ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 7617

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

45 

 

риального выдела или воздействие антропогенного пресса на водные экосисте-
мы,  то  во  время  полевых  исследований  нужно  посетить  водоемы  и  водотоки 
различного типа, а также прибрежные и переувлажненные местообитания. Если 
приоритет отдан изучению природных водных экосистем, то в качестве объекта 
исследований  можно  выбрать  флору  и  растительность  рек,  озер,  стариц.  При 
исследовании  водных  экосистем  антропогенного  происхождения  объектом  ис-
следования может стать растительный покров водохранилищ, прудов, карьеров 
и др. 

 

2.2. Планирование основных маршрутов исследований 

 

Осуществляется до начала экспедиционных работ. До начала полевых ис-

следований  необходимо  проработать  как  можно  более  богатый  картографиче-
ский материал: региональный атлас или карту республики (области) масштабом 
1:500 000  (в  1 см  –  5  км),  1:400 000  (в  1  см  –  4  км),  1: 200 000  (в  1  см  –  2  км), 
1:100 000 (в 1 см – 1 км), космоснимки, подробные карты лесничеств и обходов, 
таксационные  описания  лесов,  отмечая  при  этом  необходимые  для  обследова-
ния  водные  объекты  (включая  определенный  набор  однотипных  объектов  для 
достоверной  выборки,  а  также  наиболее  интересные  и  редкие  для  местности 
типы  водных  объектов)  (Щербаков,  2003;  Щербаков,  Майоров,  2006).  Удобно 
планировать  маршрут  и  основные  пункты  исследований  при  помощи  програм-
мы  «Ozi  Explorer».  Эта  программа  позволяет  дешифрировать  водные  объекты 
различного типа, отмечать путь следования и места остановок на картах и кос-
моснимках, загруженных в GPS-навигатор или персональный компьютер.  

Маршрут  исследований  составляется  таким  образом,  чтобы  в  окрестно-

стях  постоянной  или  временной  базы  исследований  экскурсии  охватывали  как 
можно большее количество водных объектов различного типа и водных объек-
тов  одного  типа,  возможность  подъезда  до  них  автомобильным  транспортом  с 
исследовательским оборудованием. С целью получения наиболее эффективных 
и достоверных результатов при детальной проработке маршрутов исследований 
также необходимо учитывать знания о закономерностях распространения видов 
растений и об их приуроченности к определенным условиям обитания.  

Во время составления маршрутов исследований, а также при выборе объ-

екта  исследований  будет  удобно  воспользоваться  классификацией  водоемов  и 
водотоков, предложенной А.В. Щербаковым (2003) для Средней России. 

1. 

Озера

 и 

пруды

 

материковые

1.1. 

Озера

 

материковые

 и сходные с ними водоемы: 

1.1.1.  Котловинно-моренные  озера;  1.1.1а.  Песчаные,  песчано-гравийные 

и глинистые карьеры; 1.1.2. Водноледниковые озера; 1.1.2а. Торфяные карьеры; 
1.1.3. Террасовые озера-старицы; 1.1.4. Карстовые озера. 

1.2. 

Пруды

 

материковые

1.2.1.  Предназначенные  для  полива  и  водопоя  скота;  1.2.2.  Пруды-

охладители;  1.2.3.  Мельничные;  1.2.4.  Рыбоводные;  1.2.5.  Противопожарные  и 
для содержания водоплавающей птицы; 1.2.6. Рекреационные и декоративные. 


background image

46 

 

2. 

Реки  и  каналы 

(с  дальнейшим  делением  рек  по  геоморфологическим 

районам, а каналов – по назначению): 

2.1. Судоходные; 2.2. Малые.  
2/3. 

Водоемы переходного типа

 от рек к пойменным озерам (протоки, ру-

кава, затоны). 

3. 

Пойменные озера

 и 

пруды

3.1. Пойменные озера (старицы); 3.2. Пойменные пруды, или блюдца. 
4. 

Водохранилища

.  

5. 

Эфемерные

 

водоемы

5.1. Лужи; 5.2. Дорожные колеи; 5.3. Периодически обводняющиеся при-

дорожные кюветы. 

6. 

Обводненные болота

 

2.3. Выявление флористического состава водного объекта (или объектов) 

 
Подготовительный  этап.  Составление  предварительного  флористиче-

ского списка  водоемов или водотоков. 

Прежде, чем изучить водную флору ка-

кой-либо  территории  или флору конкретного водного объекта, необходимо со-
ставить  начальный  флористический  список  изучаемых  объектов.  Предвари-
тельный  список  таксонов,  которые  могут  быть  встречены  на  водоемах  и  (или) 
водотоках изучаемой территории, составляется на основе фондовых гербарных 
коллекций  и  опубликованных  «Флор…»  (например,  «Флора  Средней  полосы 
Европейской  части  России»  (Маевский,  2006),  «Флора  водоемов  волжского 
бассейна» (2009), «Сосудистые растения Республики Мордовия: конспект фло-
ры»  (2010)  и  др.).  Необходимо  по  возможности  использовать  всю  доступную 
флористическую литературу разных лет. В поиске литературных источников по 
теме  исследований  может  помочь  такое  издание,  как  «Флора  Средней  России: 
аннотированная библиография» (1998, 2002, 2006, 2011, 2013). Кроме того, бу-
дет  полезной  работа  в  краеведческих  отделах  республиканских  и  областных 
библиотек.  При  составлении  начального  списка  следует  учитывать  флористи-
ческие  списки  соседних  районов  и  регионов,  так  как  для  видов  не  существует 
административных границ. Таким образом, зная, что вид встречается на сопре-
дельных территориях, можно сделать предположение о нахождении его в месте 
Ваших исследований.  

Работа  с  гербарными  коллекциями  необходима,  в  первую  очередь,  для 

знакомства с диагностическими признаками родов и  видов водных и прибреж-
но-водных  растений  (например,  родов 

Typha

Sparganium

Potamogeton

Najas

Caulinia

Batrachium

Elatine 

и др.) (Щербаков, Майоров, 2006). Особенно важна 

работа с гербарными образцами  редких водных растений, так как, зная  все де-
тали их строения, можно организовать  специальный поиск  нужного вида в во-
доемах и водотоках определенного типа. Во-вторых, информация, содержащая-
ся  в  гербарных  этикетках,  дает  понятие  о  распространении  вида  на  изучаемой 
территории, а также об особенностях его экологии  (с точки зрения приурочен-
ности к определенным условиям обитания).  


background image

47 

 

После знакомства с гербарными коллекциями и литературными источни-

ками составляют рабочий список видов.  

Полевой этап исследований. Особенности обследования водных объектов 

различного типа.

  

Исходя  из  задач  исследований,  на  полевом  этапе  водную  флору  региона 

или  флору  конкретных  водных  объектов  можно  изучать  маршрутным,  стацио-
нарным  или  маршрутно-стационарным  методами.  Если  перед  исследователем 
стоит  задача  выявить  водную  флору  какого-либо  территориального  выдела,  то 
все  маршрутные,  стационарные  или  смешанные  исследования  рекомендуется 
проводить на основе метода сеточного картографирования территории (см. гла-
ву 1). Для этого территорию делят на равные квадраты размером 10 × 10 км, ба-
зой  которых,  например,  может  стать  сетка  «Atlas  Florae  Europaeae»  с  длиной 
стороны  квадрата  50  км.  Затем  ведется  обследование  водных  объектов  внутри 
полученных  квадратов.  Для  наиболее  полного  выявления  флористического  со-
става  и  получения  достоверных  результатов  исследований  необходимо  обсле-
довать  водные  объекты  различного  типа  не  менее  чем  в  55–60  %  квадратов 
(Щербаков, 2003). 

Если поставлена задача – изучить флору водных объектов определенного 

типа  (рек,  стариц,  озер,  прудов  и  др.)  или,  например,  флору  водоемов,  являю-
щихся  особо  охраняемыми  природными  территориями,  то  необходимо  обсле-
довать как можно большее количество однотипных водных объектов. 

В полевой сезон рекомендуется посещать водоемы, расположенные в раз-

личных частях района исследований (северная, южная, восточная и западная), а 
отдельные  водоемы  интересно  наблюдать  в  течение  всего  вегетационного  пе-
риода. 

Во время полевых работ часто возникают трудности, связанные с морфо-

логическими  особенностями  водных  объектов.  Поэтому  ниже  приводим  реко-
мендации по обследованию водных объектов различного типа.  

Растительный  покров  обычно  хорошо  развит  в  озерах  и  речных  заводях. 

Крупные  реки  изучают  с  лодки  или  путем  прохода  их  по  береговой  линии. 
Например,  пешим  ходом  удобно  обследовать  отмели,  мелководья,  небольшие 
заводи, устья притоков. На лодке проплывают более глубокие участки русла. В 
малых  реках  водная  растительность  наиболее  развита  на  открытых,  незакуста-
ренных участках, на перекатах, а на плесах обычно ограничивается узкой поло-
сой  растений  уреза  воды  и  прибрежных  растений.  Методика  обследования  ма-
лых рек зависит от густоты сети автомобильных дорог в изучаемой местности и 
их  качества.  При  густой  автодорожной  сети  малые  реки  лучше  обследовать  с 
берега.  Удобно  пользоваться  гидрокостюмом  или  высокими  резиновыми  сапо-
гами, двигаясь на небольшом отрезке реки против течения с целью сохранения 
подводной  видимости,  т.к.  взмученные  частицы,  снижающие  видимость  и  воз-


background image

48 

 

можность  поиска  мелких  водных  растений,  уносятся  течением.  Если  автодо-
рожная  сеть  развита  слабо,  для  обследования  малых  рек  можно  использовать 
байдарку.  Следует  также  учитывать,  что  лесные  реки  в  20–30 км  их  верхнего 
течения  часто  практически  непроходимы  из-за  завалов.  При  обследовании  рек 
следует  уделять  внимание  также  водоемам  в  их  поймах  и  притокам.  На  один 
линейный проход вдоль реки протяженностью 7–10 км допустимо обследовать 
малые реки «точечным» методом (то есть, осматривая участки рек протяженно-
стью 1–1,5 км) (Щербаков, 2003). 

При  изучении  озер  (как  материковых,  так  и  пойменных),  выработанных 

карьеров  и  водохранилищ  необходима  лодка.  Если  озеро  или  карьер  не  очень 
велики, вполне достаточно одноместной резиновой лодки. На крупных озерах и 
на водохранилищах обычно есть лодка или лодочные станции, но лучше иметь 
в  запасе  одно-  или  двухместную  резиновую  лодку  размером,  вмещающую  не-
обходимый  рабочий  инвентарь  и  один-два  человека.  При  обследовании  озера 
следует  проплыть  вдоль  береговой  линии  по  всему  периметру  водоема,  двига-
ясь зигзагами от береговой линии до границы водных растений и обратно. Же-
лательно  хотя бы один раз пересечь водоем поперек. При использовании рези-
новой лодки  в случае, когда ветер дует  вдоль длинной  оси  водоема, удобнее  и 
продуктивнее перемещаться от наветренного берега к подветренному.  

Изучение флоры сточного пруда лучше начинать с его приплотинной ча-

сти, куда течением сносятся обрывки растений. Исследование бессточного пру-
да  лучше  начинать  с  подветренного  берега;  на  этот  же  берег  следует  направ-
ляться  и  с  плотины  сточного  пруда.  При  изучении  декоративных  или  вышед-
ших из хозяйственного использования прудов также может понадобиться лодка 
(Щербаков, Майоров, 2006). 

Если  нет  возможности  найти  лодку,  то  нужно  тщательно  обследовать 

мелководные зоны водных  объектов с помощью  высоких резиновых сапог или 
гидрокостюма.  В  случае  сильно  заиленных  берегов  и  мелководий  заходить  в 
водоем без лодки в целях безопасности не стóит. 

Во  время  экскурсий  при  посещении  водного  объекта  исследователь  на 

основе  рабочего  флористического  списка  составляет  список  встреченных  рас-
тений.  Для  экономии  времени  информацию  о  водном  объекте  заносят  в  бланк 
описания  флоры,  основное  содержание  которого  составляет    предварительный 
рабочий  флористический  список  (Щербаков,  2003;  Щербаков,  Майоров,  2006). 
Бланки  флористических  описаний  для  многодневных  экспедиций  заготавлива-
ют заранее, а их количество соответствует числу запланированных для посеще-
ния мест + 10 запасных. То количество бланков, которое нужно взять на марш-
рут,  соответствует  также  числу  располагающихся  на  нем  водных  объектов  +  2 
запасных. В бланке простым карандашом или шариковой ручкой с черной пас-
той  (записи  сохраняются  даже  после  намокания  бумаги)  подчеркиваются 


background image

49 

 

встреченные виды, а также указывается географическое расположение водного 
объекта, его размеры, глубина (если есть возможность ее измерить), температу-
ра,  цвет  и  прозрачность  воды,  скорость  течения,  доминирующие  виды  и  сооб-
щества. Для рек указывают, какой берег обследуется: правый или левый. В гра-
фу  «Примечания»  заносят  неотмеченные  в  основном  списке  виды,  какие-либо 
выделяющиеся особенности объекта или напрашивающиеся умозрительные за-
ключения. Ниже приводится пример бланка описания водной флоры. 

Особенности  гербаризации  водных  растений.

  Во  время  любых  полевых 

исследований  нужно  собирать  гербарные  образцы  для  подтверждения  произ-
растания  вида  на  данной  территории.  В  гербарий  берутся  виды,  не  указанные 
ранее с исследуемого места и растения, трудно определяемые в полевых  усло-
виях (узколистные рдесты, шелковники, повойнички, болотники, пузырчатки и 
др.). 

Начинающим  исследователям  рекомендуется  собирать  неизвестные  им 

виды для дальнейшего определения по специальным «Флорам…» и «Определи-
телям…».  При  сборе  образцы  снабжают  черновыми  гербарными  этикетками, 
куда вносят данные о географическом положении местонахождения, состоянии 
популяции (особенно для редких видов), особенностях условий обитания, дату, 
фамилию и инициалы собравшего гербарный образец. 

Для сбора растений на водоеме, как и в поле, необходимо иметь копалку 

или нож с длинным лезвием, которые хранят в специальных чехлах или футля-
рах. Для сбора водных растений нужны водяные грабельки (небольшие огород-
ные грабельки, насаженные на ручку длиной до 2 м). На ручке грабель делают 
разметку  для  измерения  глубины  произрастания  растения.  Растения,  извлечен-
ные из воды, быстро  теряют влагу, поэтому  рекомендуется иметь  при себе по-
лиэтиленовые мешки или плёнку. В них нежные водные растения сохраняются 
до прихода на базу исследований (Лисицына, 2003). Если вдруг с собой мешка 
не оказалось, то собранное растение можно завернуть в крупные листья репей-
ника,  щавеля  или  частухи.  Прибрежные  и  земноводные  растения  собирают  в 
гербарную  папку.  Нужно  стремиться  собирать  растения  более  полно,  чтобы 
присутствовали все органы: корни, стебли, подводные и плавающие на поверх-
ности воды листья, цветки, плоды, семена. 

Многие водные растения имеют слабые стебли (виды родов 

Potamogeton

Myriophyllum

Utricularia

Batrachium

),  поэтому  в  гербарий  их  закладывают 

кольцом или дугой. Водные растения со слипающимися вне воды листьями (уз-
колистные  рдесты,  шелковники,  болотники,  роголистники,  пузырчатки,  занни-
келлия и некоторые другие) следует закладывать прямо в воде в полевых усло-
виях или в тазике с водой при возвращении на место стоянки (Рычин, 1948; Ли-
сицына, 2003, 2006; Щербаков, Майоров, 2006).