ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Наглядные пособия

Итак, что же такое наглядные пособия. Если мы заглянем в Педагогическую энциклопедию, то найдём следующее определение - это плоскостные объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном препарированном виде.

Наглядные пособия делятся на две основных группы:

. Натуральные (состоят из природных/производственных объектов)

. Изобразительные


Графические наглядные пособия

1 Таблицы

Графические наглядные пособия - самые распространённые в преподавании географии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и относительной простотой изготовления.

Очень часто таблицы применяются в экономической географии, но могут использоваться и в физической. В.А.Жучкевич пишет, что таблицы - это своеобразный переход от текста к рисунку. Работая с таблицей, учащиеся не только усваивают географические закономерности, но и приобретают навыки работы с цифровым материалом. С помощью таблиц необходимо научить выявлять закономерности, разбираться в них, выделять главное из ряда фактов. Обычно используются таблицы, помещённые в книгах, но лучше, если методически обработанная таблица вывешивается перед классом. Таблица должна быть легко обозримой, простой и наглядной, её нельзя перегружать лишними деталями.

В таблицах кроме цифр могут быть помещены условные и словесные характеристики, может применяться система условных знаков или силуэтных рисунков.

Вывешенную перед классом таблицу нужно пояснять подробнее по следующему плану:

. Что показано в таблице;

. Основные наименования, позиции, единицы измерения;

. Характерные цифровые показатели;

. Общие выводы на основании цифр.

Таблица будет понятной и принесёт пользу, если она будет пояснена и на её обозрение и осознание будет предоставлено какое-то время.

3.2 Графики

График - это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Чаще графики используют в экономической географии: с их помощью удобно показывать изменение явлений во времени. В физической географии наиболее распространены гипсографические кривые, где по вертикали откладывают высоты суши и глубины океанов, а по горизонтали - расстояния. Они дают наглядную характеристику рельефа земной поверхности.

Достоинства графика не только в наглядности, но и в простоте определения функций по значениям аргумента. С элементарными правилами построения графиков школьники знакомятся ещё в младших классах.

3.3 Диаграммы

По мнению В.А.Жучкевича, диаграммы - самый распространённый вид условных наглядных пособий; основное их назначение - наглядно выразить количественные соотношения. Диаграммы можно разделить на столбиковые, квадратные, многоугольные, кубические, круговые, кольцевые, фигурные и объёмные. Нередко в одном наглядном пособии могут сочетаться различные виды диаграмм; кроме того, каждый вид может быть усложнён.


Столбиковые диаграммы применяют для графического выражения абсолютных величин. Чаще столбики располагаются от больших к меньшим. Достоинство этого вида диаграмм - предельная простота.

Круговые диаграммы уместны тогда, когда нужно показать удельный вес определённого явления в их общей сумме. Изредка применяют комбинированные круговые диаграммы, в которых каждый сектор круга изображает две или три величины.

3.4 Схемы, календари

В.А.Жучкевич пишет, что схема упрощённо отображает и само явление, и связи между его отдельными сторонами. Освобождая наше восприятие от второстепенных деталей, схема помогает лучше понять главное, уяснить то, на что иногда требуются многие страницы текста. Используют схемы как в экономической, так и в физической географии. Часто применяются классификационные схемы, схемы связей.

Круговорот воды в природе - яркий пример схемы в физической географии.

В календарных схемах показывается распределение явления во времени. В школах календари могут заменить географическую стенгазету. Они имеют образовательное и воспитательное значение. Целесообразно отмечать в календаре лишь важнейшие события. Экономико- и физико-географические календари делаются отдельно. Фенологические календари и календари природы ведуться в 6-8 классах. Наблюдают температуру, облачность, осадки, ветер.

3.5 Профили

Для лучшего представления о формах поверхности на местности, изображённой на плане горизонталями, строят профили. Профилем называют воображаемый вертикальный разрез местности по определенному направлению. Процесс изготовления профиля закрепляет навыки работы с картой.

Профили могут быть геологическими, почвенными, климатическими, гипсометрическими.

С помощью профиля можно представить какое-либо явление в обобщённом виде: на профиле вертикальной поясности - типичная сменяемость растительных зон при поднятии вверх.

3.6 Графика на классной доске

Рисунок учителя на классной доске можно отнести к графическим наглядным пособиям. Рисунок появляется на глазах учащихся одновременно с объяснительным словом учителя. Это поддерживает внимание учеников, способствует созданию правильных и отчётливых географических представлений. Рисунок учителя должен быть перенесён в тетради учащихся. Рисунки постоянно возвращают учащихся к ранее пройденному материалу. Просматривая свои тетради, ученики невольно вдумываются в содержание рисунков и вспоминают ранее изученный материал.

Рисунки используют в следующих случаях:

. Когда нет необходимого пособия.

. Когда наглядное пособие имеется, но требуется его дополнить или детализировать с помощью рисунка.

. Необходимо показать динамику происходящего процесса.

3.7 Графические пособия на основе карты

По мнению В.А.Жучкевича большая часть географических наглядных пособий связана в географии с картой. Карту можно сочетать с текстом, показывая текущие события за определённый срок на карте, снабжая их сообщениями на карточках, прикрепляемых к полям вокруг карты. Карту можно использовать для показа мемориальных названий. Эти пособия можно назвать картографическими монтажами.


Близки к ним электрифицированные карты (демонстрационные и проверочные). Демонстрационные применяются для объяснения и выделения какого-либо явления; проверочные - для самопроверки, самостоятельной работы и контроля.

Распространённый вид картографического произведения - картограмма. На картограммах показывают распределение явлений по данной территории. Часто применяют и картодиаграммы.

Для изготовления специальных карт можно применять силуэтные условные знаки и рисунки, позволяющие показать то или иное явление на уже готовой карте. Можно для проверки предложить ученику приколоть к карте условные знаки.

Широкое применение находят карты-сравнения. Карта одной территории накладывается на карту другой территории.

Наложение полезно, чтобы обратить внимание на размеры и географическое положение какой-либо страны.


Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми. Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе.

К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.