Файл: Закон об ООПТ РБ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2020

Просмотров: 388

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие термины и их определения:

заказник – особо охраняемая природная территория, объявленная в целях восстановления, сохранения и (или) воспроизводства природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов с ограничением использования других природных ресурсов;

заповедник – особо охраняемая природная территория, объявленная в целях сохранения эталонных и иных ценных природных комплексов и объектов, изучения животного и растительного мира, естественных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов;

землепользователи – лица, имеющие в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и (или) их охранных зон, в границах территорий, зарезервированных для объявления их особо охраняемыми природными территориями;

национальный парк – особо охраняемая природная территория, объявленная в целях восстановления и (или) сохранения уникальных, эталонных и иных ценных природных комплексов и объектов, их использования в процессе природоохранной, научной, просветительской, туристической, рекреационной и оздоровительной деятельности;

особо охраняемые природные территории – часть территории Республики Беларусь с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и (или) объектами, имеющими особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования;

охрана особо охраняемых природных территорий – деятельность, направленная на сохранение и восстановление природных комплексов и объектов, их рациональное использование и воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природные комплексы и объекты и ликвидацию ее последствий, обеспечение соблюдения установленного режима охраны и использования этих территорий;

памятник природы – особо охраняемая природная территория, объявленная в целях сохранения уникальных, эталонных и иных ценных природных комплексов и (или) объектов в интересах настоящего и будущих поколений;

система особо охраняемых природных территорий – совокупность заповедников, национальных парков, а также заказников и памятников природы республиканского и местного значения;

управление особо охраняемыми природными территориями – деятельность, связанная с планированием и проведением природоохранных и иных мероприятий, учетом природных комплексов и объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, обеспечением соблюдения установленного режима охраны и использования этих территорий, в том числе путем проведения полевых мероприятий в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного и растительного мира при проведении контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), а также за обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций.


Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях

Законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования.

Правовой режим природных комплексов и (или) объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, определяется законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира, о недрах, об использовании, охране и защите лесов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.

Статья 2[1]. Международные договоры Республики Беларусь

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и (или) объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

заповедник;

национальный парк;

заказник;

памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.

Заказники и памятники природы могут являться особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения могут быть признаны особо охраняемыми природными территориями международного значения.

Заказники и памятники природы подразделяются на виды в соответствии со статьями 30 и 36 настоящего Закона.

Статья 4. Исключена.

Статья 4[1]. Земли особо охраняемых природных территорий

Земли особо охраняемых природных территорий состоят из земель природоохранного назначения и (или) земель иных категорий, за исключением земель, указанных в части второй настоящей статьи.

В состав земель особо охраняемых природных территорий, образующих их территории, не включаются земли, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, специальное назначение которых не отвечает природоохранным целям. Такие земли указываются в решениях об объявлении, преобразовании особо охраняемых природных территорий.


Статья 5. Исключена.

Статья 6. Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования

Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования осуществляются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными уполномоченными на то государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 6[1]. Полномочия Президента Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования:

определяет единую государственную политику;

утверждает Государственную программу развития системы особо охраняемых природных территорий;

принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков, а также заказников республиканского значения в случае изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Правительства Республики Беларусь

Правительство Республики Беларусь в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования:

обеспечивает реализацию единой государственной политики;

утверждает Национальную стратегию развития системы особо охраняемых природных территорий;

утверждает схему рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и осуществляет контроль за ее реализацией;

принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заказников республиканского значения в случае, если изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей не требуется;

обеспечивает реализацию Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 8. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в пределах своей компетенции:


проводит единую государственную политику;

организует реализацию Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий и схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы республиканского значения;

вносит представления о резервировании территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями;

вносит представления об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий;

информирует население о режиме охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществляет контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий;

определяет государственную организацию, осуществляющую ведение реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов

Местные Советы депутатов в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в пределах своей компетенции:

утверждают по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь региональные схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения;

принимают решения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь;

осуществляют иные полномочия, возложенные на них настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в пределах своей компетенции:

принимают решения о резервировании территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями;

принимают решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заказников и памятников природы местного значения;

организуют осуществление природоохранной деятельности на особо охраняемых природных территориях;

организуют реализацию региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения;

информируют население о режиме охраны и использования особо охраняемых природных территорий;


осуществляют иные полномочия, возложенные на них настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 10. Развитие системы особо охраняемых природных территорий

Развитие системы особо охраняемых природных территорий осуществляется на основе Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий, Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий, а также схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения.

Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий разрабатывается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, как правило, на пятилетний период и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие системы особо охраняемых природных территорий, а также обеспечение функционирования, охраны особо охраняемых природных территорий и управления ими, с указанием сроков выполнения, ответственных исполнителей и объемов финансирования в разрезе источников финансирования по годам реализации.

Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий утверждается Президентом Республики Беларусь.

Национальная стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий разрабатывается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси, другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, как правило, на пятнадцатилетний период.

В Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий определяются цели, задачи, приоритеты и основные направления формирования оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и механизм ее реализации.

Национальная стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Республики Беларусь.

На основании Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий разрабатываются схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения, региональные схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения.

Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения разрабатывается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси, другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, как правило, на десятилетний период и включает в себя мероприятия по планированию объявления, преобразования и прекращения функционирования заповедников, национальных парков и заказников республиканского значения.