Файл: Социальная экология. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1665

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30. Экологизация образования.

Экологизация системы образования (Н. М. Мамедов) - это ха­рактеристика тенденции проникновения экологических идей, по­нятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также под­готовка экологически грамотных специалистов самого различно­го профиля. Именно в наши дни требуется экологизация вообще всей системы образования и воспитания. Финальная цель данной трансформации - проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества, его экологизация. Ибо только так, через экологизацию всей общественной жизни, можно спасти человечество от экологической катастрофы.

Наиболее полно, подробно с проведением экспериментальной работы в школе и в педагогическом вузе данная проблема - экологизации образования - нашла отражение в докторской диссер­тации В. М. Назаренко, на чем мы и остановимся более подробно. Так, автор предлагает осуществить последовательную экологи­зацию вузовских учебных дисциплин. Этот процесс затрагивает как учебную, так и внеучебную деятельность студентов, строится на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов вузовского обучения, а также на установлении межпред­метных связей и интеграции учебных дисциплин. Информация по проблемам окружающей среды вводится в ос­новные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабо­раторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологиче­скому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого мате­риала, тщательно продумывать методику изложения материала. Автор выявляет и разрабатывает теоретические основы экологизации химического образования, позволяющие определить содер­жание системы знаний о химических аспектах экологии в ряде учебных предметов средней и высшей школы, переориентировать содержание химического эксперимента и химических задач на экологическую проблематику, осмыслить новые функции кабинета химии в условиях экологизации школьного образования.

Современный подход к школьному экологическому образованию характеризуется следующими основными принципами: экологизация затрагивает не только все школьные программы и учебники, но и всю школь­ную жизнь, когда школа рассматривается как некое «экохозяйство», полигон для внедрения экологического знания; образова­ние приобретает не целевой, а в большей мере процессуальный характер: от формирования самостоятельности учащегося, его самоопределения по отношению к природе к приобретению соот­ветствующих конкретных навыков; экологическое образование становится составной частью общего гражданского воспитания; большое внимание уделяется экологизации прикладных школь­ных дисциплин (экономика домашнего хозяйства, техника, трудо­вое обучение); в методах обучения все большее место занимает проектное обучение.




31. Социально-экологическая политика и вопросы социальной экологии. Политические аспекты социальной экологии.

Социально-экологическая политика представляет собой сознательную регулирующую деятельность, с помощью которой и при посредничестве государства и общественных, а особенно политических организаций регулируется отношение общества к природе с целью защиты и развития окружающей среды. Определяемую таким образом социально-экологическую политику не следует понимать как государственную политику, как осуществление государственной власти, хотя, конечно, государство является важным фактором ее реализации, так как экологические проблемы не могут быть решены лишь классическими мерами государственной политики.

Все-таки социально-экологическая политика является важной составной частью политики любого государства и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органам государственной власти.

В основе социально-экологической политики как организованной (сознательной и регулирующей) деятельности лежат определенные принципы.

Маркович Д.Ж. делит эти принципы на две основные группы: политические и социально-экологические. В качестве наиболее важных политических принципов выделяются: принцип демократичности, гласности, добровольности, активности и переговорности. Социально-экологические сводятся к следующим: приведение в соответствие экономического развития и экологических возможностей; использование достижений научно-технического прогресса в соответствии с требованиями, выдвигаемыми необходимостью сохранения экологического равновесия; создание систем потребностей, удовлетворение которых не приводит к разрушению окружающей среды человека, и планирование естественного роста населения в той мере, в какой его могут поддержать природные ресурсы и развитие технологии (без отрицательных последствий для экономического развития и для окружающей среды).



32. Особенности разработки и реализации экологической политики в разных странах.

Экологическая политика является важной составной частью политики любого государства, и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органам государственной власти.

Экополитика - это система политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, принимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны.

Главная цель экологической политики Республики Беларусь состоит вобеспечении экологически безопасных условий для проживания людей, рациональном использовании и охране природных ресурсов, выработке правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Ведет Минприроды, Мин-во лесного хозяйства, Госкомимущество, Минздрав и т.д.

Основными направлениями экологической политики являются: создание и совершенствование экономического механизма рационального природопользования и охраны окружающей среды; осуществление мониторинга окружающей среды Республики Беларусь и распространение экологической информации; совершенствование природоохранного законодательства; улучшение системы органов управления и экологического контроля; повышение экологического образования и экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и использование зарубежного опыта.

Германия - лидер в области охраны окружающей среды среди стран ЕС:

Экологическая федеральная служба (ответственная за экспертизу),

Федеральная служба защиты природы (компетенция распространяется на охрану природы и ландшафтов),

Федеральная служба по защите от радиационного воздействия,

Институт Роберта Коха (ответственен за введение в оборот генномодифицированных организмо)

Ежегодно возрастает число предприятий, занимающихся разработкой экологичных и ресурсосберегающих технологий или предлагающих услуги в области охраны окружающей среды

В последние годы главные акценты в политике охраны окружающей среды были сделаны на постепенный отказ от использования атомной энергии, сокращение выбросов углекислого газа, развитие производства с замкнутым циклом. Германия занимает ведущие позиции по сокращению эмиссии углекислого газа.

Франция: Экологический терроризм; Система платежей за стоки и выбросы.

Норвегия: раз в два года правительство предоставляет парламенту доклады о состоянии окружающей среды в стране ;муниципальным органам власти; Направлено на источник сбросов, а объемы регулируются через разрешение на сбросы. ; Норвежский правительственный экологический фонд, поддерживающий экологически чистые технологии.

Экологическая политика США: Судебное толкование


Законы, нацелены на: предупреждение загрязнения отдельных природных сред, ;обеспечение рационального использования природных ресурсов, ;сохранение особо ценных природных объектов.

Регулирование экологической политики: экологическая безопасность,; устойчивое экономическое развитие,; социальная защищенность человека

1) стимулирование внедрения безотходных, экологически чистых технологий;

2) создание заинтересованности в проведении природовосстановительных и природоохранных мероприятий;

3) регулирование процесса размещения новых и реконструкции действующих промышленных объектов в условиях жестких экологических ограничений.