ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2020

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.Содержание практической деятельности студентов.


Содержание производственной практики определяется образовательным стандартом специальности.

В содержание практической деятельности студентов входит:

1. Учебная работа.

1) Ознакомление с учебно-воспитательной работой учреждения образования (беседа с администрацией, учителями, классным руководителем; изучение материальной базы учреждения; ознакомление с расписанием учебных занятий и его анализ.

2) Наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках по географии, занятии по экологическим дисциплинам, проводимых учителями школы и другими практикантами. Обращать внимание на подготовку к занятию, на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, реализацию дидактических принципов, особенности применения методов и приемов обучения, на организацию коллектива учащихся разных возрастных групп; методы, приемы и средства, используемые учителем на уроках в воспитательных целях; регулирование мыслительной нагрузки.

3) Изучение учебных программ, тематического и поурочного плана учителя, плана внеклассной работы по предмету, личных дел учеников, классных журналов.

4) Изучение психологических аспектов учебно-воспитательной работы учителя на уроке (учет возрастных и индивидуальных особенностей, познавательной деятельности учеников, выявление и учет мотивации, особенностей педагогических отношений и микроклимата на уроке и т.д.);

5) Разработка индивидуального плана проведения всех мероприятий на период практики.

6) Разработка поурочных планов-конспектов уроков, факультативных занятий, занятий кружков.

7) Подготовка дидактических материалов, наглядных пособий, технических средства обучения к урокам.

8) Самостоятельное проведение уроков по предмету. На уроке эффективно использовать различные методические приемы, формы и средства обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии, руководство самостоятельной работой учащихся, использование учебного кино, магнитофонных записей и т.д.);

9) Индивидуальная работа с учащимися по своему предмету во внеурочное время.

2. Внеклассная работа по предмету.

В качестве учителя-предметника студент-практикант проводит не только уроки по своему предмету, но активно участвует в проведении внеклассной работы.

За время практики он должен планировать внеклассную работу по предмету в соответствии с планом воспитательной работы класса и школы (экскурсии, конференции, дискуссии, просмотр учебных кинофильмов, организация олимпиад, конкурсов, тематических вечеров и др.); принимать участие в организации и проведении факультативных занятий по предмету; участвовать в оформлении кабинета по предмету и организации работы в нем учащихся; активно участвовать в организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету, одно из которых должно быть зачетным.


3. Воспитательная работа включает следующие виды деятельности:

1) изучение плана воспитательной работы классного руководителя;

2) посещение воспитательные мероприятия и участие в их анализе;

3) проводение индивидуальной воспитательной работы с учащимися;

4) изучение индивидуальных особенностей учащихся класса и определение доминирующ воспитательные задачи и системы мероприятий по их реализации на основе проведения комплекса «диагностических методик» и составления словесного «Портрета» одного из подростков;

5) выполнение задания по школьной гигиене.


4. Методическая и самостоятельная работа.

Практикант должен ознакомиться с системой повышения методического мастерства учителя. Для этого необходимо:

1) участвовать в работе школьного методического объединения учителей по предмету;

2) собрать сведения об истории школы, ее современной жизни, особенностях учебно-воспитательной работы, лучших учителях школы;

3) изучать технические средства обучения и наглядные пособия кабинетов с последующим использованием их в учебной работе;

4) посещать уроки опытных учителей, участвовать в последующем анализе;

5) посещать уроки своих коллег-практикантов, участвовать в их обсуждении;

6) дать психолого-педагогический анализ 1-2 посещенных уроков;

7) систематически знакомиться с методической литературой, имеющейся в библиотеке школы, университета.


3.Информационно- методическая часть.


3.1.Календарно-тематический план.

Содержание деятельности студентов, обучающихся в дневной форме получения образования, представлено в таблице 1.


Таблица 1. Содержание работы студентов дневной формы получения образования.


Сроки

Виды деятельности

Форма и способы орга­низации и контроля

1 неделя

1. Знакомство со школой, классом, с особенностями и содержанием учебно-воспитательной работы в школе и закреплённом классе.

2. Изучение уровня развития классного коллектива и межличностных отноше­ний учащихся класса.


3. Ознакомление с работой учителей, работающих в закреплённом классе.

Посещение и анализ уроков учителя.

Определение доминирующего стиля взаимоотношений учителя с классом.

Изучение структуры урока.


4. Ознакомление со школьной документацией (классным журналом, личными делами и медицинскими картами учащихся).


5. Знакомство с планом внеклассной воспитательной работы учителя. Составление своего плана воспитательной работы на период практики.

6. Знакомство с различными подходами в организации воспитательной работы с детьми.

Оформление визитки школы. Записи в дневнике практики.


Планирование работы. Составление индивидуального плана. Записи в дневнике, отдельно сдать индивидуальный план руководителю от кафедры.


Протоколирование и психолого-педагогический анализ уроков учителя в дневнике.


Записи в дневнике.








Записи в дневнике.






2 неделя

1. Изучение потребностей, интересов, склонностей детей класса.

2. Изучение характера конкретного ученика.

3. Подготовка наглядного материала к внеклассному мероприятию.

4. Проведение внеклассного мероприятия.

5. Проведение уроков в закрепленных классах.

6 Посещение уроков сокурсника.

7. Наблюдение уроков учителей.

8. Изучение практического применения на уроке методов, приёмов и средств обучения.

Выполнение заданий кафедры психологии. Записи в дневнике.

Разработка и проведение зачетного внеклассного мероприятия.

План-конспект, наглядный материал.

Составление и оформление планов-конспектов уроков.

План-конспект, записи в дневнике.

Записи в дневнике. Протокол наблюдения и анализ.

Записи в дневнике.

3 неделя












1. Подготовка и проведение уроков разных типов с применением разнообразных методов и ТСО (2 урока ежедневно).

2. Подготовка и проведение экскурсии.


3. Проведение 2-х зачётных уроков.


4. Психолого-педагогический анализ уроков учителя и сокурсников.

Анализ организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Планы-конспекты. Записи в дневнике.



План-конспект, записи в дневнике.

План-конспект, записи в дневнике.

Записи в дневнике.

4 неделя

1. Подготовка и проведение уроков разных типов с применением разнообразных методов и ТСО.

2. Подготовка и проведение мероприятия.

3. Изготовление наглядных пособий к урокам.

4. Проведение 2-х зачётных уроков.

5. Психолого-педагогический анализ уроков учителя и сокурсников.

Планы-конспекты. Записи в дневнике.


План-конспект, записи в дневнике.


План-конспект, записи в дневнике.

Записи в дневнике.




Содержание деятельности студентов, обучающихся в заочной форме получения образования, представлено в таблице 2.


Таблица 2. Содержание работы студентов заочной формы получения образования.



Сроки

Виды деятельности

Форма и способы орга­низации и контроля

1 неделя

1. Знакомство со школой, классом, с особенностями и содержанием учебно-воспитательной работы в школе и закреплённом классе.

2. Изучение уровня развития классного коллектива и межличностных отноше­ний учащихся класса.


3. Ознакомление с работой учителей, работающих в закреплённом классе.

Посещение и анализ уроков учителя.

Определение доминирующего стиля взаимоотношений учителя с классом.

Изучение структуры урока.


4. Ознакомление со школьной документацией (классным журналом, личными делами и медицинскими картами учащихся).


5. Знакомство с планом внеклассной воспитательной работы учителя. Составление своего плана воспитательной работы на период практики.

6. Проведение уроков в закрепленных классах.

Оформление визитки школы. Записи в дневнике практики.


Планирование работы. Составление индивидуального плана. Записи в дневнике, отдельно сдать индивидуальный план руководителю от кафедры.


Протоколирование и психолого-педагогический анализ уроков учителя в дневнике.


Записи в дневнике.








Записи в дневнике.

Составление и оформление планов-конспектов уроков.

2 неделя

1. Подготовка наглядного материала к внеклассному мероприятию.


2.Знакомство с различными подходами в организации воспитательной работы с детьми.

2. Проведение внеклассного мероприятия.

3. Проведение уроков в закрепленных классах.

4. Наблюдение уроков учителей.

5. Изучение практического применения на уроке методов, приёмов и средств обучения.

6. Проведение одного зачётного урока.

Разработка и проведение зачетного внеклассного мероприятия.

Записи в дневнике.



План-конспект, наглядный материал.

Составление и оформление планов-конспектов уроков.

Записи в дневнике. Протокол наблюдения и анализ.

Записи в дневнике.


План-конспект, записи в дневнике.


В ходе прохождения педагогической практики студенты ведут дневник практики.

3.2.Примерное планирование выполнения заданий.

В индивидуальном плане работы должны быть запланированы различные виды заданий.

Например:

1.Знакомство со школой, классом, организацией внутришкольного контроля, со структурой и педагогическим обеспечением ученического самоуправления.

2.Учебно-воспитательная работа по предмету……

а/ изучить методику деятельности учителя, для чего…..


б/.посетить ….. уроков в классе;

в/. подготовить дидактический материал к урокам по темам…….

г/.подготовить наглядные пособия к урокам по темам……

3. Внеклассная воспитательная работа:

а/принять участие в подготовке и проведении общешкольного дела;

б/.организовать и подготовить учащихся к участию….

в/.подготовить и провести экскурсию (тема, куда);

г/ подготовить и провести беседу на тему….

д/ провести вечер, праздник, конкурс на тему…..

е/ принять участие в спортивных соревнованиях школы….. и др.

4. Методическая работа:

а/ создать методическую копилку;

б/ изучить учебную программу, тематический и научный план учителя, план воспитательной работы;

в/ разработать конспекты уроков, внеклассных мероприятий, экскурсии;

г/ принять участие в заседании методического объединения учителей начальных классов.


3.3. Подведение итогов практики

В трехдневный срок после окончания практики студенты дневной формы получения образования предоставляет следующую отчетную документацию руководителю практики от кафедры естественнонаучных дисциплин.

1.Дневник по практике.

2.Два плана-конспекта зачётных уроков внеклассных мероприятий.

3.Протокол психолого-педагогического анализа урока сокурсника.

4. Методический портфель (папка копилка).

5.Отчет.

В трехдневный срок после окончания практики студенты заочной формы получения образования предоставляет следующую отчетную документацию руководителю практики от кафедры естественнонаучных дисциплин.

1.Дневник по практике.

2.План-конспект одного зачётного урока и внеклассного мероприятия.

3.Протокол психолого-педагогического анализа урока сокурсника.

4. Отчет.

В течение первых двух недель после окончания практики руководителем практики от кафедры проводится аттестация студентов.

Оценка практических достижений студентов проводится по 10-балльной шкале, представленной в Положением о порядке организации и проведения практики студентов в университете №82 от18.02.2013 г.


3.4 Список литературы


3.4.1 Основная литература

1.1. Галай, И.П. Методика обучения географии / И.П. Галай. — Минск : Аверсэв, 2006. — 157 с.

1.2. Даринский, А.Б. Методика преподавания географии: учеб.пособие / А.Б.Даринский. — М.: Просвещение, 1975. — 368 с.

1.3. Десятибалльная система оценки: Примерные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по географии: Инструктивно-методические материалы / Под научн. ред. О.Е. Лисейчикова. Минск: Аверсэв, 2003. 32 с.

1.4. Душина, И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. университетов и институтов. / И.В. Душина, В.Б.Пятунин, А.А.Летягин. М.: Дрофа, 2007. 509 с.

1.5. Иванов, Ю.А. Методика преподавания географии: учеб.-метод. пособие / Ю.А. Иванов. Брест : БрГУ, 2012. 420 с.

1.6. Иванов, Ю.А. Педагогические технологии в обучении географии : учебно-методическое пособие / Ю.А. Иванов. Брест : БрГУ, 20112. 226 с.


1.7. Иванов, Ю.А. Практикум по методике преподавания географии: учеб.-метод. пособие / Ю.А. Иванов. Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2011. 171 с.

1.8. Каропа, Г.Н. Методика преподавания географии: курс лекций / Г.Н.Каропа. — Гомель: ГГУ, 2004. — 248 с.

1.9. Методика обучения географии в средней школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. М., 1983. 320 с.

1.10. Новик, Н.Н. География. Организация внеклассной работы / Н.Н. Новик. — Мн.: Новое знание, 2007. — 168 с.

1.11. Обух, Г.Г. Методика обучения географии. / Г.Г. Обух. Минск, 2001. 184 с.

1.12. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 432 с.

1.13. Программа для средней общеобразовательной школы. География. V-XI классы. — Мн.: Национальный институт образования, 2009.

1.14. Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии / А.Ф.Прохорчик. — Мн.: Народная асвета, 1980. — 105 с.

1.15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие / Г.К.Селевко. М. : Народное образование, 1998. 256 с.

1.16. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В.Хуторской. СПб: Питер, 2001. 544 с.

1.17. Шаруха, І.М. Пачатковая прыродазнаўча–геаграфічная адукацыя на Беларусі: манаграфія. — Магілёў : МДУ імя А. А. Куляшова, 2001. — 120 с.

1.18. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: метод. пособие: в 5 ч. / И.Н. Шарухо. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — Ч. 2 : Частная дидактика. — 128 с.

1.19. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: практикум / И.Н. Шарухо. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 112 с.

1.20. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: методическое пособие / И.Н. Шарухо. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. Ч. 4: Урочная и внеурочная формы обучения географии. 180 с.

1.21. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: в 5 ч.: методическое пособие / И.Н. Шарухо. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. Ч. 5: Частная методика. Особенности отдельных курсов школьной географии. 104 с.


3.4.2 Дополнительная литература

2.1. Аксакалова, Г.П. Факультативные занятия по географии / Г.П.Аксакалова [и др.]. М. : Просвещение. 1985. 144 с.

2.2. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова [и др.]. М. : Просвещение, 1988. 152 c.

2.3. Вопросы экологии на уроках географии: Учебно-методические материалы в помощь учителю / Научн. ред. Л. А. Коробейникова. Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. 196 с.

2.4. Галай, И.П. География в 6 классе: учеб.-метод. пособие / И.П.Галай, Ж.М.Якубович, Е.И.Галай. Мн.: Народная асвета, 2000. 214 с.

2.5. Галай, И.П. Начальный курс географии: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / И.П. Галай, Б.Н. Крайко, Е.И. Галай. — 3-е изд., перераб. — Минск: Нар. асвета, 2010. — 150 с.

2.6. Галай, И.П. Начальный курс географии: тесты для 6 класса: пособие для учителей / И.П.Галай, Е.И.Галай. Мн.: Аверсэв, 2005 79 с.

2.7. Галай, И.П. Начальный курс географии: тесты для 7 класса: пособие для учителей / И.П.Галай, Е.И.Галай. Мн.: Аверсэв, 2005 128 с.