ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2020
Просмотров: 1558
Скачиваний: 4
Промышленные отвалы. Атмосферные выбросы, содержащие оксиды различных токсичных металлов и неметаллов, распространяются на десятки и сотни километров. Поэтому вызываемыеимизагрязнения имеют региональный, а иногда и глобальный характер. В противоположность этому крупнотоннажные отходы различных производств, золы тепловых электростанций, отвалы при добыче угля оказывают преимущественно локальное влияние. Такие отвалы занимают немалые площади, выводя из пользования земельные угодья, а многие из них представляют вполне конкретную опасность для окружающей среды. Отвалы угольных шахт содержат немало угля, он горит, загрязняя атмосферу. Отвалы многих горных пород содержат пирит FeS2, который самопроизвольно на воздухе окисляется до Н2SO4; в период дождей или снеготаяния последняя легко образует не только сильнокислые территории, но даже озерца серной кислоты в окрестностях горных выработок. Единственный путь нормализации экологической обстановки в таких местах — выравнивание отвалов, их землевание, залужение, лесные посадки.
38.Использование земельных ресурсов для складирования, утилизации и захоронения отходов. Нормативно-правовое регулирование обращения с отходами
Под размещением отходов понимают любую операцию, связанную с их хранением и захоронением.
Хранение или складирование отходов включает содержание их в специально оборудованных накопителях с временной нейтрализацией, направленной на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, до их извлечения с целью захоронения или специальной переработки. При хранении отходов, как правило, устанавливают срок нахождения каждого отхода в местах складирования. Под захоронением отходов подразумевают их изоляцию, направленную на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, исключая возможность дальнейшего использования этих отходов.
Отходы складируют на специально обустроенных и предназначенных для этих целей площадках, в наземных и подземных сооружениях, находящихся как на территории предприятий, так и за их пределами. К ним относятся накопители промышленных отходов: хвосто- и шламохранилища, пруды и отстойники, могильники и прочие накопители жидких производственных отходов, а также отвалы, терриконы, золо- и шлакоотвалы, предназначенные для складирования твердых отходов различных производств. Отходы размещают также на полигонах, принадлежащих отдельным производственно-хозяйственным организациям или их группам, на которых хранят и захоранивают отдельные виды промышленных отходов или их совокупность, и на полигонах, предназначенных для обезвреживания и захоронения опасных промышленных отходов. Кроме того, в качестве мест и объектов размещения отходов используют полигоны для совместного захоронения ТБО и отдельных видов промышленных отходов, а также санкционированные накопители или свалки ТБО и нетоксичных промышленных отходов. Размещать отходы могут промышленные предприятия, объединения, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, называемые природопользователями и осуществляющие любой вид деятельности на территории РФ, в результате которой образуются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов, их используют, обезвреживают, складируют и захоранивают.
В настоящее время в Республике Беларусь вопросу правового регулирования обращения с отходами посвящено достаточное количество нормативных правовых актов, основными среди которых являются: Конституция Республики Беларусь [1], Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [4] и «Об обращении с отходами» [2] и иные.
Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением данного права, а так же право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, в том числе о состоянии окружающей среды [1]. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, в том числе экологического характера, затрагивающими его права и законные интересы.
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», устанавливая правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, наряду с иными, устанавливает и требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами. Согласно ст. 50 данного Закона «юридические лица и граждане, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, регулируются законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами и иным законодательством Республики Беларусь» [4]. Как видим, норма статьи 50 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является бланкетной и отсылает к законодательству об обращении с отходами.
Положения Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» органично дополняют и конкретизируют нормы Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Это основной нормативный правовой акт, определяющий правовые основы обращения с отходами, направленные на уменьшение объемов образования отходов, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Закон закрепляет основные принципы в области обращения с отходами; основы государственного регулирования и управления в области обращения с отходами; требования к обращению с отходами; обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами; четко регламентирует классификацию отходов по различным основаниям; предусматривает ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами [2].
В развитие положений Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию экономического механизма стимулирования переработки различных видов отходов, внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий производств, установлены льготы субъектам хозяйствования по уплате налогов при введении отходов в хозяйственный оборот, изготовлении продукции из вторичного сырья, осуществляется поддержка инвестиционных проектов на проведение мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и др [25].
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь созданы правовые основы деятельности в области обращения с отходами. В нормативных правовых актах в большей степени урегулированы вопросы обращения с отходами, и это, безусловно, следует оценивать как прогрессивный шаг в целях охраны окружающей среды и обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Однако большинство из таких актов содержит нормы, связанные с порядком регулирования отходов производства. Но влияние отходов потребления в современном обществе на состояние окружающей среды не менее глобально, чем влияние отходов производства.
39. Роль минеральных ресурсов в развитии и функционировании экономики страны.
В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и мин. воды. Топливные мин. ресурсы РБ включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли. Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов. Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича. Расширяются исследование и вовлечение в эксплуатацию мин. подземных вод.
Мировая экономика минеральных ресурсов и минерального сырья характеризуется наличием таких процессов, как возникновение и развитие рынка минерально-сырьевых баз и интенсификация процессов глобализации рынков минерального сырья и минерально-сырьевой продукции.
Развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом во многом зависит от того, насколько полно удовлетворяются их потребности в минеральном сырье.
Практически все отрасли промышленности имеют высокую степень зависимости от поставок минерального сырья и минерально-сырьевой продукции, что негативно сказывается на конкурентоспособности производимой товарной продукции, формировании сальдо внешней торговли товарами и в Латвии, и в Республики Беларусь и состоянии экономики в целом.
Минерально-сырьевые ресурсы играют доминирующую роль в товарной структуре внешней торговли
Стратегической целью является повышение уровня обеспеченности страны собственными органическими и минерально-сырьевыми ресурсами, рациональное их использование и минимизация негативного воздействия процесса добычи на состояние окружающей среды, снижение зависимости от импортных поставок, а также повышение качества используемых ресурсов поверхностных и подземных вод.
Проблемы экономического роста всегда играли особую роль в теории и практике человеческого общества. В последнее время специалисты пришли к выводу, что продолжение безудержного экономического роста на существующей базе приведет человечество к катастрофе, угрожающей его существованию.