ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2020

Просмотров: 1590

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Географическое положение, размеры и состав Юго-Восточной Азии. Население. Природные условия и ресурсы стран Юго-Восточной Азии, их хозяйственная оценка.

Страны Юго-Boсточной Азии расположены в Восточном полушарии на крайнем юго-востоке Евроазиатского материка. Они занимают Индокитайский п-ов, горные районы к северу от него (вплоть до южного окончания Тибетского нагорья) и Малайский архипелаг. На территории Индокитая находятся Бирма, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам.Площадь Индокитая - около 2,5 млн. кв. км, Малайского архипелага (Большие и Малые Зондские, Молуккские и Филиппинские острова) вместе с Западным Ирианом (на Новой Гвинее) — около 2 млн. кв. км. Индийский и Тихий океаны внедряются в сушу Юго-Восточной Азии крупными заливами и морями — Тонкинским заливом на востоке, Сиамским на юге, Андаманским морем на западе и глубокими межостровными морями: Суду (до 5600 м), Целебесским (до 8547 м), Молуккским (до 4750 м), Банда (до 7360 м). Острова по периферии окаймлены глубоководными впадинами (желобами): к востоку от Филиппинских островов тянется Филиппинская впадина с глубинами более 10 тыс. м, к югу от острова Ява — Яванская впадина (до 7,5 тыс. м). Взаимопроникновение суши и моря, горный рельеф и большая протяженность (с севера на юг от 28° с. ш. до 11° ю. ш.; с запада на восток от 55° до 141° в. д., т. е. более чем на 4,5 тыс. км) во многом определяют разнообразие природных условий, еще недостаточно изученных и оцененных с точки зрения сырьевых ресурсов.При всем различии природных условий материковой и островной частей Юго-Восточной Азии между ними прослеживается и заметное единство крупных черт тектоники и рельефа, климата и органического мира, что позволяет объединять их в один из крупных природных регионов Азии. Численность населения.

На территории региона живет 482,5 млн человек. Максимальная численность - в Индонезии (193,8 млн), минимальная - в Брунее (310 тыс). По количеству жителей страны очень контрастные.

Демографические особенности. В Юго-Восточной Азии всегда были высокими показатели естественного прироста населения — в среднем 2,2 % в год, а в отдельных случаях — до 40 %. Детское население (до 14 лет) составляет 32 %, лица пожилого возраста — 4,5 %. Женщин больше, чем мужчин (50,3 и 49,7 % соответственно).

Юго-Западная Азия лежит в субтропическом и тропическом поясах. Это один из наиболее жарких и сухих регионов мира. Большая часть его занята горами, сухими степями, полупустынями и пустынями, которые используются только как грубые пастбища. Земледелие здесь возможно в большинстве случаев только при условии искусственного орошения. Почвы бедны гумусом и страдают от эрозии и засоления. Лесов почти нет. Вода часто ценится дороже земли. На атмосферные осадки можно надеяться только на плоскогорьях и в горных районах. Ресурсы поверхностных и подземных вод на низменностях ограничены. Опреснение морской воды, расширившееся в последнее время, сосредоточено на Аравийском побережье Персидского залива. Район крайне однороден в отношении тектонической структуры и рельефа: в его пределах отмечается наибольшая на земле амплитуда высот, здесь расположены как древние докембрийские платформы, так и области молодой кайнозойской складчатости, грандиозные горные страны и обширные равнины. Вследствие этого минеральные ресурсы Азии очень разнообразны. В пределах Китайской, Индостанской платформ сосредоточены основные бассейны каменного угля, железной и марганцевой руд, нерудных ископаемых. В пределах альпийско-гималайского и тихоокеанского складчатых поясов преобладают руды. Но главное богатство региона, определяющее также и его роль в МГРТ, - это нефть. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии, но основные месторождения находятся в Саудовской Аравии (около 35 млрд. тонн, свыше 1/4 мировых), Кувейте, Ираке, Иране. Бассейн Персидского залива сосредотачивает 66 % запасов нефти и 26 % запасов природного газа мира. Среди других полезных ископаемых выделяются хромиты и медные руды Турции, природная сера Ирака и минеральные соли Мертвого моря, и фосфориты Иордании и Израиля. Многочисленные горные хребты и огромные пространства пустынь усложняют транспортное строительство. Самой большой в мире страной-пустыней называют Саудовскую Аравию, а горная система Гиндукуш в Афганистане - одна из самых труднопроходимых. Агроклиматические ресурсы Азии неоднородны. Обширные массивы горных стран, пустынь и полупустынь мало пригодны для хозяйственной деятельности, за исключением животноводства; обеспеченность пашней мала и продолжает сокращаться (так как растет население и увеличивается эрозия почв). Но на равнинах востока и юга создаются довольно благоприятные условия для земледелия. В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира.




2. География транспорта России. География внешнеэкономической деятельности России. Внешние экономические связи.

Транспорт - «кровеносная система экономики». Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель - пассажиро-оборот.Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный.В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура. Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта.Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения. Железнодорожный транспорт — основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира.

Основная функция железнодорожного транспорта РФ — обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок.

в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие

Речной транспорт Развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути России — более 80 тыс. км.

Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России — Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров.Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация — перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы.Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки.


В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.Автомобильный транспорт — наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети.Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие.Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых.окружающей среды, поэтому при его развитии необходимо учитывать необходимость строгого контроля за выбросами вредных веществ и уровнем шумового загрязнения.



3. Демографические особенности населения России. Особенности динамики, естественного прироста. Миграция населения. Урбанизация. Трудовые ресурсы и их состав.

Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57,7 - лет для мужчин и 71,2 года для женщин. Итак, наши мужчины сегодня живут в среднем на 16 лет меньше, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов, более 13 лет. Основными причинами смерти в наши дни являются болезни, так называемого эндогенного плана, т.е. связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма. Поэтому увеличение в общей численности населения доли лиц старших возрастов ведет к росту общего числа умерших, а значит и общих коэффициентов смертности. Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83. Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми. Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема "приживаемости" новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери. Естественный прирост в России на протяжении всего XX столетия постепенно снижался. А с середины 80-х гг. он начал уменьшаться стремительно и сменился естественной убылью населения. Подобные процессы в большинстве европейских стран уже происходили почти столетие назад. Они были связаны с изменением типа воспроизводства населения. Воспроизводство населения – постоянное возобновление и смена поколений людей за счет процессов рождаемости и смертности. Различным странам в разные периоды их истории присущи определенные типы воспроизводства населения. Сейчас во всех районах России естественный прирост отрицательный. Но его региональные различия очень значительны. Самые низкие его значения на Европейском Северо-Западе. Самые высокие – на Дальнем Востоке. Они различаются в 4 раза! Еще больше различия между отдельными субъектами России. В Республике Ингушетия и Дагестане естественный прирост до сих пор очень высокий – 12 человек на тысячу. А в Псковской области он равен -12. Переход от традиционного к современному типу воспроизводства связан с ростом уровня жизни людей, их культурного уровня, достижениями медицины и пр. В России, по сравнению с развитыми странами он запоздал почти на целое столетие. Поэтому скорость его была очень высокой.