Файл: Задание на практическую работу №3.doc

Добавлен: 19.11.2018

Просмотров: 503

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание №3

«Обоснование выбора интегрированной

системы управления предприятием»

Цель занятия: получить теоретические основы управления предприятием до и после внедрения интегрированной системы управления. Научиться анализировать системы управления, выявлять различия между ними. Проанализировать базовые принципы, заложенные в основу разработки различных ИСУП и на основе полученного анализа выбрать ту или иную интегрированную систему управления.


Самостоятельная работа

Изучить все аспекты управления предприятием (планирование, закупка и т.д.)


Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Перечислите и кратко опишите основные функции производственного предприятия.

  2. Укажите основные элементы системы ERP.

  3. История развития интегрированных систем управления и планирования.

  4. Основные элементы MRP и MRP II.

  5. Покажите различия между российскими и западными системами.

  6. Какие критерии необходимо учитывать при выборе ИСУП?


Задания для подготовки к занятию

Полезно ознакомиться с теоретико-практическими материалами Задания №1.


Задания для практической работы

  1. На основании базовых принципов создания информационных систем управления (ИСУ) разработать ИС в заданной области управления (см. табл. вариантов индивидуального задания).

  2. Указать основные этапы внедрения разработанной системы.

  3. На основании критериев выбора ИСУ, приведенных в методических указаниях, сделать выбор одной из КИС, указанных в таблице 1 (см. Задание №1), для заданного предприятия.


Методические указания по выполнению отдельных элементов задания

Кардинальное отличие представленных на российском рынке интегрированных систем управления предприятием друг от друга заключается в том, что одни из них созданы с учетом требований стандарта ERP, а другие не отвечают этим требованиям.
С точки зрения базовых принципов, заложенных в идеологию представленных на российском рынке программных продуктов, можно выделить два направления их разработки и развития.
Первое берет начало от автоматизации учетных бухгалтерских функций, что было актуально “на заре перестройки” и позволяло без больших затрат создавать коммерческие продукты. ИСУП создавалась путем постепенной разработки и подключения новых модулей к системе автоматизации бухгалтерии.
Второе направление основано на автоматизации производственных функций. Новые модули системы интегрировались с производственным ядром естественным путем, т. е. исходя из необходимости обеспечения производства материалами, компонентами, оборудованием, финансами, заказами.
Продуктов первого направления много. К ним относятся практически все российские системы управления предприятием (или так называемые КИС - корпоративные информационные системы) и некоторые западные. Они разрабатывались, с точки зрения производства, исходя из первоначальной автоматизации финансовых функций. Объединение различных модулей в системе, спроектированной “в обратном порядке”, не позволяет обеспечить подлинную интеграцию в соответствии с концепцией ERP.
Продуктов второго направления на российском рынке немного. К ним относятся такие системы, как R/3, Baan IV, Oracle Applications, MAX, Renaissance CS, Concorde, SyteLine, Exact и некоторые



Что таят в себе ERP-системы?

Как следует из вышеизложенного, концепция ERP еще не имеет статуса стандарта и потому допускает определенные разночтения. Некоторую ясность в этот вопрос вносят материалы Ассоциации APICS (Американское общество управления производством и запасами). Согласно им современная система управления предприятием, соответствующая концепции ERP, должна включать:

  • управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM, ранее - DRP, Distribution Resource Planning);

  • усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling, APS);

  • модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA);

  • автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine, SCE);

  • окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning, FRP);

  • интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence, BI);

  • модуль электронной коммерции (Electronic Commerce, EC);

  • управление данными об изделии (Product Data Management, PDM).

Главная задача ERP-системы - добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.
Довольно часто вся присущая концепции ERP совокупность задач реализуется не одной интегрированной системой, а некоторым комплектом ПО. В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы подключены специализированные продукты третьих фирм (отвечающие за электронную коммерцию, OLAP, автоматизацию продаж и проч.). Сегодня мы имеем возможность наблюдать, как с каждым годом все шире воплощается в жизнь идеология компонентной архитектуры.

другие. Все ERP-системы создавались и развивались естественным путем, исходя из системного подхода к автоматизации производственных функций. Строго говоря, только системы этого типа можно называть интегрированными системами управления предприятием.


Управление предприятием. Основные функции. Моделирование деятельности


При моделировании деятельности предприятий все многообразие функций можно сгруппировать следующим образом.
Основные функции - связаны с типом предприятия или организации (производственные, торговые, сервисные, научные и т. д.). Состав основных функций не зависит от последовательности выполнения технологических цепочек и структуры предприятия, т. е. изменение структуры предприятия не влияет на состав основных функций.
Специфические функции - определяются спецификой применяемых на предприятии технологий и процедур.
Общие функции - присутствуют на предприятиях любого типа.
Для производственного предприятия существует пять основных функций:

  1. планирование производства;

  2. подготовка производства;

  3. обеспечение производства;

  4. собственно производство продукции;

  5. сбыт продукции.


К общим функциям можно отнести:

  • руководство предприятием;

  • финансовую деятельность;

  • функции поддержки (информационное и техническое обеспечение, работу с кадрами, делопроизводство, юридическую деятельность и т. д.);

  • взаимодействие с дочерними предприятиями, филиалами, представительствами.

Между этими четырьмя блоками существует интерфейс, который зависит от специфики бизнес-процессов предприятия.
Ядро всех ERP-систем создавалось исходя из необходимости обеспечения выполнения пяти основных функций. Общими функциями используются только результаты выполнения основных функций.

Критерии выбора интегрированной системы

управления предприятием


Оптимизация интегрированных систем

Самой главной задачей компьютерного департамента предприятия является выбор наилучшего решения из предлагаемых на рынке вариантов ИСУП или выбор стратегии разработки или модернизации существующей ИСУП. Рассмотрим критерии такого выбора.

Примечание: требования к сложной банковской системе существенно зависят от объема операций, проводимых банком. Целью является создание ИСУП, которая обеспечивала бы персонал и клиентов предприятия необходимыми видами услуг, при условии, что расходы на создание и эксплуатацию не превышают доходов от внедрения ИСУП.


Критерии оптимальности интегрированных систем

Для выбора наиболее удачного решения необходимо учитывать:

Стоимость ИСУП. Здесь следует обратить внимание на выбор вычислительной платформы, сетевого оборудования и программного обеспечения. Немаловажна и стоимость обслуживания и сопровождения системы. Важно учитывать стандартность платформы и число независимых поставщиков оборудования и программного обеспечения. Очевидно, что конкуренция поставщиков увеличивает шансы найти более дешевое решение.

Именно высокая стоимость определенных систем (таких как R3, BAPI), рассчитанных на решение задач огромных конгломератов, сузила поиск до систем, рассчитанных на средние или малые предприятия.

Возможность масштабирования. В случае роста предприятия стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.

Один из основных составляющих в вопросе возможности масштабирования продукта - это выбор правильной и современной Системы Управления Базами Данных (СУБД). В течение последнего времени большое распространение получила новая технология построения баз данных - технология «клиент-сервер». Эта технология дает ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с технологией предыдущего поколения - технологией «файл-сервер». В частности, она предоставляет большие возможности по защите данных от несанкционированного доступа и разграничение прав доступа на уровне отдельных записей и полей, дает возможность работы с большими мультимедийными и нестандартными данными. Также новая технология позволяет работать как в локальных сетях, так и в глобальных и Internet, и многое другое. Системы, построенные на новой технологии «клиент-сервер», отличаются высокой степенью безопасности, территориально независимости и не требовательности к аппаратной мощности клиентских станций.


В настоящее время, в области баз данных и проектировании систем, с использованием новой технологии «клиент-сервер», ведутся работы в разных направлениях.

Во-первых, продолжают вестись работы по усовершенствованию технологии и уменьшению требований к аппаратному и программному обеспечению, с одновременным увеличением производительности.

Во-вторых, ведутся работы в направлении переноса всех программ, использующих технологию предыдущего поколения «файл-сервер», на новую и более современную технологию «клиент-сервер».

Весьма актуальным является проблема переноса бухгалтерских программ, рассчитанных на малые и средние предприятия и фирмы, на новую технологию. Это обусловлено тем, что область данных программ осталась почти не тронутая новой технологией. К тому же, все больше пользователей переводят свои персональные компьютеры под управление 32-разрядными операционными системами, 32-разрядные операционные системы клиентов, такие как Windows 95 и Windows NT Workstation, используют удобный в работе графический пользовательский интерфейс и предоставляют все необходимое для эффективной работы в распределенной среде.

Сегодня основы современной информационной технологии составляют базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД), роль которых как единого средства хранения, обработки и доступа к большим объемам информации постоянно возрастает. При этом существенным является постоянное повышение объемов информации, хранимой в БД, что влечет за собой требование увеличения производительности таких систем. Резко возрастает также в разнообразных применениях спрос на интеллектуальный доступ к информации. Это особенно проявляется при организации логической обработки информации в системах баз знаний, на основе которых создаются современные экспертные системы. Быстрое развитие потребностей применений БД выдвигает новые требования к СУБД: поддержка широкого спектра типов представляемых данных и операций над ними (включая фактографические, документальные, картинно-графические данные); естественные и эффективные представления в БД разнообразных отношений между объектами предметных областей (например, пространственно-временных с обеспечением визуализации данных); поддержка непротиворечивости данных и реализация дедуктивных БД; обеспечение целостности БД в широком диапазоне разнообразных предметных областей и операционных установок; управление распределенными БД, интеграция неоднородных баз данных; существенное повышение надежности функционирования БД.

На российском рынке наиболее популярны СУБД Progress (Progress software), Oracle RDBMS v7 (Oracle), Microsoft SQL Server v6.5 (Microsoft), DB2 (IBM), Sybase System 11 (Sybase).

Использование существующих ресурсов. От эффективности использования уже имеющихся компьютеров, сетей и каналов связи существенно зависят и затраты на построение ИСУП. Так, например, при работе между разветвленными офисами, нужна была программа, которая могла передавать информацию через междугороднюю телефонную сеть, с возможными шумами, помехами и обрывами в связи.


Наличие системы защиты информации. Безопасность данных является одним из главных требований к ИСУП. Должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные системы защиты от преднамеренного взлома ИСУП с корыстными или иными целями. На сегодняшний день безопасность ИСУП так важна, что мы рассмотрим этот вопрос подробнее. Система защиты и безопасности информации в ИСУП предполагает наличие:

  1. Средства физического ограничения доступа к компьютерам ИСУП (идентификационные карточки, съемные блокирующие устройства и т.п.).

  2. Предоставление полномочий, привилегий и прав доступа к ИСУП на уровне отдельного пользователя (сотрудника или клиента предприятия).

  3. Средства централизованного обнаружения несанкционированных попыток проникнуть к ресурсам ИСУП, дающие возможность своевременно принять соответствующие меры.

  4. Защита данных при их передаче по каналам связи (особенно актуально при использовании открытых каналов связи, например сети Internet). Здесь возможно использование "цифровой электронной подписи" и других криптографических методов.

Надежность системы. Отказы отдельных элементов ИСУП не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость работы ИСУП в условиях дестабилизирующих факторов (например помех в линиях связи или ошибочных действий персонала предприятия).

Наличие средств восстановления при сбоях. В ИСУП должны быть предусмотрены средства для прогноза, фиксации и локализации различных нештатных ситуаций и отказов оборудования (таких как: повреждений и перегрузок каналов связи; перегрузок устройств внешней памяти; нарушения целостности БД; попыток несанкционированного доступа в систему и т.д.)

Возможность адаптации. Система должна быть адаптируемой к изменениям финансового законодательства или структуры предприятия и другим событиям. Более того, система должна иметь возможность адаптации именно силами работников предприятия. Выбор более популярного СУБД также учитывал фактор того что за программист такой СУБД как Progress «стоил» в два или три раза дороже чем программист MS SQL.

Возможность работы в режиме реального времени. В настоящее время системы типа OLTP (On-line Transaction Processing) становятся все более распространенными при создании ИСУП. Внедрение систем OLTP требует от предприятия весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем, а именно, наличие дополнительных функциональных возможностей с лихвой оправдывают все затраты. Например, в наиболее современных ИСУП реализован автоматизированный ввод финансовой документации на основе методов оптического распознавания образов. Меню и отчеты могут легко настраиваться самим пользователем.

Этапы создания ИС (компьютерной системы)