Файл: Социальная экология. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1662

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




24. Миграции населения – одна из важнейших проблем социально-экологических проблем.

Миграция как социальный процесс представляет собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, района­ми, населенными пунктами разных типов. Она включает различные: виды перемещений, безвозвратные, сезонные, маятниковые, эпизодические.

Миграция является довольно сложным и противоречивым процессом. Имея ряд плюсов и позитивных результатов для развития принимающих и отправляющих стран, она ведёт и к негативным последствиям. Чем больше население страны вовлечено в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия. Так, например, миграция способствует повышению материального благосостояния семей, но в то же время сохранение семьи и воспитание детей затрудняется отсутствием одного или обоих родителей.

Проблемы миграции, или, другими словами, минусы данного процесса заключаются в следующем:

1. Демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, из-за чего снижается заработная плата местных работников.

2. Осложнение ситуации на рынке рабочей силы, усиление конкуренции за рабочие места.

3. Массовый приток мигрантов может спровоцировать рост безработицы в стране.

4. Мигрантами оказывается дополнительная нагрузка на социальную инфраструктуру страны: школы, детские сады, медицинские учреждения.

5. Проблемы с внедрением трудосберегающих технологий, возникающие из-за использования дешевой рабочей силы, приводят к снижению производительности и эффективности труда.

6. Львиную долю своих сбережений мигранты отсылают на родину, что означает отток средств из экономик принимающей страны.

7. Массовые экономические (незаконные финансовые операции, контрабанда) и уголовные правонарушения.

8.Негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом.

9. Большие скопления мигрантов могут пытаться навязать свою собственную культуру, категорически отрицая взгляды принимающей страны. Как следствие, это будет приводить к межэтническим конфликтам.

Проблемы миграции в аспекте нелегалов дополняются и тем, что приехавшие, пользуясь местной инфраструктурой, не уплачивают государству налоги, что дополнительным бременем ложится на плечи коренного населения




25. Влияние войн на жизнь общества. Экологические последствия войн.

Примерно за пять с половиной тысяч лет, мир на Земле царил лишь три столетия, а в остальное время шли войны. Их было более 15 тысяч. Только в Европе они унесли в XVII в. 3 млн., в XVIII в. – более 5 млн., в XIX в. – 6 млн., в XX в. – более 70 млн. жизней. Всего в больших и малых войнах погибли более 3 млрд. человек. Причем до середины XX в. прослеживается закономерность: с повышением уровня цивилизации возрастало число войн. Это подтверждается данными нижеследующей таблицы о количестве войн (сражений), проведенных важнейшими европейскими державами с эпохи Возрождения и до 40-х гг. XX в. Войны бывают разными. Их характер обычно определяется по трем основаниям: морально-правовому, социальному и территориальному. война и военное обучение населения резко меняют формы поведения людей. Военная обстановка “отучает” их от одних форм поведения и приучает к другим. Мирная жизнь развивает у людей личную инициативу, стремление к свободе, уважение к другим людям, их правам и их достоянию. Она благоприятствует развитию науки, искусства, культуры и подавляет низменное, жестокое начало в человеке, позволяющее ему грабить и убивать других людей. Война действует в прямо противоположном направлении. Она не только проповедует и требует убийства противника, разрушения его дома, но и оправдывает это. Ей не по нутру какая-либо личная инициатива человека, если она не связана с борьбой против врага. От солдата не требуется рассуждений, а только повиновение. Им командуют, ему приказывают, он подчиняется. Вся военная служба, вся казарменная муштровка направлены на то, чтобы сделать из него слепое орудие в руках начальников, чтобы из живой автономной личности создать машину, целиком управляемую сверху. Война приучает народ к рабству, власть – к диктатуре и абсолютизму. Главнокомандующий во время войны – абсолютный повелитель и армии, и гражданского общества. Его действия не подлежат обсуждению, его воля – закон. Он может бросить на смерть сотни тысяч людей и никто не вправе отменить его приказ. Наконец, война не только резко уменьшает количество населения, но и изменяет его качественный состав. Она выбивает из жизни лучших – самые интеллектуальные, здоровые и трудоспособные группы населения, оставляя доживать свой век больных и нетрудоспособных. В результате ухудшается генофонд народа, нации, т.е. общества. Остается добавить, что подготовка к войне ложится тяжким бременем на экономику страны, жизненный уровень народа – особенно той страны и того народа, которые не относятся к числу преуспевающих.

Экологические последствия войн и активного воздействия на ОС - наиболее опасный вид воздействия. Особенно опасные, катастрофические последствия могут возникать при массированном применении ядерного оружия, других видов оружия массового поражения. Ведение войн с применением обычных средств поражения может привести к значительным экологическим последствиям вследствии разрушения (аварий) радиационно, химически, биологически и других потенциально опасных объектов. Экологические последствия активного воздействия на ОС в интересах решения военных задач заключаются в изменениях ее характеристик и характеристик экологических систем, вызванных целенаправленным применением различных видов оружия и специальных средств. Социальные аспекты экологии связаны с непрерывной интенсификацией и расширением масштабов военной деятельности и ее влияния на состав и свойства окружающей природной среды, а та, в свою очередь, - на физическое и психическое здоровье личного состава, населения военных городков. Это привело к осознанию необходимости охраны окружающей среды и экологической защиты.




26. Экологическая этика. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.

Экологическая этика — прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экологическая этика увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними. Основателями экологической этики считают немецко-французского теолога, врача и философа Альберта Швейцера и американского эколога, зоолога и философа Олдо Леопольда. К настоящему времени можно выделить три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и при­роды.

Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение да­ет основание рассматривать отношения человека и природы ис­ключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином. В современном обществе доминирует объектно-праг­матическое отношение к природе, психологическая противопоставленность человека другим существам, субъект-объектный характер их восприятия. По мнению А.А.Гусейнова, превалирующей являет­ся мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству. Она присутствует в общественном соз­нании, начиная с классической античности, и приобретает цент­ральное место в идеологии Нового времени. Родоначальники совре­менной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. Они обосновали доминирующее и в наши дни убеждение, что люди благодаря науке и практическому умению мо­гут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

Наиболее ярко антропоцентристский взгляд, по мнению многих философов и специалистов в области этики, выражен в концепции христианской морали. В сжатом виде основные положения антро-поцентристского взгляда сформировал известный специалист в данной области Б. Калликотт. Вот некоторые из них.

Бог - царство священного и таинственного - олицетворяет при­роду.

Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.

Бог предоставил человеку управление природным миром.

Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу

Второе - натуроцентрическое - направление выделяется доволь­но условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии, например, в идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтерна­тивный взгляд на природу. Основу такого подхода составляет ве­ра в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит челове­ка с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни. Следо­вательно, им утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе; человек должен признать эту самоценность и не вме­шиваться своей деятельностью в естественный ход событий.