ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2020

Просмотров: 1505

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Общая характеристика хозяйства Африки. Место Африки в международном разделении труда. Сельское хозяйство. Транспорт. Внешнеэкономические связи.

После завоевания независимости страны Африки начали предпринимать усилия по преодолению экономической отсталости. Особое значение имели национализация природных ресурсов, осуществление аграрной реформы, планирование экономики, подготовка национальных кадров. В результате темпы развития региона ускорились. Началась перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства.

Наибольшие успехи на этом пути были достигнуты в горнодобывающей промышленности, составляющей ныне по объему добычи 1/4 от мировой. По добыче многих видов полезных ископаемых Африке принадлежит важное, а иногда и монопольное место в мире. Основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок и дает 9/10 экспорта региона. Именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в международном разделении труда (добыча алмазов, золота, кобальтовых руд, хромитов, марганцевых руд, меди, урана, нефти и др.).

Обрабатывающая промышленность развита слабо или вообще отсутствует. Но некоторые страны в регионе отличаются более высоким уровнем обрабатывающей промышленности - ЮАР, Египет, Алжир, Марокко.

Вторая отрасль экономики, определяющая место Африки в мировом хозяйстве, -тропическое и субтропическое земледелие. Оно также имеет ярко выраженную экспортную направленность.

Но в целом Африка еще сильно отстает в своем развитии. Она занимает последнее место среди регионов мира по уровню индустриализации, по урожайности сельскохозяйственных культур.

Сельск. Хоз. Ведущая отрасль сельского хозяйства Африки - растениеводство. В структуре растениеводства выделяются два направления: производство продовольственных культур для местного потребления и производство экспортных культур. К культурам, потребляемым в странах Африки, относятся просо, сорго, рис, пшеница, кукуруза, маниок (или кассава), ямс и сладкий картофель (батат). Основные зерновые культуры африканского континента — просо и сорго, возделываются почти повсеместно. Кукуруза - главная продовольственная культура зоны саванн. Посевы пшеницы сосредоточены в Северной Африке и в ЮАР. Рис в основном выращивают в хорошо увлажненных районах Восточной Африки (долина Нила, на Мадагаскаре и др.). Масштабы производства пшеницы и риса не покрывают внутренних потребностей региона, поэтому многие страны Африки пшеницу и рис импортируют.

Сельское хозяйство Африки в международном географическом разделении труда представлено в первую очередь отраслями тропического и субтропического земледелия. Африка выделяется производством какао-бобов (60%), маниока (42%), сизали (41%), пальмовых орехов (39%), арахиса (27%), кофе (22%), проса и сорго (20%), оливок (16%), чая (12%). Африканские страны также крупные экспортеры цитрусовых, виноградных вин, табака, тропической древесины.


Животноводство в регионе носит подчиненный по отношению к земледелию характер, за исключением стран, где земледелие ограничено естественными природными условиями (Мавритания, Сомали, Лесото и др.). Животноводство отличается малой продуктивностью (вследствие низкой породистости). Оно опирается на отсталую производственно-техническую базу.

Преобладает кочевое, полукочевое и отгонно-пастбищное животноводство. Главные отрасли животноводства — овцеводство (шерстного и мясошерстного направления), скотоводство (преимущественно мясного направления), верблюдоводство.

Большие трудности сельское хозяйство испытывает из-за периодических засух, болезней скота (муха це-це) и других негативных явлений.

Транспорт региона характеризуется неразвитой транспортной системой. В эпоху колониализма в интересах метрополий развивался только морской и железнодорожный транспорт (хотя протяженность железных дорог невелика). Сейчас развивается автомобильный и воздушный транспорт.

Для некоторых стран Центральной и Восточной Африки большое хозяйственное значение имеет внутренний водный транспорт. По длине в интенсивности использования выделяются бассейны рек Конго, Нила и Нигера.

Морской транспорт в основном обеспечивает внешние связи стран региона. Большое значение для судоходства имеют разделяющий Африку и Европу Гибралтарский пролив (его расстояние составляет всего лишь 14 км) и соединяющий Средиземное и Красное моря Суэцкий канал.

Система внешнеэкономических связей стран Африки охватывает внешнюю торговлю, валютно-финансовые и кредитные связи, движение капиталов, международные услуги, научно-техническое сотрудничество и другие формы экономических отношений. Главное место среди них занимает внешняя торговля. Африканские страны являются крупными поставщиками на мировой рынок топлива (главным образом нефти и природного газа), минерального и сельскохозяйственного сырья, цветных и благородных металлов, а также некоторых продовольственных товаров (в основном продукции тропического земледелия). В большинстве стран экспорт — главные источник поступления иностранной валюты.


11. Общая характеристика хозяйства Бразилии. Промышленность, ее главные отрасли. Сельское хозяйство. Транспорт. Внешние экономические связи.

Горнодобывающая промышленность - в Бразилии добываются более 40 видов полезных ископаемых. Наиболее значимыми являются железная и марганцевая руды. Добывается более 200 млн. тонн железной руды в год, примерно 80 % экспортируется. Бразилия занимает одно из первых мест в мире по добыче бокситов. Добыча цинка, меди и никеля осуществляется для внутреннего рынка. Бразилия -- поставщик стратегического сырья: вольфрам, ниобий, цирконий, слюда и др. Потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. В 1970-х годах в Амазонии найдены значительные запасы золота, ныне её добыча составляет примерно 80 тонн в год. Найдены месторождения угля, однако уголь низкого качества и его добыча составляет около 5 млн. тонн в год.

Обрабатывающая промышленность - Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП. Главными отраслями являются нефтепереработка и химическая промышленность.

Производство биотоплива - Бразилия является крупнейшим (после США) производителем биоэтанола: в 2006 году в Бразилии было произведено 16 977 млн. литров биотоплива. Этанол обеспечивает около 30 % потребностей страны в горючем. В Бразилии для заправки автомобилей используют как «чистый» этанол, так и смесь с бензином.

Автомобильная промышленность - Ежегодно Бразилия производит более 1,5 млн. автомобилей. Основными производителями автомобилей в стране являются фирмы «Скания», «Мерседес-Бенц» и «Фиат». Главным производителем автобусов является «Мерседес-Бенц».

Легкая промышленность - текстильная промышленность, главная отрасль лёгкой промышленности Бразилии. По производству изделий из текстиля Бразилия занимает 6-7 место в мире. 80 % хлопка в Бразилию ввозится из-за рубежа. Это объясняется низким качеством бразильского хлопка. Развита обувная промышленность -- в стране работают более четырёх тысяч обувных заводов.

Лесная промышленность - Под лесами занято более 60% территории Бразилии. Ей принадлежит первое место по запасам древесины ценных пород. Древесные ресурсы страны пока используются слабо. Значительная часть продукции лесного хозяйства идет на экспорт.

Рыбная промышленность - Несмотря на довольно большую протяженность береговой линии, рыболовство в Бразилии слабо развито. Продукция реализуется непосредственно на берегу. Рыба перерабатывающая промышленность развита слабо. 40% переработки проводится десятью компаниями, в основном на юге. Большая часть добычи экспортируется.

По масштабам сельскохозяйственного производства страна находится в тройке мировых лидеров. Так, Бразилия поставляет на мировой рынок около 6% всей сельскохозяйственной продукции планеты. Бразилия - это, прежде всего, производство кофе, сои, кукурузы, сахарного тростника, какао и бананов. Огромные перспективы развития в стране имеет лесное хозяйство Но этот ресурс пока освоен слабо: все сводится к сбору каучука и орехов. Хотя для сохранности лесов Амазонии это несомненный плюс. В последние годы Бразилия собирает не менее 600 миллионов тонн тростника ежегодно. Этот показатель является рекордным в мире. Из зерновых больше всего в стране почитается кукуруза: в год здесь собирают по два урожая этой полезной культуры.


Животноводство - это примерно 40% от стоимости всей сельскохозяйственной продукции Бразилии. Оно развито в центрально-западной части страны и представлено, в основном, пастбищным скотоводством.

Транспорт. В Бразилии развиваются все виды транспорта. Протяженность железных дорог - более 30 тыс. км, из которых 7% электрифицированы. Но ведущую роль в осуществлении внутригосударственных перевозок грузов и пассажиров от играет автотранспорт, которым перевозится 80% грузов. Недостатком развития железнодорожного и автомобильного транспорта является то, что подавляющее большинство железных дорог и автомагистралей расположена на востоке Бразилии, на побережье Атлантического океана на огромных пространствах Амазонии железных дорог почти нет и только в последнее время были проложены автомагистрали. Трубопроводный транспорт развит слабо.

Прокладка автомагистралей с одновременным развитием речного транспорта на Амазонке и ее притоках играет важную роль в развитии хозяйства Амазонии Протяженность речных путей Бразилии достигает 50 тыс. км, но поскольку реки протекают в слаборазвитых районах, то их транспортное значение незначительное Внешние экономические связи осуществляет морской транспорт. Развит и воздушный транспорт.

Внешнеэкономические связи. Бразилия экспортирует, прежде всего, продукцию сельского хозяйства (мясо, сахар, сою, масло, хлопок, кофе и какао), железную и марганцевой руды, некоторые виды машин По экспорту сельскохозяйственной продукции Бразилия занимает второе место в мире после США

Бразилия импортирует некоторые виды топливных ресурсов, в частности нефть и газ Завозит разнообразные машины, она не производит, товары народного потребления, особенно те, которые не производятся в отраслях тяжелой и легкой промышленности Импортируются фосфориты и зерно, технологическое оборудование для различных отраслей хозяйства Бразилия имеет положительное внешнеторговое сальдо.

  1. Общая характеристика хозяйства США. Промышленность, ее роль в экономике страны. Сельское хозяйство. Транспорт. Международные экономические связи.

США – это государство с высокоразвитой экономикой смешанного типа, которая подкреплена богатыми природными ресурсами, высокой продуктивностью производства, а также весьма развитой инфраструктурой.

Согласно данным статистики США имеет самые высокие в мире показатели ВВП на душу населения. Также страна обладает высоким индексом человеческого потенциала, он составляет 0, 903.

Промышленность США. Высокий уровень тяжелой промышленности, в частности электроэнергетической, машиностроительной и химической делает США мировым лидером экспорта. В результате того, что в последнее время в стране наблюдается значительное повышения количества выпускаемой продукции, особое внимание уделяется инвестированию энергетического производства.


США является абсолютным лидером в мире по количеству выработки энергоресурсов. Юго-западные штаты, а также Северная Аляска богаты запасами нефти и газа. Упрощают энергетическое производство и угольные регионы – Монтана, Вайоминг, Юта и Колорадо.

Благодаря богатым запасам железных руд в стране процветает металлургическая промышленность. Цветная металлургия специализируется преимущественно на производстве алюминия.

Множество заводов располагаются возле производства энергоносителей, таким образом, экономятся финансовые ресурсы. Также особое место в США занимает химическая промышленность – это производство химических волокон, пластмасс, каучука и синтетических смол, различных удобрений, а также сырья для производства средств бытовой химии.

Машиностроение представлено автомобильным производством, а также авиастроительством. США вместе с Японией и Германией является монополистом на мировом автомобильном рынке. Легкая промышленность представлена такими отраслями как коже -обувное и текстильное производство.

Сельское хозяйство обеспечивает потребности населения, а также успешно экспортируется. Климатические условия и плодородные почвы способствуют производству зерновых культур – пшеницы, сои, фуражного зерна.

На территории Среднеатлантического побережья выращивают табак. В штате Флорида и Джорджия идеальные условия для роста хлопка, а также тропических фруктов, которые также экспортируются.

На Гавайских островах и в Луизиане распространены плантации сахарного тростника. Животноводство преимущественно ориентируется на потребительские запросы внутреннего рынка.

США принадлежит четвертое место в мире по количеству крупного скота. Популярностью среди американцев пользуется птицеводство, которое представлено преимущественно выращиванием цыплят и индюшек.

Горные пастбища западных штатов позволяют выращивать овец. Продукцию животноводства США не экспортирует, поэтому она составляет только 2% ВВП страны.

В транспортной сети США ведущую роль играют автомобильные магистрали, которые в разных направлениях пересекают весь материк. По ним перевозится грузов больше, чем по железным дорогам. Добротные дороги соединяют в стране даже отдельные фермы.

Значительную роль играют водные пути. Великие озера – главный район судоходства в мире. Они соединены с Атлантическим океаном рекой Св.Лаврентия, по которой морские суда заходят далеко в глубь континента. Развитию в стране морского транспорта способствовала удаленность страны от Старого Света.

Особое значение имеет воздушный транспорт. Современные самолеты обеспечивают связь США не только с другими странами, но и обслуживают внутренние линии, соединяя многочисленные города страны.

На пересечении сухопутных, водных и воздушных путей образовались большие транспортные узлы. Самый большой среди них Чикагский. Здесь расположен крупнейший в мире аэропорт.