ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2020
Просмотров: 1563
Скачиваний: 4
31. Мероприятия по охране поверхностных вод: повторное и оборотное водоснабжение, зоны санитарной охраны.
При повторном водоснабжении воду после использования в каком-либо технологическом процессе сохранившую достаточно качественные показатели, без промежуточной обработки подают для повторного применения в систему водоснабжения. Например, контейнеры, фляги и т.д. после мойки повторной водой ополаскивают еще и питьевой. Эту воду можно повторно применять для первого ополаскивания, мойки полов,полива территории и т.д. В оборотных системах водоснабжения воду используют многократно после соответствующей обработки (очистки, охлаждения, подогрева и т.д.). Если при первом использовании вода в системе водоснабжения загрязняется, ее подают в очистные сооружения, после чего очищенную воду с помощью насосов вновь направляют для участия в технологическом цикле. В канализацию уходит небольшая часть воды с загрязнениями. Потери восстанавливают свежей водой.
Оборотное водоснабжение - замкнутая система, позволяющая повторно использовать очищенные сточные воды, прошедшие процесс очистки на очистных сооружениях предприятия. Концепция оборотного водоснабжения предприятия практически полностью исключает сброс промышленных сточных вод в водоемы или городскую канализацию. В системах оборотного водоснабжения можно использовать даже сточные воды после их биологической очистки. Оборотное водоснабжение позволяет уменьшить расход свежей воды в десятки раз. Экономия свежей воды способствует сохранению водных ресурсов. При повторном и оборотном водоснабжении резко уменьшается количество сточных вод, тем самым меньше загрязняются водоемы.
Санитарная охрана источников питьевого водоснабжения осуществляется путем организации на водосборных бассейнах зон санитарной охраны. Органами Государственного санитарного надзора утверждено «Положение о проектировании зон санитарной охраны централизованного водоснабжения и водных источников», обязательное для всех opганизаций, проектирующих и строящих системы водоснабжения, и для всех водопроводных предприятий.
Зона санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения представляет собой специально выделенную территорию, охватывающую используемый водоем и частично бассейн его питания. На этой территории устанавливается режим, обеспечивающий надежную защиту источника водоснабжения от загрязнения и сохранение требуемых санитарных качеств воды.
32. Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования. Водный Кодекс.
Правовое регулирование охраны вод осуществляется Водным кодексом Республики Беларусь (1998) и другими нормативно-правовыми актами. Задачами водного законодательства является регулирование отношений в сфере использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах, охраны вод от загрязнения, засорения и исчерпания, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.
Водный кодекс Республики Беларусь (ст. 31 и 32) устанавливает права и обязанности водопользователей. Среди основных обязанностей:
- использование водных объектов в целях, для которых они предоставлены, и сохранение установленных условий водопользования;
- рациональное использование водных ресурсов, проведение необходимых работ по сохранению и улучшению качества вод, восстановлению водных объектов;
- ведение учета количества забираемых и используемых вод;
- осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;
- поддержание в надлежащем состоянии очистных и других сооружений и устройств, сохранение установленных правил их эксплуатации.
Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водообеспечения, привести к уменьшению рыбных и иных запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению урожайности земель и других неблагоприятных явлений по причине изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению.
Водный кодекс РБ (раздел VII) определяет систему контроля за использованием и охраной вод, государственного учета вод, составления водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны вод. Законодательством Республики Беларусь устанавливается административная, криминальная или иная ответственность за нарушения в области использования и охраны вод.
Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод включает:
- планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод;
- установление лимитов водопользования;
- установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;
- установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий, проведении других мероприятий, когда они дают значительный эффект в области рационального использования и охраны вод;
- покрытие ущерба, нанесенного водным объектам и здоровью людей по причине нарушения требований водного законодательства.
В экономическом механизме, обеспечивающем рациональное использование и охрану вод, особое место отводится платности водопользования. Причем внесение платы за воду не освобождает водопользователей от выполнения мероприятий по рациональному использованию и покрытию ущерба, нанесенного окружающей среде.
33. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества. Земельные ресурсы мира и Республики Беларусь.
Земля,
территория — это основа, базис, фундамент
жизни человека, жизненное пространство,
на котором человечество возникло,
развивается, осуществляет свою
деятельность. Особое направление
использования земли — это эксплуатация
ее недр. Земля представляет также
пространственный базис размещения
народнохозяйственных объектов, расселения
людей. Земельные ресурсы — это та часть
мирового земельного фонда, которая
пригодна для хозяйственного использования.
Из общей площади поверхности Земли,
насчитывающей 510,2 млн км2, на долю суши
приходится 149,1 млн км2 (29,2 %), остальное
пространство занимают океаны и моря
(70,8 %). Земельные ресурсы мира определяются
в 129 млн км2 (в это количество не включены
ледяные пустыни Антарктиды и Арктики),
из них 17,1 млн км2 (или 13,3 %) принадлежат
Российской Федерации; 10,0 — Канаде; 9,6 —
Китаю; 9,4 — США; 8,5 — Бразилии; 7,7 млн км2
— Австралии. Наибольшие площади заняты
сельскохозяйственными угодьями (более
35 %), лесами и кустарниками (30
%).
Сельскохозяйственные
угодья, или участки земли, используемые
в сельскохозяйственном производстве,
различаются по природным особенностям
и сельскохозяйственному назначению. К
основным категориям сельхозугодий
относятся пашни (земли, систематически
обрабатываемые и используемые для
посева различных сельскохозяйственных
культур), многолетние насаждения (сады,
ягодники), залежи (пашня, не обрабатываемая
в течение длительного времени), сенокосы
и пастбища (луга, используемые для
сенокошения и выпаса сельскохозяйственных
животных). Крупнейшие площади
сельскохозяйственных угодий сосредоточены
в Китае (более 13 % мировых), США (около 10
%), России (5 %).
В мировых и национальных сопоставлениях используется такой показатель, как сельскохозяйственная освоенность территории: отношение сельскохозяйственных земель ко всей площади. Среди крупнейших стран мира наблюдается значительная дифференциация, обусловленная большими различиями в природно-географических условиях: в России доля сельскохозяйственых угодий составляет 13 % всей площади страны, Канаде — 7, США — 53, Франции — 63 %. Пахотные земли (пашня) — наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под посев сельскохозяйственных культур. Распаханность территории (отношение пашни к общей площади, в процентах) сильно колеблется. Обеспеченность пашней в расчете на одного жителя планеты. За последнее десятилетие XX в. этот показатель сократился с 0,40 до 0,30 га. Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20 759,6 тыс. га. По данному показателю Беларусь занимает 13-е место в Европе, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами. Земельный фонд страны распределялся (по категориям землепользователей): сельскохозяйственные организации (43,1 %); крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане (5,8 %); земли запаса и государственных лесохозяйственных организаций — (42,1 %); организации природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения — (4,3 %);другие землепользователи — (4,7 %). Динамика сельскохозяйственных угодий имеет отрицательную направленность . Сократилась (с 1,0 до 0,9 га сельхозугодий) и обеспеченность каждого жителя страны.
34. Основные направления землепользования. Земельный кадастр
Существуют различные направления землепользования. К примеру, в с/х выделяют следующие виды землепользования.
Земледельческое землепользование:
1) неорошаемые пахотные земли (ротация зерновых, бобовых, технических и фуражных культур, а также корнеплодов); 2) орошаемые пахотные земли (ротация зерновых, технических, фуражных и бахчевых культур); 3) плантации (сахарный тростник, чайный куст, кофе, какао, гевея и др.); 4) культурные луга; 5) подсечно-огневая система земледелия.
Пастбищное землепользование:
6) улучшенные пастбища (ранчо) и сенокосы; 7) естественные (отгонные) пастбища в аридных и холодных зонах, в горно-долинных районах с очагами земледелия, а также используемые под пастбища лесные земли.
Смешанное землепользование:
8) широко распространенное сочетание пашни, плантаций, лугов и пастбищ.
Земли, не используемые в сельском хозяйстве.
Территориально наиболее распространены пастбища, луга, полеводство и смешанный тип землепользования.
Земельный кадастр – это централизованный свод сведений и положении земельных ресурсов с качественной и количественной характеристикой участка. Каждому участку присуждается определенный номер, сведения о нем хранятся для дальнейшего использования. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризацией и кадастровой оценкой земель, земельных участков, иными землеустроительными мероприятиями, а также осуществлением государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.