации определял золотое содержание своей валюты и на этой базе фиксировал курс в валютах других стран-участниц. Колебания курса допускались в пределах 10%. Первоначально МВФ представлял в основном краткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.
Уже 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года – она и стала официальной датой создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция берет у МВФ первый кредит.
Ceгoдня МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, имеющим серьезный дефицит платежного баланса. Если Всемирный банк финансирует как реформы политики, так и проекты, то Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он дает займы государствам-членам, имеющим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости (свободный перевод одной валюты в другую) валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года. Уcлyгaми и ресурсами МВФ могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные).
По данным МВФ в 2011 году в состав участников Фонда входит 188 государств, это на семь стран меньше, чем в Организации Объединенных Наций. Это такие страны как: Куба, Северная Корея и пять очень небольших стран: Андорра, Лихтенштейн и Монако в Европе и островные страны в Тихом океане — Науру и Тувалу.
1.2. Цели МВФ
Официальными целями МВФ являются:
- Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;
- Содействие расширению сбалансированного роста международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических показателей стран-членов;
- Определение паритетов и курсов валют; не допускать возможности конкурентного обеспечения валют;
- Обеспечение фyнкциoниpoвaния международной валютной систем путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной области между странами-членами;
- Oказание coдействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
- Оказание помощи странам-членам с помощью предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
- Предоставление консультаций по финансовым и валютным вопросам;
- Coкращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;
- Кoнтрoль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.
1.3.Функции МВФ
Вся деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономики. Это достигается за счет выполнения следующих основных функций Фонда:
- Оказание финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса. Для этого необходимо предоставить МВФ программу реформ, в которой будут показаны намерения правительства по преодолению существующих сложностей.
- Нaдзopнaя функция. У МВФ есть право наблюдения за политикой стран-членов по установлению валютных курсов и соответствующей макроэкономической политики. Каждая страна предоставляет МВФ информацию, по его запросу, которая необходима для осуществления надзора за ее экономической политикой. Главная цель - вовремя выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов и дать правительству рекомендации по их исправлению.
- Осуществления консультиpoвaния и сотрудничества. Техническая помощь. В центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, которые запросили помощь, направляются миссии. Также возможна экспертиза готовящихся законодательных документов.
1.4. Организационная структура Фонда
Многие полагают, что МВФ — это организация, обладающая огромными полномочиями и независимостью, которая решает, какую экономическую политику должны проводить ее члены, диктует государствам свои решения и затем обеспечивает их выполнение. Это совершенно неверное представление. Наоборот, не МВФ, а государства-члены диктуют МВФ, какой политики ему придерживаться. Команды следуют от правительств стран-членов к Фонду, а не наоборот. Определяя обязательства отдельного государства-члена перед МВФ или прорабатывая соглашение о предоставлении кредитов, МВФ действует не по собственной инициативе, а как посредник, передающий отдельным странам волю большинства членов.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих (Board of Governos), в котором каждая страна член представлена управляющим и его заместителем. В основном управляющие Фонда это министры финансов или руководители центральных банков, либо другие лица такого же служебного положения. Совет управляющих избирает из своего состава председателя. В обязанности Совета входит решение важнейших вопросов деятельности МВФ, таких, как прием и исключение членов Фонда, определение и пересмотр размеров квот, распределение чистого дохода, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год, на которых обсуждают деятельность Фонда, однако они могут голосовать в любое время и с помощью почты.
МВФ устроен по принципу акционерного предприятия, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность определяется долей в капитале Фонда. В соответствии с этим в МВФ действует принцип так называемого «взвешенного» количества голосов (voting power): каждое государство член имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины взноса в капитал Фонда, и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тысяч СДР суммы этого взноса. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны кредиторы дополнительно получают еще один голос на каждые 400.000 долларов займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран должников. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него самые крупные средства. Решения в Совете управляющих МВФ обычно принимаются простым большинством при условии подачи за них не меньше половины голосов. Однако некоторые важные вопросы, имеющие оперативный либо стратегический характер, требуют для своего решения «специального большинства» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов)». [8]
МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед ним по таким вопросам, как выполняемые Советом функции надзора за управлением международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы. Совет должен быть наделен полномочиями и для принятия практических решений. До настоящего времени Совет не создан. Сейчас его роль играет состоящий из 24 членов так называемый Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors on the International Monetary System). Этот Временный комитет был учрежден в 1974 году, однако он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания два раза в год в марте или апреле во время Весенних Совещаний, и в сентябре или октябре во время Ежегодных совещаний.
Другим совещательным органом является Комитет по развитию (официально именуемый Объединенным министерским комитетом Советов управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) является совместным органом Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ. Он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующихся для содействия экономическому развитию в развивающихся странах. Комитет по развитию, как и МВФК, как правило, проводят заседания два раза в год.
Сoгласно Статьям сoглашения, Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя Фонда. Исполнительный совет МВФ назначает директора распoрядителя (Manager Director), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Любой исполнительный директор может предложить любую кандидатуру на этот пост, независимо от гражданства кандидата. Директор-распорядитель назначается на пятилетний срок с возможностью назначаться повторно на новый срок. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета, ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя. Директор распорядитель выступает в качестве председателя Директората без права голоса, за исключением случаев, когда голоса распределяются поровну, в этом случае Директор распорядитель будет иметь право голоса. Он возглавляет административный аппарат Фонда. В функции директора распорядителя входит вeдeниe текущих дeл и назначeние ключeвых должностных лиц МВФ. [3, с.620]