Файл: Основы природопользования. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1558

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Промышленные отвалы. Атмосферные выбросы, содержащие оксиды различных токсичных металлов и неметаллов, распространя­ются на десятки и сотни километров. Поэтому вызываемыеимизагрязнения имеют региональный, а иногда и глобальный характер. В противоположность этому крупнотоннажные отходы различных производств, золы тепловых электростанций, отвалы при добыче уг­ля оказывают преимущественно локальное влияние. Такие отвалы занимают немалые площади, выводя из пользования земельные уго­дья, а многие из них представляют вполне конкретную опасность для окружающей среды. Отвалы угольных шахт содержат немало угля, он горит, загрязняя атмосферу. Отвалы многих горных пород содер­жат пирит FeS2, который самопроизвольно на воздухе окисляется до Н2SO4; в период дождей или снеготаяния последняя легко образует не только сильнокислые территории, но даже озерца серной кислоты в окрестностях горных выработок. Единственный путь нормализации экологической обстановки в таких местах — выравнивание отвалов, их землевание, залужение, лесные посадки.



38.Использование земельных ресурсов для складирования, утилизации и захоронения отходов. Нормативно-правовое регулирование обращения с отходами

Под размещением отходов понимают любую операцию, связан­ную с их хранением и захоронением.

Хранение или складирование отходов включает содержание их в специально оборудованных накопителях с временной нейтрали­зацией, направленной на снижение негативного воздействия от­ходов на окружающую среду, до их извлечения с целью захороне­ния или специальной переработки. При хранении отходов, как правило, устанавливают срок нахождения каждого отхода в местах складирования. Под захоронением отходов подразумевают их изоляцию, направ­ленную на предотвращение попадания загрязняющих веществ в ок­ружающую среду, исключая возможность дальнейшего использова­ния этих отходов.

Отходы складируют на специально обустроенных и предназна­ченных для этих целей площадках, в наземных и подземных соору­жениях, находящихся как на территории предприятий, так и за их пределами. К ним относятся накопители промышленных отходов: хвосто- и шламохранилища, пруды и отстойники, могильники и прочие накопители жидких производственных отходов, а также от­валы, терриконы, золо- и шлакоотвалы, предназначенные для скла­дирования твердых отходов различных производств. Отходы разме­щают также на полигонах, принадлежащих отдельным производ­ственно-хозяйственным организациям или их группам, на которых хранят и захоранивают отдельные виды промышленных отходов или их совокупность, и на полигонах, предназначенных для обез­вреживания и захоронения опасных промышленных отходов. Кро­ме того, в качестве мест и объектов размещения отходов используют полигоны для совместного захоронения ТБО и отдельных видов промышленных отходов, а также санкционированные накопители или свалки ТБО и нетоксичных промышленных отходов. Размещать отходы могут промышленные предприятия, объеди­нения, организации, учреждения независимо от форм собственнос­ти и ведомственной подчиненности, физические лица, а также ино­странные юридические и физические лица, называемые природопользователями и осуществляющие любой вид деятельности на тер­ритории РФ, в результате которой образуются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов, их ис­пользуют, обезвреживают, складируют и захоранивают.


В настоящее время в Республике Беларусь вопросу правового регулирования обращения с отходами посвящено достаточное количество нормативных правовых актов, основными среди которых являются: Конституция Республики Беларусь [1], Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [4] и «Об обращении с отходами» [2] и иные.

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением данного права, а так же право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, в том числе о состоянии окружающей среды [1]. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, в том числе экологического характера, затрагивающими его права и законные интересы.


Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», устанавливая правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, наряду с иными, устанавливает и требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами. Согласно ст. 50 данного Закона «юридические лица и граждане, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, регулируются законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами и иным законодательством Республики Беларусь» [4]. Как видим, норма статьи 50 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является бланкетной и отсылает к законодательству об обращении с отходами.

Положения Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» органично дополняют и конкретизируют нормы Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Это основной нормативный правовой акт, определяющий правовые основы обращения с отходами, направленные на уменьшение объемов образования отходов, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Закон закрепляет основные принципы в области обращения с отходами; основы государственного регулирования и управления в области обращения с отходами; требования к обращению с отходами; обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами; четко регламентирует классификацию отходов по различным основаниям; предусматривает ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами [2].

В развитие положений Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию экономического механизма стимулирования переработки различных видов отходов, внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий производств, установлены льготы субъектам хозяйствования по уплате налогов при введении отходов в хозяйственный оборот, изготовлении продукции из вторичного сырья, осуществляется поддержка инвестиционных проектов на проведение мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и др [25].

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь созданы правовые основы деятельности в области обращения с отходами. В нормативных правовых актах в большей степени урегулированы вопросы обращения с отходами, и это, безусловно, следует оценивать как прогрессивный шаг в целях охраны окружающей среды и обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Однако большинство из таких актов содержит нормы, связанные с порядком регулирования отходов производства. Но влияние отходов потребления в современном обществе на состояние окружающей среды не менее глобально, чем влияние отходов производства.




39. Роль минеральных ресурсов в развитии и функционировании экономики страны.

В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и мин. воды. Топливные мин. ресурсы РБ включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли. Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов. Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича. Расширяются исследование и вовлечение в эксплуатацию мин. подземных вод.

Мировая экономика минеральных ресурсов и минерального сырья характеризуется наличием таких процессов, как возникновение и развитие рынка минерально-сырьевых баз и интенсификация процессов глобализации рынков минерального сырья и минерально-сырьевой продукции.

Развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом во многом зависит от того, насколько полно удовлетворяются их потребности в минеральном сырье.

Практически все отрасли промышленности имеют высокую степень зависимости от поставок минерального сырья и минерально-сырьевой продукции, что негативно сказывается на конкурентоспособности производимой товарной продукции, формировании сальдо внешней торговли товарами и в Латвии, и в Республики Беларусь и состоянии экономики в целом.

Минерально-сырьевые ресурсы играют доминирующую роль в товарной структуре внешней торговли

Стратегической целью является повышение уровня обеспеченности страны собственными органическими и минерально-сырьевыми ресурсами, рациональное их использование и минимизация негативного воздействия процесса добычи на состояние окружающей среды, снижение зависимости от импортных поставок, а также повышение качества используемых ресурсов поверхностных и подземных вод.

Проблемы экономического роста всегда играли особую роль в теории и практике человеческого общества. В последнее время специалисты пришли к выводу, что продолжение безудержного экономического роста на существующей базе приведет человечество к катастрофе, угрожающей его существованию.