Файл: Социальная экология. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1664

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примером такого подхода являются также «универсально-кос­мические» этические концепции, предписывающие моральный ста­тус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляет­ся предметом благоговейного поклонения.

При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой то общее, что в них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.




27. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип.

В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия, человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная личность. Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жиз­ненного и этического принципа, которые дают возможность чело­веку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда не­насилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе.

В нашем понимании ненасилие как альтернатива насилию - это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов.

В настоящее время в качестве одного из принципов построения отношений человека с природой, принципов, основанных на по­нимании целостного единства человека с миром, прежде всего со всем живым, можно признать принцип «благоговения перед жиз­нью» А. Швейцера: «Я испытываю побуждение высказывать рав­ное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле и жизни, так и по отношению к любой другой».

А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое ис­ходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мыш­ление - такое мышление, которое занято природой познания, ло­гическими построениями, естественными науками; если же чело­век побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже дру­гого типа мышления.



28. Экологическая психология как наука.

Экологическая психология (психология среды) — междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды — архитектурной, производственной, рекреационной (жилище) и др., — экологическая психология накопила ценный фактический материал.

Предметом является влияние на поведение и психику человека различных факторов среды (социокультурных, космических, климатических, географических).

Задачей психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их влияния на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов.

Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы:

1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;

2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;

3) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);

4) разработка психологических средств пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке.

Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.


29. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание и образование личности.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов

В формировании экологического сознания и поведения воспитанников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранительного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. Сюда относится также работа отрядов санитарной охраны среды, выявляющих степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха; отрядов по борьбе с браконьерами, действующих при лесничествах и пунктах рыбнадзора; групп скорой помощи зверям и птицам в условиях зимы; уголков природы в школах, домах и дворцах детского и юношеского творчества. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана туристско-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.Эффективное осуществление экологического воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Школьникам важно осознать, что деятельность человека в природе должна быть направлена одновременно и на ее использование и на сохранение. Урбанизация, широкое внедрение механизации, автоматизации производственных процессов, особенно на селе, отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-практическим (потребительским), поэтому необходимо формировать у них отношение к природе как среде обитания человека, гибель и уничтожение которой приведет к гибели и уничтожению человечества, что неравноценно сиюминутной выгоде, полученной от природы: выловленной нерестовой рыбы для икры, вырубленных деревьев ради строительства особняка или постройки автозаправки.


Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным, как часть мировоззрения, общего познания мира; трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся; нравственным, формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям.

Основными показателями экологической воспитанности являются: понимание современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть, ценить и сохранять ее красоту.