Файл: Анализ денежных средств предприятия (Понятие, признаки и классификация оборотных активов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредиторская задолженность предприятия должна быть сокращена или увеличен собственный капитал, так как использование заемных средств делает невыгодным хозяйственную деятельность предприятия.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в исследуемом периоде постоянно увеличивается. Так, в 2013 году по сравнению с 2012 годом показатель увеличивается на 0,8 оборота, а в период с 2013 года по 2014 год на 0,7, или на 24,05%. В период с 2013г. по 2014г.скорость оборачиваемости возросла на 1,5, в конце исследуемого периода значение показателя составило 3,632.

Длительность погашения кредиторской задолженности в период с 2012г. по 2014г. сократился на 67 дней и в 2013г. составила 99 дней.

Анализ свидетельствует о том, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность. Данную ситуацию можно расценить таким образом, что предприятие рационально использует средства, то есть временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота. Однако кредиторскую задолженность предприятие обязано погашать независимо от состояния дебиторской задолженности. Оборачиваемость дебиторской задолженности выше оборачиваемости кредиторской задолженности, следовательно, последняя полностью покрывает дебиторскую задолженность и сверх того служит источником финансирования других элементов оборотных активов. С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление – кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия.

Рассчитаем показатели оборачиваемости оборотных средств и определим эффективность использования оборотных средств на примере ЗАО «Сад – Гигант», расчеты отобразим в приложении 4.

Сравнивая показатели оборачиваемости оборотных средств 2014г. и 2012г. можно отметить, что в 2014г. оборачиваемость оборотных средств ускорилась на 68 дней и составила 167 дней, это свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств ЗАО «Сад – Гигант».

Это привело к увеличению оборачиваемости средств на 0,624 оборота – с 1,535 в 2012 году до 2,159 оборота в 2014 году и к снижению коэффициента закрепления оборотных средств на 0,188 – с 0,651 до 0,463.

Коэффициент закрепления свидетельствует, что на 1 руб. реализованной продукции приходится 0,463 руб. оборотных средств. Этот показатель характеризует рациональное, эффективное или, наоборот, неэффективное использование оборотных средств лишь в сопоставлении за ряд лет и исходя из динамики коэффициента.

Изменение скорости оборота оборотных средств было достигнуто в результате взаимодействия двух факторов: увеличения выручки от реализации на 164586 тыс. руб. и увеличения среднегодовой стоимости оборотных активов на 48040,5 тыс. руб.


Влияние каждого из этих факторов на общее ускорение оборачиваемости оборотных средств характеризуется следующим образом:

  1. рост объема выручки ускорил оборачиваемость оборотных средств на 123 дня;
  2. увеличение среднегодовой стоимости оборотных активов на 48040,5 тыс. руб. замедлило оборачиваемость средств на 55 дней.

Итого: -123+55 = -68 дней.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств на 68 дней высвободило из оборота денежные средства в сумме 59384,4 тыс. руб.

Рентабельность оборотных активов увеличивается в течение анализируемого периода и в 2014 году достигает 74,589%, когда в 2012 году этот показатель составлял лишь 2,987%.

3 Направления совершенствования управления оборотными активами

Одной из основных проблем, которую приходится решать в процессе работы является проблема управления запасами, а в частности, проблема определения необходимого уровня товарно-материальных ценностей. Определение уровня запасов необходимо для минимизации общих издержек на их создание и поддержание. При решении этой задачи предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями.

С одной стороны необходимо обеспечить наличие запасов, достаточных для производства и реализации продукции и избежать их дефицита.

Из всех составляющих оборотных средств наиболее весомыми являются: средства в запасах материалов и покупных изделий, средства в незавершенном производстве, средства в готовой продукции, дебиторская задолженность.

Готовая продукция – это изделия, законченные производством и принятые отделом технического контроля. Размеры запасов готовой продукции зависят от характера, маркетинговой стратегии предприятия и спроса на продукцию.

Минимизация средств в составе готовой продукции и уменьшение оборота этих средств независимо от производства и вида выпускаемой продукции является целью эффективного управления средствами.

Сокращение запасов готовой продукции в производстве – задача крайне сложная. Соответственно решение проблемы «размораживания» средств, вложенных в готовую продукцию, требует предельно четкой организации труда и применения специальных методов управления.

Характеристика динамики запасов свидетельствует о росте остатков готовой продукции в составе запасов более чем в 2 раза, кроме того, наибольший удельный вес занимает именно готовая продукция и составляет 57,4%.


Увеличение остатков готовой на складах предприятия приводит к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплате процентов по ним, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия по оплате труда и т.д. В настоящее время – это одна из основных причин спада производства, снижения эффективности, низкой платежеспособности предприятий и их банкротстве.

Из анализа оборачиваемости оборотных активов следует отметить, что длительность оборота запасов уменьшилась, но длительность оборачиваемости готовой продукции увеличивается, следовательно, средства, высвобожденные из запасов, вкладываются в готовую продукцию, а готовая продукция реализуется медленнее, чем темп использования производственных запасов в продукцию и в производство.

Снижение оборачиваемости готовой продукции свидетельствует о проблемах предприятия со сбытом продукции, неэффективности или отсутствии маркетинговой политики.

В современном развитии производства маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия.

В условиях усиления конкурентной борьбы у предприятий появляется потребность в создании служб, отделов или подразделений маркетинга, которые должны способствовать увеличению объемов продаж, доли рынка и прибыли, получаемой предприятием. После осознания руководством этой потребности создается отдел маркетинга, в который входят либо штатные сотрудники, либо приглашаются специалисты со стороны, либо и то, и другое одновременно.

Анализ организационной структуры ЗАО «Сад – Гигант» свидетельствует об отсутствии в аппарате при руководстве маркетингового отдела. Внедрение данного отдела на предприятии позволит более эффективно управлять его запасами и увеличить сбыт продукции. При этом необходимо разработать такую структуру управления службой маркетинга на предприятии, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование.

Различают четыре основные типа структур управления службой маркетинга: функциональная, географическая (региональная, рыночная), товарная, товарно-рыночная (матричная).

Функциональная структура управления является самой распространенной системой. Она основана на принципе подчинения специалистов по различным функциям маркетинга директору по маркетингу, который координирует их работу. Кроме того, функциональная структура управления отделом маркетинга является наиболее оптимальной, так как одним из ее достоинств является простота и дешевизна.


Внедрение отдела приведет к росту затрат, связанных с содержанием отдела, поэтому воспользуемся функциональной структурой управления маркетинговым отделом.

Рассмотрим организационную структуру ЗАО «Сад – Гигант» после внедрения в аппарат при руководстве маркетингового отдела (рисунок 6)[33].

Аппарат при руководстве

Отдел кадров

Отдел землеустройства

Экономический отдел

Начальник маркетингового отдела

Юридический отдел

Бухгалтерия

Специалист по стратегическому планированию, контролю и маркетинговых исследований

Специалист по формированию спроса, стимулированию сбыта и управлению сбытом

Рисунок 6 – Элемент новой организационной структуры с учетом отдела маркетинга

Высшее звено управления маркетингом представляет начальник отдела. Он контролирует работу своих подчиненных – начальников отделов службы маркетинга, отвечает за все маркетинговые мероприятия, проводимые на предприятии.

Специалист по стратегическому планированию, контролю и маркетинговых исследований осуществляет разработку стратегии предприятия, контроль за ее реализацией, а также отвечает за разработку и проведение мероприятий.

Специалист по формированию спроса, стимулированию и управлению сбытом на основании данных, полученных от других отделов, осуществляет необходимые мероприятия на рекламу и продвижение своей продукции на рынке, оценивают полученные результаты, и отвечает за работу с заказчиками (поиск новых клиентов, разработка договоров на производство продукции), а также отвечает за исполнение обязательств предприятия перед фирмами – заказчиками.

Таким образом для реализации поставленной цели, необходимо подсчитать затраты, которые понесет предприятие в результате внедрения отдела и соответствующую выгоду. Для этого необходимы затраты на организацию отдела, то есть на приобретение мебели, оргтехники и т.д. Расчет организационных затрат приведем в таблице 4. [34]

Таблица 4 – Организационные затраты ЗАО «Сад – Гигант»

Показатели

Количество, шт.

Стоимость, руб.

Всего затрат, руб.

Столы

3

4500

13500

Стулья

3

800

2400

Компьютеры

2

25000

50000

Принтер

1

7000

7000

Ксерокс

1

11000

11000

Шкаф

1

6000

6000

Телефон-факс

1

6000

6000

Телефон 

1

1500

1500

Итого: 

х

х

97400


Кроме того необходимо рассчитать затраты, связанные с оплатой труда работникам отдела, как известно из рисунка 5 в отдел будет принято на работу три человека: начальник отдела, специалист по стратегическому планированию, контролю и маркетинговых исследований и специалист по формированию спроса, стимулированию и управлению сбытом. Заработная плата (со всеми начислениями на нее) этих работников представит собой дополнительный денежный отток.

Таким образом для расчета затрат связанных с оплатой труда специалистов применим повременно-премиальную систему оплаты труда (таблица 5). [35]

Таблица 5 – Расчет заработной платы специалистов отдела маркетинга, руб.

Показатели

Оклад по штатному расписанию в месяц

Премия

Заработная плата за год

Начальник отдела

11000

3300

171600

Специалист по стратегическому планированию, контролю и маркетинговых исследований

8000

2400

124800

Специалист по формированию спроса, стимулированию и управлению сбытом

8000

2400

124800

Итого:

х

х

421200

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты, связанные с производством продукции, а также ее реализацией. Себестоимость является основным обобщающим показателем работы предприятия, так как именно в себестоимости отражается эффективность использования основных фондов, материальных ресурсов и трудовых.

В себестоимости отражаются затраты на оплату труда в виде выплат по основной и дополнительной зарплате.

Эффективность использования основных фондов в составе затрат по выпуску продукции выражаются в виде суммы амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.

Таким образом, показатель себестоимости используется при обосновании экономической целесообразности капитальных вложений в новую технику, технологические процессы, проведение реконструкций, модернизаций, расширение ассортимента.

Для оценки целесообразности внедрения маркетингового отдела в таблице 6[36] отобразим текущие затраты.

Таблица 6 – Текущие затраты ЗАО «Сад – Гигант», руб.

Показатели

Величина затрат

Заработная плата

421200

ЕСН

109512

Амортизация имущества

11688

Телефонные разговоры

120000

Затраты на рекламу

360000

Прочие затраты

84000

Итого:

1106400